2009-12-07 13:04
С.А. Строев, член Центрального районного комитета КПРФ Санкт-Петербурга
3-4 декабря 2009 года в Москве состоялась антиглобалистская конференция «Живи, Земля! От вражды к сотрудничеству цивилизаций». Свой взгляд на обсуждаемые в рамках движения антиглобалистов проблемы представил член Центрального районного комитета КПРФ Санкт-Петербурга Сергей Александрович Строев. Публикуем некоторые тезисы представленного им доклада, которые легли в основу его недавно опубликованной книги «Инструментарий капиталократии», презентация которой также состоялась на прошедшей конференции.
Установившаяся мировая система управления представляет собой результат диалектического единства как объективных процессов развития капитализма, так и реализации субъективных воль и проектов. Развитие капитализма на протяжении всей его истории объективно вело к расширению, объединению и слиянию рынков сырья, рабочей силы и готовой продукции. Это, в свою очередь, вело сначала к формированию национальных государств, затем – мировых колониальных империй, и, наконец, к формированию единых общемировых структур управления. Параллельно с этим происходил объективный процесс концентрации капитала (а, соответственно, и реальной власти) в руках всё более узкой группы лиц, что вело к перерождению национальных буржуазных демократий в мировую олигархическую диктатуру.
Кроме того, развитие капиталистических отношений, основанных на идее извлечения прибыли, привело к образованию средней нормы прибыли, что превратило деньги в товар. Соответственно, ростовщик, который в докапиталистическом обществе был маргинальной и осуждаемой (а зачастую и незаконной) фигурой, сделался необходимым и легальным участником производственной системы. Логика извлечения прибыли, приведшая к узакониванию ссудного процента, далее вела к узакониванию ещё более мошеннических схем, таких как «операции с частичным покрытием». На фоне этих процессов банкиры получили возможность путём искусственно создаваемых колебаний объёмов кредитов конструировать всё более масштабные финансово-экономические кризисы и в ходе них стремительно концентрировать собственность и власть в своих руках. Вершиной этой концентрации стало монопольное право частных банковских компаний печатать национальные валюты, то есть по нулевой для себя стоимости и в неограниченном количестве создавать знаки, являющиеся эквивалентом всей совокупности материальных ценностей. Тем самым, рынок, путём виртуализации финансовых единиц, из средства обмена продуктами в рамках разделения труда превратился в средство фактически безвозмездного их присвоения.
Присвоив монополию выпуска денег, банковская олигархия тем самым фактически присвоила (и добилась от человечества признания легальности этого присвоения) всю материальную Вселенную, превратив остальное человечество из собственников во временных держателей собственности. За счёт присвоения этой монополии олигархия заменила естественный эквивалентный рыночный обмен на опосредованную теперь уже виртуальным, искусственно управляемым рынком систему распределения, которая стала не просто орудием власти и тотального контроля, но орудием дрессировки человечества, выработки у него условных рефлексов. Обеспечив себе возможность практически без затрат труда и в произвольном количестве выпускать денежные знаки, мировая финансовая олигархия оказалась крайне заинтересована в том, чтобы придать им характер абсолютного и универсального эквивалента не только стоимости, но и вообще ценности.
Соответственно, в рамках создания системы капиталократии, мировая банковская олигархия поставила задачу придать всем без исключения ценностям коммерческий, опосредуемый деньгами характер. Те же духовные, культурные, моральные ценности, которые в принципе не поддаются монетизации, а потому ставят пределы и ограничивают опосредуемую деньгами власть, было решено по возможности полностью ликвидировать. Для их целенаправленного уничтожения был создан соответствующий инструментарий: парадигмы постмодерна, толерантности, политкорректности. С их помощью последовательно репрессируются и разрушаются любые ценности, нормы и отношения, выходящие за рамки цикла производства и потребления. Посредством совокупности СМИ и воспитательно-образовательных институтов идёт формовка нового человека, сведённого к двум простым функциям: стремлению максимально зарабатывать и максимально потреблять. Традиционные социальные институты, на протяжении тысячелетий сохранявшие и обеспечивавшие передачу из поколения в поколение культурных ценностей, в силу инерции и своего консервативного характера продолжают сохранять коды традиционной культуры, а потому затрудняют формовку идеального потребителя. Поэтому в настоящее время нация, Церковь, семья самым активным и сознательным образом разрушаются и разлагаются. Капиталократическая олигархия делает всё, чтобы разрушить социальные структуры и культурные коды, национальную и религиозную самоидентификацию, полностью атомизировать общество, превратить его в совокупность изолированных и отчуждённых друг от друга индивидов-потребителей с предсказуемым характером запросов, желаний и устремлений. Особенное внимание уделяется разрушению семьи как основного звена передачи культурных ценностей и кодов. С этой целью используются такие инструменты как идеология феминизма и «прав ребёнка» – с выходом на практику гендерного нивелирования и ювенальной юстиции.
Параллельно с этим с целью формирования хорошо управляемого идеального потребителя проводится целенаправленная политика по снижению уровня образования. Академическое предметное образование, формирующее целостную картину мира, заменяется на модульное, фрагментарное. Творческий процесс и формирование способности к самостоятельному мышлению заменяются банальной зубрёжкой и дрессировкой, что отражается в замене полноценных экзаменов тестированием.
Капиталократическая система, таким образом, с одной стороны, строится на разрушении культуры на всех уровнях начиная от духовно-религиозного, включая национально-культурный и заканчивая поведенческим и бытовым. С другой стороны, она ведёт к поступательной редукции не только суверенной национальной государственности, но и права как категории. Правовое гражданское общество уступает место всемирной диктатуре отчуждённой от национальных и геополитических субъектов олигархии.
Однако и сама олигархия не способна выйти за рамки безличной логики воспроизводства капиталократии. Стремясь сохранить своё господствующее положение в рамках законов циркуляции капитала, мировая олигархия вынуждена не только сохранять, но и повышать уровень потребления как за счёт его интенсивности (его уровню придаётся характер монопольного атрибута социального статуса), так и за счёт вовлечения в общество потребления всё новых групп человечества. Рост потребления всё быстрее приближает развязку двойного коллапса: истощения ресурсов Земли и вызванной разрушением биосферы экологической катастрофы.
Мировая финансовая олигархия не может не видеть неизбежность коллапса, но не имеет достаточной субъектности и коллективной воли, чтобы изменить направление реализации собственного проекта. Пределы возможностей капиталократической олигархии оказываются ограничены узким коридором, ведущим к гибели всё человечество, включая и саму олигархию.
С другой стороны необходимо отметить, что предлагаемые антиглобалистами проекты будущего на сегодня не имеют ни реалистичного способа реализации, ни социальной базы, поэтому повисают в пустоте и лишены исторически значимого результата. Важнейшим вопросом сейчас становится не столько картина желательного будущего (каковая в общих чертах была обозначена на III Всероссийском Форуме Антиглобалистов), сколько социальная база и практический способ (и ресурсы) изменения траектории развития. До тех пор, пока эти вопросы остаются нерешёнными, деятельность антиглобалистского движения остаётся на самом деле созданием иллюзии таковой деятельности, то есть не более чем одним из симулякров в рамках капиталократической машины, несущей человечество к уже предельно близкой глобальной катастрофе.
Все статьи раздела "Коммунисты и российское общество"