2010-01-01 09:02
echo.msk.ru
Сергей Бунтман
Сегодня исполнилось ровно 10 лет со дня досрочной отставки первого президента России.
***
Чтобы дедушка кому-то передал власть?
Да ни вжисть! Чтобы назначил преемника? Да никогда! Кто только ни погорел на перспективе стать президентом! Черномырдин, Примаков…
Едва очнувшись от наркоза, Борис Николаевич поотбивал пальцы всем, кто держал ядерный чемоданчик и прочие символы и регалии власти.
И тут на тебе!
Здравствуй, понимаешь ли, Новый год! Вот вам, дорогие россияне, новый президент, а меня простите.
Пусть тогда Владимир Владимирович назывался исполняющим обязанности, пусть еще оставался какой-никакой иллюзорный выборный запал, Путин стал президентом 31 декабря в полдень.
А с осени шла блестящая пиар-кампания.
Непонятный Дагестан, непонятные взрывы, отечество в опасности, всех замочим в сортире, молодой и бодрый премьер на фоне одутловатого «дедушки».
Даже в ельцинском заповеднике, на Кубке Кремля по теннису, завороженные зрители смотрят, как Путин через две ступеньки взбегает на трибуну.
Пенсионеры-демократы смахивают слезу: «Володя – молодец».
Ровесники премьера, реформаторы первого призыва, в умственном разброде провозглашали возрождение русской армии в Чечне, то вверяли Путину продолжение славных реформ – когда отделается от «семьи».
Демоолигархи свято верили в свою неуязвимость и отдавали премьеру роль «кушать подано».
Кушать будет подано. Пара-тройка олигархических голов на блюде. Остальные присягнут во избежание.
Вместо семьи старой вырастет новая, зубастая и голодная.
Она, во главе с преемником, сшамает все заготовки ельцинской эпохи, затопчет все лишнее и разовьет все нужное.
Начатая в 93-96-м годах «проектная» демократия, в двухтысячных будет доведена до идеала демократии «суверенной», заточка партий под президента будет завершена созданием бюрократического профсоюза «Единая Россия».
Ельцин был фигурой драматической.
Разрубив два узла: Верховный Совет и Чечню, – он больше не рисковал, выборов не отменял, оппозицию не запрещал, войну не развязывал. Давал подрасти всему, считал, что лучше отступить, чем рубануть.
И передача власти Путину – тоже внутренняя драма. Что-то недоглядел, если приходится вот так…
И на том интеллигентские драмы во власти кончились.
Оказалось, что все на свете можно хитро и по-чекистски «разработать». Перекорежить телевидение с помощью «спора хоз.субъектов», выборы не запретить, а до конца выхолостить, если сажать политически несознательного олигарха, то как вора, да еще под одобрительные крики народа.
А внешний мир (слава ценам на нефть и газ!) не станет ссориться с Россией: кто будет обижаться на газовую плиту и центральное отопление?
Путин вырос из Ельцина, как мистер Хайд из доктора Джекила.
Вырос, стал силен и заполнил собой всю лабораторию. Что оставалось доктору, как не попросить мистера, чтобы он эту лабораторию берег.
Все статьи раздела "Из жизни политических оппонентов"