2009-12-25 22:03
kprf.ru
Регулярная подборка материалов СМИ, составляемая аналитиками ЦИПКР, включила в себя 25 декабря разнообразные материалы, касающиеся обсуждения в СМИ разговора Д.Медведева с руководителями трех федеральных телеканалов 24 декабря 2009 г.
Аналитики констатировали, что это обсуждение составило доминирующую часть информационного потока. Многие эксперты сопоставили данный формат общения президента РФ и даже стилистику с не так давно состоявшейся прямой телефонной линией «Разговор с Владимиром Путиным», что, в свою очередь, породило новый виток размышлений о дальнейшей судьбе «тандемократии» в России.
Однако тематика выступления двух «соперников» несколько различалась: если премьер традиционно преподносится как поборник социальных проблем общества, то Д.Медведев остался в рамках избранного и заявленного им ранее в Послании к Федеральному Собранию РФ «курса», зиждущегося на «универсальности» президента.
Затрагивался огромный спектр вопрос, касающихся как внутри-, так и внешнеполитической обстановки, среди наиболее важных: проблема модернизации экономики, необходимость реформы милиции, судьба российской армии, региональные выборы 11 октября и партийная система России, фармацевтика, ситуация на Северном Кавказе, трагедия «Невского экспресса», контакты с США и отношения с Украиной…
Президент подвёл итоги уходящего года, отметив среди «достижений», якобы, сохранение социальной и финансовой стабильности, а также программу государственной поддержки промышленных предприятий.
Среди малочисленных недостатков Д.Медведев признал неспособность властей препятствовать нарастанию безработицы, сохранение сырьевой модели экономики, и большое число неконкурентоспособных предприятий.
Прошедшие в октябре региональные выборы президент оценил, как справедливые и не признал факты массовых нарушений: «Количество нарушений точно не было массовым и точно не свидетельствует о том, что воля избирателей была существенным образом изменена. Выборы подтвердили существующий расклад политических сил… Кое-где были нарушения – наиболее серьезные сложности были в Дербенте, там будут новые выборы…».
Скептическое отношение было заявлено к представителям внесистемной оппозиции, на которую, по оценкам аналитиков, Кремль «ставку» делать не намерен: «Она потому и внесистемная, что она себя внутри политической системы не видит. Они сами выбрали такое место, это их право…».
Не прозвучало никакой критики «Единой России» и чиновничества, было ещё раз подчеркнуто нежелание осуществлять «кадровые революции» и со значительным оптимизмом заявлено об «обновлении» губернаторского корпуса.
Очевидно, приоритетом президента было обращение не к интеллектуальной элите, как ранее, а к «большинству», к электорату В.Путина.
И.Мельников позитивно оценил «Итоги года» и обозначившиеся перспективы развития политической системы России: «во многом она (программа) прошла достаточно интересно в связи с тем, что руководители телекомпаний задавали предельно откровенные прямые вопросы… Импонирует, что Дмитрий Медведев часто апеллировал к воле граждан, а не к каким-то соображениям "целесообразности", показал свое желание прислушиваться к общественному мнению, предстал перед телезрителями как ищущий и искренний человек, а не самоуверенный и самовлюбленный "мудрец", что часто характерно для руководителей этого уровня…».
О.Куликов поддерживает позицию товарища по партии: «Я смотрел выступление президента. Позитивно оцениваю тот факт, что такие выступления происходят, что власть отчитывается перед народом…».
Политолог Глеб Павловский: «Это была речь президента, которому недостаточно быть лидером каких-то культурных и гуманитарных элит, лидером креативного клана. Он за культурный класс спокоен и за него не борется, потому что он уже его. Но он понимает, что его обращение и главная интрига следующего года – это борьба именно на поле большинства. Вернее, на поле нового программирования старого большинства…».
Однако тема выборов, значительно приукрашенная президентом, главным аргументом которого стало небольшое количество поданных судебных исков, вызывают у коммунистов негодование: «Количество судебных исков не может служить мерилом чистоты выборов», - считает И.Мельников
В.Соловьев опроверг данные президента о количестве исков, поданных оппозицией: «Я не знаю, откуда у президента эти цифры. Считаю, что его дезинформировали. Только КПРФ подала в суды 47 исков и это только начало».
Необоснована, по мнению О.Куликова, и оценка состояния российской экономики: «кризис нанес мощный удар по ВВП и промышленности, особенно автомобильной, привел к уменьшению заработной платы и ухудшению качества жизни…».
Политологи рассматривают интервью Д.Медведева как «программное» выступление самостоятельного политика с большими амбициями, претендующего на доминирование на политическом «Олимпе».
Глеб Павловский: «это признак того, что он принял ряд внутренних решений и чувствует себя свободно…Он, строго говоря, выбрал более напряженный, более быстрый старт…Он начал и выбрал самый жесткий вариант старта, то есть реформу МВД. И это говорит о том, что он правильно понимает напряженность срока, который у него есть. Следующий год – год борьбы концепций. Год, когда для большинства страны станет ясно – имеет ли будущее его версия политики и модернизации…».
Дмитрий Орлов, напротив, отмечает в речи Д.Медведева преемственность В.Путина: «…не давал каких-то принципиально иных оценок ситуации в стране... Даже более того, в оценке выборов он дал намного более консервативную оценку, чем на съезде партии «Единая Россия»… И тональность, и содержание его оценок близки к оценкам премьер-министра…».
Все статьи раздела "Коммунисты и российское общество"