2009-11-24 14:45
«Советская Россия» - Екатерина Польгуева
Стоит ли ждать чего-то от партии власти или готовится всего лишь очередной тупик для страны – выясняла «Советская Россия».
В минувшие выходные в Петербурге, как всегда массово и пафосно, прошел XI съезд "Единой России", собравший 600 делегатов и более двух тысяч гостей
Как отмечали телекомментаторы, которые вели репортажи со съезда, в выставочном комплекса "Ленэкспо" поначалу даже посадочных мест для всех не хватило. Впрочем, это, наверное, было единственное, что отличало данный партийный форум от предыдущего, который состоялся в московском Гостином Дворе, где места для всех хватало. А сенсации "единороссовских" собраний, очевидно, закончились осенью 2007-го, когда тогдашний президент Владимир Путин решил возглавить список "Единой России" на парламентских выборах, а также впоследствии и саму партию.
Тем не менее сказать, что, съезд вылился исключительно в формальное мероприятие, все же нельзя. Некоторой политической интриги в это, в общем, действительно традиционное бюрократическое действо добавило выступление президента Медведева. На первый взгляд оно тоже носило ритуальный характер. Небольшое по объему и вроде бы комплиментарное по содержанию, выступление это было выдержано почти в духе приветствий партийным съездам. Но сколько бы руководители "Единой России" ни делали вид, что глава государства выразил-де им полное доверие, от сути сказанного Медведевым уйти трудно.
Между тем глава государства, заметив, что "Единая Россия" как партия правящая и поэтому ответственная за положение дел в стране", поддержала "в федеральном и региональных парламентах, в местных советах... практически все меры, предложенные президентом, правительством, Центральным банком нашей страны" , фактически сразу отметил неэффективность этих мер. А как еще можно расценить такие, например, высказывания Медведева: "Должен специально подчеркнуть, что выполнять взятые на себя обязательства, безусловно, крайне необходимо, но недостаточно. Нужно обеспечить возобновление роста экономики и доходов наших граждан" .
Или ставший уже чуть ли не коронным тезис Медведева об отсутствии в России нормальной экономики: "Нашей стране требуется новая экономика, умная экономика, основанная на интеллектуальном превосходстве и производстве уникальных знаний, нацеленная на непрерывное улучшение качества жизни людей через создание именно новых технологий".
Понятно, что, по мнению Медведева, такой умной экономки в современной России сегодня нет, и это в некотором роде снимает с него всю полноту ответственности за кризисные провалы.
Осторожно, но в принципе недвусмысленно, выразил Медведев и свое отношение к демократии "по-единороссовски", а также к будущему такой демократии: "Выборы, призванные быть всенародным волеизъявлением, состязанием идей и программ, в результате этого иногда превращаются в некие истории, когда демократические процедуры путаются с административными... Демократия существует, в конце концов, не для партий - правящих или оппозиционных. Демократия существует для граждан, для того, чтобы народ смог реализовать свое исключительное право на управление государством, своей страной, а партия - только инструмент, да, очень важный, крайне необходимый, но лишь инструмент, средство, а не цель..."Единая Россия" сможет добиваться перемен только в том случае, если будет меняться сама, я думаю, это очевидная вещь. Партия должна все время быть современной, чтобы не устареть, чтобы не отстать от жизни и от собственного избирателя" .
Все это можно было бы принять как конструктивную, даже заранее оговоренную критику в адрес "Единой России" со стороны своего, близкого соратника, но при одном важном условии. Если бы на эту критику последовала хоть какая-то реакция (назвать серьезной реакцией обязательство участвовать в дальнейшем в предвыборных дебатах, язык как-то не поворачивается). Но весь характер съезда продемонстрировал: никакой внутренней модернизации и перемен "Единая Россия" не желает. Более того, скорее всего просто не способна к этому.
Прежде всего это показал доклад Владимира Путина. Он (и уже не впервые) вовсе не напоминал отчет партийного руководителя. Понятно, что как таковые партийные дела от Путина по-прежнему чрезвычайно далеки. Хотя тот факт, что "Единая Россия - "это не обычная общественная организация... это партия лидеров и руководителей, партия власти" , был вынужден признать и президент Медведев. И пусть признание это звучало в комплиментарном тоне, на самом-то деле оно есть свидетельство незаконности данной структуры. Ибо никакой "партии власти" российское законодательство не предполагает.
А доклад лидера партии Владимира Путина звучал как выступление премьер-министра с отчетом о проделанной работе. Однако с отчетом очень своеобразным, в путинском, так сказать, духе: когда о реальных проблемах говорится вскользь, их истинные причины не выявляются (напротив, нивелируются, чтобы неприглядное положение дел не стало столь очевидным), а, значит, - и не определяются пути выхода из кризиса.
Год назад доклад Владимира Путина на съезде "Единой России" удивил свой бессодержательностью. Буквально через месяц после того, как Путин утверждал, что Россия останется-де островом стабильности в море кризиса, кризис этот обрушился на страну с непредвиденной (властями) силой. А в путинской речи 2008 года - ни намека ни на причины такого обвала, ни на программу действий. Однако, как выяснилось, Путину то его выступление (а значит, и образ действий) представляется весьма удачным.
"Ситуация, как вы помните, была тогда очень напряженной, нервной, я бы даже сказал, сложной.
Кризис только набирал обороты. Мы обещали сделать все, чтобы коллапс 1991 и 1998 годов в нашей стране больше не повторился. Да, проблем еще много. Но сегодня мы все-таки с уверенностью можем сказать: это обещание мы выполнили" , - заявил он.
Неудивительно, что дальше с помощью многочисленных статистических данных была нарисована некая виртуальная реальность, в которой кризис вроде бы и есть, а вроде бы и нет. Потому как в принципе все благополучно. "В 2010 году мы продолжим эту программу. Предприятия смогут привлечь кредитов более чем на 500 млрд рублей... В 2010 году государственный оборонный заказ будет увеличен еще на 8,5%, составит 1 трлн 175 млрд рублей... В последние годы многое сделано для реконструкции оборонного комплекса. Здесь появились крупные, интегрированные холдинги" . В общем, рождаемость в России растет, смертность падает, ипотека развивается. С автопромом проблемы - ну так это по всему миру проблемы.
Вообще эта ссылка на то, что в других странах сложностей даже больше, стала едва ли не главным аргументом, подтверждающим успехи. Как будто от наличия чужих проблем россиянам легче справляться с собственными. Тем более что не в виртуальной путинской реальности - и статистика другая. Так, в обнародованном буквально накануне съезда "ЕР" докладе Организации по экономическому сотрудничеству и развитию отмечается, что из всех стран "Большой восьмерки" сильнее всего упала экономика России. А лидируем мы лишь по росту цен и росту безработицы.
Но если реальные проблемы не признаются и способы их решения не ищутся, о какой модернизации можно говорить? Ключевое слово правительственных говорений - "оптимизация". В российской реальности - это уничтожение, сокращения, увольнения, будь то армия, промышленность или культура.
Несмотря на то что слово "модернизация" звучало на съезде постоянно, "единороссы" - от руководителей партии до рядовых - похоже, слабо представляют, что это такое. Наиболее ярко это проявилось в высказываниях именно "рядовых". Так, депутат Госдумы, делегат съезда Андрей Чиркин на полном серьезе утверждает, что "партийный проект "Управдом" - один из механизмов модернизации": "Новые управляющие домами будут отличаться от управдомов советской эпохи, это будут обученные менеджеры, которые в рамках товариществ собственников жилья будут отстаивать интересы жильцов своего дома перед управляющими компаниями и ресурсовырабатывающими организациями" . До чего эти самые эффективные менеджеры-модернизаторы довели нашу страну за последние полтора десятилетия, наверное, можно не напоминать каждому, кто живет в реальном, а не виртуальном "единороссовском" мире.
Председатель Высшего совета "Единой России" Борис Грызлов сформулировал и вовсе загадочный тезис. Оказывается, "Единая Россия" - партия "российского консерватизма" , который является "идеологией стабильности и развития, постоянного творческого обновления общества без застоев и революций" . Но каким образом консервативная партия намерена проводить глобальную модернизацию? Неясно.
А вот что собирается сохранять или консервировать "Единая Россия", более или менее понятно: тот самый губительный, ведущий к деградации во всех сферах жизни, но выгодный не способным к созиданию чиновникам статус-кво, сложившийся в последние десять лет.
К слову, Борис Грызлов уже проявил себя как истинный российский консерватор. Он едва ли не единственный из участников съезда вспомнил о приоритетах еще недавно бывших у всех на устах, а теперь прочно забытых "Стратегии-2020" и "Плана Путина". И в духе все того же консерватизма ни словом не обмолвился ни о конкретике этих приоритетов, ни о способах их достижения.
Ту же саму "консерваторскую" сущность и свое истинное отношение к политическим оппонентам Грызлов продемонстрировал, заявив: "Мы можем с полным правом сказать, что "Единая Россия" борется за будущее страны, а не против других партий. Из года в год КПРФ не может предложить ничего, кроме лозунга "отнять и поделить" . И уже мало кого вводит в заблуждение громко звенящая пустота ЛДПР" . Какие тут дебаты, какое умение слушать оппонента, а уж тем более воспринимать, пусть и критически, его предложения...
А как же с пожеланиями президента? Теми самыми: "Единая Россия" сможет добиваться перемен только в том случае, если будет меняться сама" . Да никак! Вот и обсуждаемых накануне съезда перемен в высшем руководстве "Единой России" не произошло. Все члены бюро Высшего совета (сопредседатели Шойгу, Лужков и Шаймиев) сохранили свои посты. Грызлов остался председателем Высшего совета. Причем голосовали за состав бюро скопом, а не персонально. Зато в "Единую Россию" наконец-то официально вступила Валентина Матвиенко, сразу введенная в Высший совет партии наряду с депутатами Андреем Исаевым и Татьяной Яковлевой, кинорежиссером Федором Бондарчуком и саксофонистом Игорем Бутманом, предпринимателем Александром Шохиным.
Что будет с "партией власти", да и с властью в целом, показавшими свою неспособность ни к какой модернизации в условиях мировых кризисов и перемен, - вопрос не самый существенный. Куда важнее, каково будущее страны, которой такая партия взялась руководить.
Все статьи раздела "Из жизни политических оппонентов"