2009-12-24 21:54
Kprf.ru
24 газета «Советская Россия» опубликовала подборку материалов Геннадия Турецкого про И.В. Сталина.
Станиславский был импульсивным человеком. Однажды во время репетиции он вспылил, что в реквизите театра нет веревки. В приливе чувств бросился звонить Сталину: «Невозможно работать, нет веревки!» Сталин спокойно выслушал и спросил: «А сколько веревки нужно?» – «Метра три». – «Хорошо, товарищ Станиславский, работайте спокойно». Через два часа к театру подъехал грузовик с трехтонной бухтой веревки.
Банкет в Кремле. Сталин прохаживается вдоль праздничного стола, попыхивая трубкой. Длинный величальный тост в честь Сталина произносит Алексей Толстой. Говорит долго, употребляя все более и более превосходные степени и эпитеты. Сталин ходит, слушает, потом останавливается и хлопает Толстого по плечу: «Хватит надрываться, граф».
Супруга А.Луначарского – актриса Малого театра Наталья Сац (Розенель) была самоуверенной, амбиционной женщиной, своим бестактным поведением частенько ставившей в неловкое положение мужа-наркома. Как-то Сталин сделал последнему замечание насчет поведения его жены. «Я люблю эту женщину, товарищ Сталин», – решительно возразил Луначарский. «Любите дома. А в казенной машине чтоб не смела разъезжать по магазинам и портнихам», – ответствовал вождь.
Из дневника К.Чуковского. «Вчера на съезде писателей сидел в 6-м ряду. Оглянулся: Борис Пастернак. Взял его в передние ряды. Вдруг появляются Каганович, Ворошилов, Андреев, Сталин. Что сделалось с залом! А ОН стоял, немного утомленный, задумчивый и величавый. Я оглянулся: у всех были влюбленные, нежные, одухотворенные и смеющиеся лица. Видеть его, просто видеть – для всех нас было счастьем. К нему все время обращалась с какими-то вопросами Демченко. И мы все ревновали, завидовали – счастливая! Когда ему аплодировали, он вынул часы и показал аудитории с прелестной улыбкой. И все мы зашептали: «Часы, часы, он показал часы». А потом, расходясь, уже после вешалок вновь вспоминали об этих часах. Пастернак шептал мне все время о НЕМ восторженные слова, а я – ему, и оба мы в один голос сказали: «Ах эта Демченко, заслонила его (на минуту)». Домой мы пришли вместе с Пастернаком, и оба упивались нашей радостью...».
Поэтесса Вера Инбер была племянницей Троцкого. Естественно, как родственницы «главного врага народа», ее сторонились, и потому в большой группе писателей, представленных в 1939 г. к награждению орденами, фамилии Инбер в списке не значилось.
На это обратил внимание не кто иной, как Сталин: «Она племянница Троцкого? Ну и что? Наградить орденом «Знак Почета». Вера Инбер прошла всю блокаду Ленинграда. Ее блокадные стихи заслуженно стали рядом со стихами Ольги Берггольц в литературной летописи подвига города-героя. В 1946 г. она была удостоена за них Сталинской премии.
Перед войной вышел Указ о наказании за опоздание на работу свыше 20 минут. На следующий день после его выхода Василий Иванович Качалов опоздал на час во МХАТ. В театре возникла паника, и директор театра запросил указания у Сталина. Пришел ответ в такой форме: «За недоведение до сведения народного артиста СССР тов. Качалова Указа Президиума Верховного Совета СССР объявить строгий выговор директору МХАТа».
В 1939 г. после победы на конкурсе юмористов Аркадий Райкин впервые был приглашен в Кремль на правительственный прием в честь 60-летия Сталина. Там он читал рассказ, в котором употреблялось слово «авоська». Во время его выступления Сталин не смеялся, только однажды наклонился к Ворошилову и что-то спросил. Когда Райкин закончил, воцарилась тишина, потому что Сталин долго сидел неподвижно. Наконец вождь зааплодировал, а за ним – все остальные. Райкина пригласили сесть за стол между Сталиным и Ворошиловым. И тут он спросил: «Товарищ Ворошилов, что во время моего выступления вам сказал товарищ Сталин? Это какая-то критика?» – «Товарищ Сталин спросил, что значит слово «авоська»?» Сидевший рядом Сталин налил актеру полный бокал коньяка и предложил тост: «За талантливых актеров!» Райкин выпил. Сталин налил снова: «За Ленинград, дающий нам талантливых актеров!» Райкин выпил второй бокал и захмелел. Его увели и отправили домой.
В начале 1942 г. гостиница «Москва» стала огромным общежитием многих представителей творческой интеллигенции. На одной из вечеринок у известного кинематографиста Романа Кармена произошло знакомство его жены-красавицы Нины (дочери Е.Ярославского) с Василием Сталиным. Между ними возникает бурный роман. В отчаянии Кармен пишет письмо Сталину, чтобы тот призвал сына к порядку и вернул ему жену. Ответ был короток: «Мужчина должен уметь сам защищать свою честь, а не писать жалобы». Но через некоторое время Нина все-таки вернулась к мужу.
Декабрь 1943 г. Вечер в Кремле после утверждения Гимна СССР. Справа и слева от Сталина – авторы слов: Габриэль Эль-Регистан и Сергей Михалков. Первый несколько раз настойчиво пытался положить на тарелку вождю ветчину. Реакция была такова: «Не ухаживайте за мной! Я здесь хозяин, а вы – гость. Я должен ухаживать за вами». Второй почтительно слушал тосты и добросовестно опорожнял фужеры с грузинским вином. Наблюдательный Сталин мягко сделал ему замечание: «Не надо пить до дна, надо пригублять. А то мне будет неинтересно с вами беседовать».
Во время одного из выступлений И.Козловского в Кремле члены Политбюро стали вызывать его «на бис» и предлагать что-то исполнить: «Спойте арию... Спойте романс...» Вмешался Сталин: «Нельзя покушаться на свободу художника. Товарищ Козловский хочет спеть «Я помню чудное мгновенье», а вы отвлекаете».
Однажды к Сталину по его вызову приехал не руководитель Союза писателей СССР Фадеев, а его заместитель Тихонов. Сталин спросил: «А где Фадеев?» – «Товарищ Фадеев уехал на охоту и еще не вернулся». – «У нас товарищ Шверник тоже любит охотиться. Но он уезжает в субботу, в воскресенье опохмеляется, а в понедельник выходит на работу». После случая вторичной подобной «охоты» Фадеева Сталин напрямую спросил его: «Где вы пропадали, товарищ Фадеев?» – «Был в запое», – с большевистской прямотой ответил тот. «А сколько дней он у вас обычно длится?» – «Дней 10–12, товарищ Сталин». – «А не можете ли вы, как коммунист, проводить это мероприятие дня в три-четыре?..»
Сталин смотрел премьеру оперы композитора И.Дзержинского «Поднятая целина». После просмотра он пригласил в аванложу композитора и постановщика Самосуда. «Как вы относитесь к классике?» – спросил вождь композитора. «Критически!» – без колебаний ответил тот, тогда еще студент консерватории. «Вот что, товарищ Дзержинский, рекомендую вам закупить все партии композиторов-классиков, спать на них, одеваться ими и учиться у них», – мягко посоветовал Сталин.
А Самосуду так же спокойно сказал: «Большой театр – святая сцена классического искусства, а не сцена портянок и навоза».
Однажды утром академик Евгений Тарле был разбужен телефонным звонком. Говорил Сталин: «Вы читали сегодняшнюю «Правду»?» – «Нет, товарищ Сталин, еще не успел». – «Ну и хорошо! И не читайте. А то я недоглядел». Тарле открыл газету и увидел, что в ней опубликована разгромная статья о его последней книге. А вскоре «Правда» опубликовала положительную статью о Тарле.
Сталину показывали фильм «Смелые люди». Ему понравилось, как Грибов скачет на лошади, и он похвалил: «Хорошо скачет артист Грибов». Последовало пояснение: «Товарищ Сталин, это рирпроекция». – «Что такое рирпроекция?» – «Грибов сидит на табуретке и подпрыгивает, а сзади под это подложен фон». Сталин удивился: «Вы что, на этой табуретке хотите обогнать Голливуд?»
Сталин смотрел фильм «Весна», в котором играла Любовь Орлова. Фильм понравился. Потом в просмотровом зале накрыли стол. Сталин поднял тост за создателей фильма, а потом предложил: «Пусть Жданов нам поиграет, а мы потанцуем». После чего пригласил Орлову и танцевал с ней почти все время, пока играл Жданов.
Артист Михаил Геловани, исполнитель роли Сталина в предвоенных историко-революционных фильмах, как-то попросил поселить его на даче Сталина у озера Рица. Когда об этом доложили вождю, тот спросил: «А почему Геловани хочет жить на Рице?» – «Хочет вживаться в ваш образ». – «Тогда пусть начнет с Туруханской ссылки».
Режиссер фильма и кинематографическое начальство на съемках фильма «Сталинградская битва» очень беспокоились, что актер Алексей Дикий, игравший вождя, говорит без акцента. Актер отвечал: «Только не учите меня. Я сам знаю, что нужно».
После выхода фильма Дикий пригласил к себе друзей, чтобы отпраздновать это событие. Выпили, закусили, и вдруг в полночь – звонок в дверь: «Собирайтесь. вас в Кремле ждет товарищ Сталин». «Э, нет», – ответил Дикий. – Как же я могу показаться Сталину, если я водку пил, чесноку наелся? Никак нельзя мне сейчас ехать...» Но ехать пришлось. В кабинете его встретил Сталин и поинтересовался: «Товарищ Дикий, мне понравилось, что вы говорили без всякого акцента, что вы и внешне не похожи на меня, и не пытались даже загримироваться. Но мне интересно, почему вы играли меня не так, как другие артисты? У тех и акцент, и сходство есть, а впечатление не то». – «Потому что я играл не вас. Я играл впечатление людей о Сталине». Сталину ответ настолько понравился, что он захлопал в ладоши.
Затем, по запаху распознав состояние актера, вышел из кабинета и вернулся, держа в руках бутылку вина и лимон. Дикому чуть капнул, выпил и сказал: «Вот теперь будем говорить с вами на равных».
Поговорили, очевидно, неплохо: во всех последующих фильмах роль Вождя и Учителя Дикий исполнил «на отлично», став народным артистом СССР, лауреатом пяти Сталинских премий.
Факты обобщил Геннадий Турецкий.
Все статьи раздела "Коммунисты и российское общество"