2009-12-14 16:35
«Независимая газета»
Председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин в программной статье по случаю юбилея своего ведомства в крайне эмоциональной форме выразил отношение к современным реформам, пишет «Независимая газета». Многие положения его манифеста напрямую затрагивают самые болезненные проблемы государства. Вердикт автора однозначен: общество стоит перед выбором – антидемократический порядок или хаос. Эксперты «НГ» – политики, адвокаты и политологи – оценивают статью как попытку реанимации самых реакционных страниц прошлого.
Президент Дмитрий Медведев, поздравлявший Валерия Зорькина с юбилеем КС на следующий день после появления статьи, вряд ли чувствовал себя комфортно. Происходящее в стране после начала перестройки подверглось в произведении председателя Конституционного суда жесткой критике. Впрочем, и Медведев не остался в долгу, заявив о том, что следует поднимать авторитет суда. В то время как обычно Конституционный суд занимает в любом государстве такое важное место, что никто не радеет о повышении его статуса.
Статья изобилует резкими выражениями, соперничая по степени эмоционального накала с известным со времен перестройки письмом коммунистки Нины Андреевой, которая «не могла поступиться принципами»
Зорькин записывает во враги нации всех критиков МВД, помещая и свое ведомство в перечень пострадавших от клеветников: «В конце концов Дымовский, использованный в «антимилицейской кампании», всего лишь майор. Но в кампании против КС задействованы не майоры, а, так сказать, «маршалы». Сначала – Владимир Ярославцев, выступивший в испанской El Pais, затем – Анатолий Кононов, поддержавший коллегу».
Зорькин сигнализирует: «А поскольку все понимают, что просто так взять и ликвидировать МВД невозможно, то реальным содержанием проекта является, так сказать, «зачумление» ведомства». У председателя наготове важные исторические параллели, с намеком: «В конце 80-х годов такой проект очень активно осуществлялся по отношению к армии».
Автор статьи не боится ставить вопрос ребром: «Сколько ключевых звеньев в системе государственного управления надо подобным образом вывести за все возможные скобки, чтобы система в одночасье развалилась? При том, что ни о каких революционных очищениях речь, как мы понимаем, не идет. Нет ни революционной атмосферы, ни революционных кадров».
Критику в адрес правительственных ведомств он считает объявлением военных действий руководству государства: «А цель войны, политической и любой, – разрушить объект. Парализовать его. Дезорганизовать». Любимый прием патриотов – отождествлять свои постулаты с желаниями нации, простых граждан: «В том-то и беда, что это делают, «работая» не с противником, а со своим государством и своим обществом. Или они-то и являются противниками?»
«Если бы речь шла о дискуссии по поводу реальных несовершенств объекта под названием «Конституционный суд», то я как его руководитель сдувал бы каждую пылинку с мантии любого самого жесткого критика, обнаружителя реальных язв и пороков», – скромно замечает Зорькин. И размашисто выдает главный тезис: «Если государство не может обеспечить порядка демократическим образом, то граждане предпочтут антидемократический порядок хаосу. И потому главная цель государства – не допустить хаоса».
Зорькин поражен недогадливостью органов: «Неужели никто не понимает, что нам пытаются снова навязать перестроечные подходы? Неужели есть люди, которые искренне готовы поверить, что милицейские «революционные» майоры и судебные «революционные» маршалы руководимы в своей «революционности» чем-нибудь иным, нежели то, чем были руководимы их предшественники, актеры драмы под названием «обрушение СССл?
«Понятно, что самое страшное – это хаос, – замечает в ответ на гневные филиппики Зорькина президент Адвокатской палаты Москвы Генри Резник. – Беда в том, что если мы определены на такой выбор, то это означает, что мы навеки прокляты. В Конституции написано о том, что Россия – правовое государство. В правовом государстве, естественно, во главе угла – права человека. Россия реально – не правовое государство, но нам нужно дорастать до нашей продвинутой Конституции. Нам надо вырваться из этой дилеммы. У нас пока не персоноцентристская модель государственного устройства, она системоцентристская. Если мы не будем соблюдать нормы Конституции, определять смысл и применение этих правовых норм, мы будем телепаться, оправдывая произвол государства, нарушение закона со стороны чиновников. Нас будут пугать: иначе хаос! Я не думаю, что это тот выбор, который радует человека».
Глава Института проблем глобализации Михаил Делягин считает статью Зорькина «ярким проявлением пещерного бюрократического сознания»: «Суть его в том, что любая критика государства инспирирована врагами и нацелена не на устранение недостатков, а на создание хаоса. И если критикующего не удается замолчать, его уничтожают. А если нельзя убить, его посадят по 282-й статье, которая при попустительстве, кстати, Конституционного суда у нас прочно заняла место брежневской 70-й и, может быть, займет место сталинской 58-й. Проблема в том, что навязывание обществу неприемлемого для него порядка ведет к тому, что общество разрушает эту систему и создает хаос – помимо своей воли. И бюрократы, которые говорят, что самый плохой порядок лучше самого хорошего хаоса, правы – но в горизонте одного года. В стратегическом смысле навязывание обществу неприемлемого для него порядка сталкивает это общество в хаос. Это абсолютно порочная позиция – когда вы описываете ситуацию в нашей милиции, а вам говорят, что вы шпион и хотите разрушить страну».
Член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров отмечает: «Мне кажется, в 1993 году произошел некоторый слом, на него действительно было оказано грубое давление. Но вот то, что с ним происходит в этом году, меня как-то огорчает и удивляет. Эта статья – апофеоз. Странно, что «Российская газета» как официальное издание сочла возможным поместить статью, написанную крупным государственным деятелем, но в стилистике абсолютно недопустимой для председателя К+.
Петров напоминает: «И до этого он выступал в Питере с лекцией относительно того, что нам не хватает силы государства, жесткости и авторитаризма. Была и журнальная статья его по поводу дискуссии, которую начал Михаил Ходорковский относительно судебной системы, и там тоже был целый ряд личных выпадов, но вот то, что опубликовано на прошлой неделе, – это, конечно, тяжелый случай. Это демонстрация крайне неблагополучного положения в Конституционном суде: председатель там нервничает и находит странный, недопустимый способ реагирования».
Критикуя своих противников, замечает собеседник «НГ», Зорькин не дает ответа по существу на критику оппонентов. «Кононов работает в Конституционном суде практически столько, сколько сам Зорькин, то есть практически с самого начала, и возникает вопрос: как сам Конституционный суд считает – та особая позиция, с которой 50 с лишним раз выступал судья Кононов, в том числе по очень важным делам – о выборности губернаторов и т.д., – она вообще нужна суду?»
У политиков есть свои соображения о причинах появления статьи Валерия Зорькина. Один из видных функционеров партии «Справедливая Россия» Алексей Митрофанов на вопрос «НГ» тут же ответил, что все дело в скорых выборах. Но не президента или Госдумы, а самого председателя КС. «И поэтому Зорькину надо заранее политизировать себя, чтобы его возможный уход с нынешней должности выглядел именно политическим шагом». При этом, заметил Митрофанов, решения главы КС о наказании двух своих коллег-судей, о котором и о которых в своей статье он так много говорит, выглядят обратной стороной медали. «Зорькин на всякий случай делает и то, что от него требует власть, – а вдруг она все-таки решит его оставить». Не решит, уверен секретарь ЦК КПРФ Вадим Соловьев. «Зорькин не просто сидит на двух стульях, он между ними завис, а такая поза ни при каких обстоятельствах не может быть устойчива». В беседе с корреспондентом «НГ» Соловьев отметил, что в последнее время КС сильно сдал все те позиции, благодаря которым его поддержка в обществе была достаточно велика. «Общество всегда надеялось, что именно КС станет арбитром между ним и властью, но теперь в это верят все меньше и меньше людей».
«Основное в статье – консерватизм, – замечает член ЦК КПРФ, депутат Госдумы Олег Мельников. – Не надо ничего трогать, а то может сломаться. Не надо модернизации – наверное, и такая трактовка будет. Я знаю Зорькина как человека осторожного, но статья не является осторожной. Это жанр предупреждения: люди, будьте бдительны!»
Все статьи раздела "Правовые баррикады партии"