2009-12-22 17:25
Kprf.ru
22 декабря газета «Правда» публикует развернутый комментарий заместителя Председателя ЦК КПРФ, депутата Госдумы В.И. Кашина к отчёту правительства РФ об исполнении федерального бюджета за 2008 год
Кашин Владимир Иванович заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАСХН, депутат Государственной думы РФ (фракция КПРФ). |
Год 2008-й — это год начала окончательного краха исповедуемого властью, в том числе и его финансовой составляющей в лице Минфина, либерального курса реформ. Это год, когда прекратился золотой дождь нефтедолларов, которые так и не сумело правительство использовать на благо страны, на повышение благосостояния народа России. Распродаваемые невосполнимые ресурсы в виде вырученных долларов в итоге оказались в руках своих и чужих олигархов, банкиров, оставив страну у разбитого корыта.
ПОСАДИВ СТРАНУ на нефтяную иглу (нефтегазовые доходы в 2008 году составили 47,3% от всей совокупности доходов), власть привязала экономику страны к конъюнктуре мирового рынка. Высокие цены на нефть, которые держались несколько лет подряд, породили у высших чиновников, кроме жажды наживы, самоуверенность в непоколебимости сложившейся ситуации. Исходя из этих соображений, и был сверстан бюджет на 2008 год и даже на три года вперед. Однако в благостную картину вмешался кризис.
Развалив промышленность и сельское хозяйство, апологеты либеральных реформ заставили экономику России стоять на одной сырьевой ноге, что не добавило ей устойчивости, а скорее, наоборот, лишило ее этого свойства. Стоило только качнуться спросу на энергоносители вниз, как всё началось рушиться, несмотря на заявления правительства, что Россия находится в тихой заводи и кризис ее не коснется. Рост ВВП по сравнению с 2007 годом снизился почти на 3% и составил 5,6%. Рухнул вниз рубль по отношению к доллару и евро. Инфляция прыгнула вверх, достигнув 13,3%. Золотовалютные резервы, увеличившиеся за 2007 год на 175 млрд. долларов и составившие на начало 2008 года 478,8 млрд. долларов, к концу года снизились на 51,7 млрд. долларов. Чистый отток иностранного капитала составил 132,7 млрд. долларов, тогда как объем прямых иностранных инвестиций в 2008 году составил всего лишь 27 млрд. долларов.
Бюджет начало лихорадить. Четыре раза вносились изменения в закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Количество же изменений, внесенных в сводную бюджетную роспись в 2008 году, составило 27,5 тысячи. Это еще раз говорит о низком уровне профессионализма работников Минфина. В конце года правительство и Центральный банк Российской Федерации бросили огромные средства (почти 7 трлн. рублей) не на спасение реального сектора экономики, а на поддержку олигархического и банковского капитала. Результаты этой акции оказались фактически нулевыми. Значительная часть этих средств тут же была переведена на Запад. Вместо поддержки отечественного производителя бюджетные деньги в огромных объемах шли на поддержку экономики Запада. Только на покупку импортных продуктов питания было потрачено около 30 млрд. долларов. Объем импорта составил в 2008 году 292 млрд. долларов (130,6% к уровню 2007 года), при этом в структуре импорта возросла доля машин, оборудования и транспортных средств (около половины совокупного объема).
Характерной особенностью социально-экономического развития страны в 2008 году стало замедление промышленного производства по всем видам деятельности, а также ухудшение условий кредитования. Другими словами, деиндустриализация страны продолжилась. Рост промышленного производства составил всего лишь 2,1%. Добыча нефти упала почти на 1%. Наиболее значительный спад произошел в базовых отраслях — производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования,— почти на 8%. Продолжался спад в текстильном и швейном производстве, выпуске машин, технологического оборудования, пищевых продуктов. Из 1349 строек, предусмотренных к вводу в 2008 году, введена 301 стройка. Объем незавершенного строительства увеличился почти на 50 млрд. рублей.
Навязчивая идея правительства о невмешательстве государства в экономику в совокупности с либерализацией рынка электроэнергии и газа и переходом к свободным ценам привела к скачку цен не только на эти товары, но и на всё остальное. Рост цен на продовольственные товары шел со скоростью примерно 1% в месяц, непродовольственных — около 0,5% в месяц. В частности, цена мяса выросла на 22%, макаронных изделий — почти на 40%, хлеба и хлебобулочных изделий — на 26%, рыбы — на 15%, молока — на 12% и т.д. Из непродовольственных товаров больше всего подорожали медикаменты — в среднем на 18%, хотя цена некоторых из них подпрыгнула в 3—4 раза. На 20—25% выросла стоимость услуг населению.
Итогом явилось дальнейшее обнищание народа. Темп прироста реальных доходов населения значительно замедлился и составил в 2008 году всего лишь 2,9%. Дифференциация населения по уровню доходов увеличилась. Соотношение между средним уровнем доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных граждан составило 16,9 раза, хотя оно планировалось на уровне 15,4 раза (в 2007 году — 16,8 раза).
Стоимость минимального набора продуктов питания за год увеличилась почти на 18%. Средний размер пенсий, при громадных доходах государства от продажи ресурсов, составил всего лишь 4199 рублей, то есть около 24% среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по стране. Это всего лишь на 15% выше прожиточного минимума пенсионера в 3644 рубля. Хотя мы все понимаем, что это не минимальный прожиточный минимум, а минимум физического выживания человека. Да и этих выплат зачастую граждане добиваются только через суд. С каждым годом всё больше и больше средств федерального бюджета тратится на удовлетворение исков по решениям судов. В течение 2008 года по этой статье ушло более 20 млрд. рублей. Если не призвать чиновников к ответу за принимаемые решения, то скоро по судебным искам будет расходоваться средств больше, чем на здравоохранение или образование.
Провалено финансирование практически всех федеральных целевых программ (ФЦП), включая и приоритетные. Например, по Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006—2008 годы) не выполнено 62% мероприятий, в том числе в сфере модернизации здравоохранения и образования, совершенствования пенсионной системы, антимонопольной политики и т.д. Ниже запланированного профинансированы такие статьи бюджета, как здравоохранение, социальная политика, национальная экономика, ЖКХ, охрана окружающей среды. Общий объем неисполненных расходов федерального бюджета составил почти 170 млрд. рублей. В целом по ФЦП недофинансирование составило более 22 млрд. рублей. Федеральная адресная инвестиционная программа недофинансирована на 17 млрд. рублей. По ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» из 31 показателя выполнены только 16. Из 55 запланированных водоохранных зон не создано ни одной, не выполнены задания по клубным учреждениям и фельдшерско-акушерским пунктам и т.д. Общая сумма недофинансирования приоритетных программ (здравоохранение, образование и доступное жилье) составила 16,2 млрд. рублей (почти 6% запланированного).
На кризисные явления наложился и недостаточный контроль со стороны правительственных структур за использованием бюджетных средств. Так, например, только по Министерству обороны выявлены нарушения на 100 млрд. рублей. Грубые нарушения бюджетного учета и отчетности в этом ведомстве составили 93 млрд. рублей. Недостоверность отчетности о ходе выполнения гособоронзаказа по капитальному строительству составила 4,5 млрд. рублей и т.д.
Итоги финансовой политики правительства надо признать провальными. Самое печальное, что выводов не сделано. Сегодня продолжается тот же монетаристский либеральный курс. Итоги текущего, 2009 года показывают, что кризис ничему не научил адептов свободного рынка. Вместо вложения средств в реальный сектор экономики по-прежнему основной объект внимания — банки и макроэкономические показатели. Но и с этой задачей правительство не справляется. Инфляция продолжает зашкаливать, и стерилизация денежной массы как не помогала, так и не помогает. За 9 месяцев 2009 г. рост цен превысил 9%, к концу года он неизбежно перешагнет за 10%. Снижение реальных доходов населения спровоцировало падение внутреннего спроса.
Почти 160 млрд. рублей дополнительно передано банкам. Но эффект нулевой: как были недоступными кредиты для производителей, таковыми они и остаются.
С большим отставанием идет финансирование целого ряда важных позиций федерального бюджета. В целом бюджет 2009 года за 10 месяцев по расходам и доходам исполнен на 70%. На 1 ноября 2009 года национальная экономика профинансирована только на 2/3. Сумма нереализованных средств достигла почти 900 млрд. рублей. И это в год кризиса! Здравоохранение, физкультура и спорт профинансированы только на 60%. Менее чем на 50% профинансированы целевые федеральные программы. Например, федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы» на 1 ноября 2009 года профинансирована всего лишь на 29%. Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года» — на 42%. А такая программа, как «Дети России», — всего лишь на 6%. Причем доля расходов на финансирование ФЦП из года в год снижается. Так, если в 2008 году она составила в объеме общих расходов бюджета 11%, то в текущем году — 10%, а на 2010 год запланировано 8,3%.
У власти по-прежнему нет ясной программы выхода из кризиса. Нет политической воли предпринять радикальные шаги по смене провалившегося курса. Это ярко проявилось в телеобщении премьера с гражданами России. Он не смог ответить конкретно фактически ни на один из задаваемых вопросов. Всё сводилось в основном к размытым обещаниям. Но обещаниями сыт не будешь. Не лучше обстояли дела и с посланием президента, который, скорее всего от безысходности, чуть ли не главной задачей объявил замену лампочек и сокращение временных поясов.
Несмотря на заявление президента о необходимости отказа от сырьевой модели, реальная политика правительства в этой части не меняется. Более того, распродажа невосполнимых запасов энергоресурсов набирает обороты. После того как газ и нефть закончатся, а это неизбежно произойдет, те, кто выкачивает последние соки из русской земли, перекочуют в теплые края, оставив холодную страну на произвол судьбы.
Грядущий год грозит стране новыми потрясениями и бедами. Власть в попытке латания дыр снова намерена залезть в карман народа. Готовится очередное резкое повышение цен и тарифов. Это съест все те подачки пенсионерам и ветеранам, которыми власть пытается задобрить старшее поколение. Додумались даже до того, что через Государственную думу протаскивается закон, который дает «добро» на платность для граждан, в нарушение Конституции РФ, исполнения государственных и муниципальных функций. То есть органы власти превращаются в коммерческие структуры. Дальше, как говорится, ехать некуда.
Наша партия и наша фракция давно предлагают свою программу выхода из той ситуации, куда завели страну отцы демократических «реформ». Только такая программа, которая учитывает интересы страны, интересы большинства народа, учитывающая современные тенденции исторического развития общества, базирующаяся на коллективистских принципах, опирающаяся на собственный потенциал, на его развитие, способна сплотить людей и вывести Россию из кризиса. То, чем занимаются сегодня правительство и проправительственное большинство в Думе,— это путь в никуда, это, как метко подметил народ, дорога из кризиса в тупик. Правительству давно следует или заняться серьезно экономикой, или уйти в отставку, прекратив издевательство над страной и народом.
Владимир КАШИН. Заместитель Председателя ЦК КПРФ, депутат Государственной думы, академик РАСХН.
Все статьи раздела "Коммунисты и российское общество"