Все здравомыслящие люди понимают, что в такой стране, как Россия, с ее огромными пространствами жизненно необходима авиация. Возрождение этой отрасли даст огромный экономический эффект - отпадет необходимость закупок зарубежной авиатехники. Возрождение производства гражданских самолетов и комплектующих к ним на сотнях заводов даст возможность развиваться авиации, появится необходимость организации сотен тысяч рабочих мест для специалистов высшей квалификации. Это даст толчок к возрождению отечественной авиационной науки.
Авиационная промышленность всегда служила и служит локомотивом для развития смежных высокотехнологичных отраслей промышленности. Известно, что она и явилась колыбелью космонавтики.Наличие современной гражданской авиации для России - это не только связь огромных территорий (пример - последние задержки вылетов самолетов на Дальний Восток и в Сибирь), это не только заселенность огромных регионов, но и такие стратегические вопросы, как безопасность и целостность страны.
Под давлением общественного мнения, ученых, конструкторов, ветеранов авиации и космонавтики руководство страны вынуждено было принять ряд мер, которые, по мнению высшего эшелона власти, должны создать предпосылки для возрождения авиационной науки и авиационной промышленности страны.
22 февраля 2005 года в Жуковском под руководством президента В.В. Путина состоялось расширенное заседание Президиума Госсовета РФ, на котором были приняты ключевые решения по реструктуризации и дальнейшему развитию авиастроительной отрасли государства, в частности созданию Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).
20 февраля 2008 года был подписан указ президента В.В. Путина № 217 «О формировании на территории городского округа Жуковский национального центра авиастроения…» (НЦА).
Наконец-то!
Быть национальным центром авиастроения - это не только признание заслуг города в области развития авиационной науки и техники, огромного потенциала его научно-технических кадров, это не только большая честь, но и огромная ответственность за выполнение громадных задач федерального уровня.
Для решения этих глобальных задач необходимо создание отдельной организационной структуры, какой в свое время в СССР было Министерство авиационной промышленности (МАП).
Необходимо иметь четкое положение об этой структуре и ее юридическом статусе, о системе ее эффективного управления, которая должна быть автономной, а также определить функции и принципы управления каждой из входящих в НЦА организаций: Объединенной авиационной корпорации (ОАК), Транспортно-выставочного комплекса - Россия (ТВК - Россия), госкорпорации «Ростехнологии», а также систему взаимодействия НЦА с научными федеральными государственными унитарными предприятиями: ЦАГИ, ВИАМ, НИАТ, ЦИАМ, НИАС и др.
Было бы правильно на «МАКС-2009» представить отдельную экспозицию по перспективам развития авиационной промышленности в целом и национального центра авиастроения в частности.
В указе о создании НЦА не освещен в явной форме вопрос о поддержке авиационной науки, необходимо создание мозгового центра, и, конечно же, нужно серьезное финансирование, записанное отдельной строкой в бюджете страны. Для развития НЦА целесообразно организовать экономический форум, подобный таким форумам, какие имели место в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Екатеринбурге, чтобы продемонстрировать возможности города по созданию НЦА и привлечь инвесторов.
Создание Национального центра авиастроения в городе Жуковском - это по существу для России мини-план ГОЭЛРО.
Это целый спектр комплексных планов по различным направлениям.
И это, прежде всего, кадры. За годы перестройки многие молодые ученые и талантливые инженеры, не имея достойного заработка и перспективы получения или покупки жилья в городе Жуковском, вынуждены были искать средства не только в Москве, но и за рубежом. Поэтому сегодня крайне необходимо создать условия для их возвращения в город, а также привлечения для работы на предприятиях авиационного профиля молодых талантливых инженеров после окончания вузов, как это было в советское время.
Для этого должна быть разработана и осуществлена специальная программа закрепления кадров на предприятиях. Это создание для молодых семей сети таких учреждений, как ясли, детский сад, школа и т.д. А также выделение бесплатного жилья для молодых специалистов, при условии (по договору), что они проработают на авиационных предприятиях не менее 10-15 лет.
И, конечно же, реализация единой концепции застройки города для обеспечения жителей комфортабельным жильем, современной транспортной, социальной и инженерной инфраструктурой.
Осуществление проекта по созданию Национального центра авиастроения позволит превратить Россию в великую авиационную державу, а не в сырьевой придаток Запада и США, для российских авиакомпаний отпадет необходимость брать в лизинг самолеты с американских авиационных кладбищ, значительно уменьшится количество авиакатастроф.
Однако организационный период по реализации этого проекта слишком большой - до 2025 года, и на пути его осуществления много «подводных камней». Хватит ли у руководства страны политической воли и решимости? Задумки хорошие, но осуществятся ли? Будем надеяться на лучшее!