2010-01-04 11:56
Сайт Московского городского комитета КПРФ - moskprf.ru
Татьяна Андриенко
Летом и осенью 1905 года шла усиленная подготовка к всеобщей политической стачке. Огромная организационная и агитационная работа большевиков способствовала подъему первой русской революции. В Москве возник Совет рабочих пяти профессий: печатников, металлистов, табачников, столяров и железнодорожников. Машинист Ухтомский создавал сеть ячеек Железнодорожного союза. Через них он намеревался подготовить путейцев к борьбе за права рабочего человека. Каким же был этот энергичный и решительный человек, имя которого сейчас запечатлено в названии станции Казанской железной дороги в Москве и именем которого назван завод сельскохозяйственного машиностроения в Люберцах и затем новый район столицы?
Алексей Владимирович Ухтомский родился в 1876 году. Детство его проходило в деревушке Поздино Новгородской губернии. Деревушка на берегу Кемы - всего несколько десятков дворов - находилась на пути следования бурлаков, тянувших баржи с солью, рыбой, зерном. Здесь они устраивались на ночлег, ужинали, чем бог послал, а утром снова впрягались в баржу. Кому не известны стихи Н.А.Некрасова о бурлаках и картина Репина «Бурлаки на Волге»? А маленький Алексей имел возможность видеть воочию страдания этих людей и общаться с ними. Не тогда ли родилось в его душе чувство горечи от несправедливости по отношению к человеку-труженику и проснулась ненависть к эксплуататорам?
У крестьян Ухтомских было шестеро детей. Алексея отправили учиться в Петербург. Там он поступил в ремесленное училище цесаревича Николая. Учился недолго – исключили за то, что выступил против царивших в училище порядков. В поисках работы шестнадцатилетний юноша переехал в Москву, затем в Пензу. Там он устроился на работу помощником машиниста паровоза, через четыре года стал машинистом. Ухтомский много ездил по России, изучал жизнь, много общался с людьми. Он всем сердцем сочувствовал обиженным и яростно сжимал кулаки при виде жестокости и произвола по отношению к рабочим. 9 января 1905 года, в «кровавое воскресенье», кулаки сжались у людей по всей России. По всей стране прокатились выступления протеста. Только в январе 1905 года бастовали 440 тысяч рабочих - больше, чем в предыдущем десятилетии. Первая русская революция шагала по стране.
6 октября 1905 года по решению Московского комитета РСДРП началась всеобщая политическая стачка в Москве. Требование участников: введение 8-часового рабочего дня, демократические свободы, созыв Учредительного собрания. Стачка быстро превратилась во всероссийскую, охватив все промышленные центры. Начавшись в Москве ,она перекинулась в Закавказье, Прибалтику, Украину, Белоруссию, Сибирь, Среднюю Азию... Жизнь страны замерла.
Всероссийская октябрьская стачка вылилась в могучее политическое выступление против самодержавия. В ней участвовали около миллиона рабочих, 700 тысяч железнодорожников, 150 тысяч служащих торговых предприятий и местного транспорта, студентов.
10 декабря в Москве началось вооруженное восстание. Центрами восстания стали Пресня, Замоскворечье, Рогожско-Симоновский район и район Казанской железной дороги. На Казанской железной дороге рабочие организовали революционный стачечный комитет, куда вошел и машинист А.В. Ухтомский. Была создана боевая дружина численностью в 200 человек. В состав ее вошли многие рабочие Петровских железнодорожных мастерских, Люберецкого завода, а также ряда предприятий Коломны. Дружина добывала оружие, обучала рабочих военному делу, охраняла железнодорожные грузы, контролировала воинские эшелоны, возводила баррикады. Под руководством Ухтомского был оборудован специальный поезд, на котором дружинники на участке Москва - Голутвин разоружали полицию, резали провода правительственного телеграфа, задерживали и обезоруживали воинские эшелоны, устраивали среди солдат митинги, призывая к борьбе с самодержавием. Благодаря энергичным действиям боевой дружины к 15 декабря 1905 года вся власть на всех ближайших к Москве станциях Московско-Казанской железной дороги оказалась в руках восставших. Отсюда поступало оружие для борющегося пролетариата Москвы. И всюду, где было трудно, появлялся Ухтомский. Его слушались. Его уважали. Он был талантливым командиром и организатором.
Против восставших были брошены войска московского гарнизона. Их оказалось недостаточно, и через два дня в Москву из Петербурга прибыло подкрепление… Свинцовый ливень обрушился на дружину. Шестеро дружинников ранены, один - убит. Паровоз, по существу, был выведен из строя. Однако Ухтомский не растерялся. Опытный машинист сумел привести поезд в Перово, прорвавшись через все заграждения. Оружие спрятали в надежном месте.
Все статьи раздела "Коммунисты и российское общество"