Прочие СМИ информировали население об этом поверхностно, в духе «телевизионной скороговорки», или вовсе не упоминали о Программе.
Если учесть, что уровень компьютеризации только жителей российских городов по данным Мининформсвязи РФ примерно 22%, а в масштабах всего населения страны – не более 7%, то сведения о планах правительства в лучшем случае сможет узнать лишь каждый 5 россиянин. Короче говоря, информация об Антикризисной программе доходит не легко.
Ещё труднее понять язык правительственного документа. Это своеобразный «винегрет», мешанина из общих фраз, загадочных выражений, понятных, вероятно, только посвящённым, и цифры, которым приходится верить. «Основными приоритетами действий правительства в наступившем году станут поддержка социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения, а также поддержка оживления экономики, обеспечение устойчивости наметившихся положительных тенденций...» Здесь среднестатистический российский гражданин, понятно, зевнёт и читать дальше не станет. А напрасно! Чёрт, как известно, в мелочах. Если вчитаться в Антикризисный документ внимательно и разборчиво, то можно вдруг догадаться, что мелочи эти касаются и нас, рядовых граждан.
Общее положение
Названы «основные локомотивы устойчивого роста» российской экономики : инвестиционная и кредитная активность. То есть, не промышленность и производство, не сельское хозяйство, даже не торговля, а по–прежнему банки и биржи. «В экономике продолжают доминировать факторы, обусловившие быстроту и глубину спада: зависимость от конъюнктуры мировых цен на товары сырьевого экспорта, низкий внутренний спрос (читай – нищее население) и неспособность российской промышленности его обеспечить (читай – ничто не работает), слабая финансовая система и отсутствие в экономике «длинных» денег (читай – руки пока коротки)».
Указаны три причины по которым выход из кризиса «будет неустойчивым и более медленным»: 1) внутренние риски российской экономики в краткосрочном периоде не устранены; 2) положение России «жестко «завязано» на восстановление мировой экономики»; 3) «рост будет воспроизводить ту модель экономики, уход от которой был обозначен в качестве главного приоритета докризисной повестки дня».
Короче: мы рискуем, мы «жёстко завязаны», и, наконец, отчего ушли, к тому и идём.
Впрочем, в документе обнадёживающе подчеркивается, что «в российской экономике есть потенциал быстрого возврата к траектории роста». Но тут же: «Экономический кризис серьезно поменял стартовые позиции России в обеспечении «модернизационного рывка» – социально-экономическая ситуация ухудшилась практически по всем направлениям. Первый этап Концепции (2009 - 2012 годы) вместо создания основы для инновационного роста будет в значительной степени «потрачен» на восстановление докризисных позиций». Нет, не вяжутся концы…
Инфляция
Согласно правительственному прогнозу развития экономики России в 2010 году, в целом за год инфляция может составить 6,5-7,5%. Вериться с трудом. Тем более, что даже по официальным данным «Росстата» в годовом исчислении инфляция в только что миновавшем 2009 г. составила 15 %. С чего бы ей сократиться вдвое в 2010 году? Впрочем, Антикризисный план предполагает, правда, весьма гадательно: «Благоприятная для российской экономики внешнеэкономическая конъюнктура и эффективная реализация антикризисных мер обусловят в 2010 году закрепление положительных тенденций и благоприятную динамику большинства макроэкономических показателей». При этом «положительные тенденции оживления экономики сопровождаются резким замедлением инфляции». Это «позволяет предположить, что начавшийся экономический рост в России является сбалансированным и не основан на появлении новых “пузырей” на отдельных рынках». «Пузыри», уважаемые граждане, это выражения из официального правительственного документа. Напомним себе, что инфляция – это усредненное увеличение цен товаров, входящих в минимальный потребительский набор. Исходя из этих занижено-усреднённых показателей рассчитываются и зарплаты госслужащим и военным, пенсии старикам, пособия детям … А это для нас уже не «пузыри».
Безработица: удержание в портере.
Правительство определило свою политику на 2010 г. в отношении безработных: «Предусматривается в 2010 году удержать прогнозную численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, на уровне 2009 года (2,2 млн. человек)». Речь идет, конечно, о трудоспособных гражданах, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости. Однако по данным «Росстата» в конце 2009 г. в России ещё «5,8 млн.человек (7,6%) не имели занятия, но активно его искали» (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). Итого 8 миллионов – армия! А сколько ещё миллионов «условно работающих» ищут по России… Что если резко качнётся наша «общая лодка, в которой мы все плывём»… Кто их удержит? ВВ с МВД?
Но, конечно, до этого не дойдёт «в связи с сохранением актуальности проблемы по защите приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест на национальном рынке труда». Поэтому в 2010 году «особое внимание будет уделено выводу из «тени» иностранных граждан осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации по найму у физических лиц.
Если иностранные граждане выйдут из тени, то российские со своим «приоритетным правом» сразу уйдут «на дно». Но не стоит беспокоиться. «Вывод из тени» это, скорее всего, тоже «пузырь». Ведь всем известно, что труд иностранных граждан у нас только потому и используется, что они «в тени», потому-то они и выгодны.
Так что «стабильной останется в 2010 году численность безработных».
Экономика, оживись !
С целью «поддержки оживления экономики будет продолжена работа с крупнейшими предприятиями ключевых секторов экономики в целях «расшивки» их долгов под обязательство реализации программ развития, выпуска новой продукции, завершения крупных проектов». Не понятно, что значит «расшивка»? Да это и не важно. Важнее другое: «При этом государственная поддержка предприятиям будет оказываться только при наличии согласованной с банками-партнерами программы развития конкретного предприятия». Нет, без банков не обойтись в деле оживления экономики – «локомотив» всё-таки!
Наиболее сложная экономическая и социальная ситуация признана в так называемых «моногородах» России (населённые пункты, значительная часть населения которых трудится на градообразующих предприятиях). Таковых в стране 400. Однако поддержка будет оказываться не всем. «Правительством РФ одобрен перечень моногородов, в отношении которых будут разработаны и реализованы программы оздоровления». В Антикризисной программе количество моногородов-счастливчиков предусмотрительно не указано. Но по данным Минрегиона таковых примерно 200. На всех выделено всего 10 миллиардов рублей в виде субсидий. Не густо на всю страну! «При этом основной акцент будет сделан не на поддержке занятости на неэффективных градообразующих предприятиях, а на реструктуризации этих предприятий, создании альтернативных рабочих мест, диверсификации экономики моногородов, в том числе через формирование отдельных программ по развитию малого бизнеса в моногородах, включающие создание с привлечением бюджетных средств технопарков и бизнес-инкубаторов». Представить только бизнес-инкубаторы и технопарки где-нибудь в Пикалёво. Но как, если в России «социально-экономическая ситуация ухудшилась практически по всем направлениям» ? Оказывается можно. Для этого в антикризисной программе правительства разработаны конкретные «модернизационные меры».
Модернизационные меры
«Модернизационная повестка дня означает: формирование необходимых экономических условий для перехода от антикризисного режима функционирования экономики к решению модернизационных задач. Такие условия включают в себя : обеспечение макроэкономической стабильности, совершенствование экономических институтов, обеспечивающих расширение деловой активности в экономике, правоприменение, минимальный уровень административных барьеров, стимулирующая налоговая система…»
Конечно, всё это лишь «словесная эквилибристика», «терминологический ералаш»… А теперь серьёзно и по делу. Теперь о том, что реально касается каждого из нас.
Уже было отмечено, что факторами экономического спада являются «слабая финансовая система и отсутствие в экономике «длинных» денег». Разумеется, что такое «длинные» деньги у нас знают все, равно как и все знают, что такое «расшивка долгов». И всё-таки напомню. «Длинные» деньги – это долгосрочные инвестиции и кредиты, характерные для стабильной экономики, находящейся на подъеме.
Согласно Антикризисной программе в 2010 году «устойчивость банковской системы и политика Банка России, направленная на снижение инфляции, будут обеспечивать формирование «длинных денег» в экономике, но масштаба этих средств может быть недостаточно для модернизации экономики. В этой связи Правительство РФ считает: «Необходимо задействовать возможности формирования долгосрочного ресурса на финансовых рынках. Будут задействованы наиболее важные источники формирования «длинных» ресурсов – ПЕНСИОННАЯ и СТРАХОВАЯ системы. Будет проработан вопрос расширения возможностей использования БАНКОВСКИХ ВКЛАДОВ НАСЕЛЕНИЯ в качестве источников «длинных» денег через стимулирование увеличения сроков вкладов».
Итак, наиболее важными источниками модернизационных мер Антикризисной программы определены: пенсии, страховки, частные вклады населения… Что-то давненько не было слышно о «Стабфонде», где он теперь ?
И далее также по существу: «В формировании долгосрочного инвестиционного ресурса должны участвовать иностранные инвесторы… Для привлечения отечественных и стратегических иностранных инвесторов на российский финансовый рынок правительство будет сокращать долю государственной собственности в экономике… будет ускорена приватизация и реструктуризация предприятий государственного сектора. Важным направлением повышения эффективности бюджетных расходов станет снижение затрат и повышение эффективности в бюджетном секторе. Будет принята и реализована программа сокращения неэффективных расходов и избыточных функций, проведена оптимизация сети подведомственных бюджетных учреждений, обеспечен переход большинства бюджетных учреждений в иные организационно-правовые формы с развитием конкурсного финансирования социальных услуг».
НЭП – новый этап приватизации
16 сентября 2009 г., представляя в Госдуме отчет о ходе реализации антикризисных мер, первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил : «Мы переходим к этапу, когда необходимо начинать новую структурную приватизацию – когда большое количество государственных унитарных предприятий необходимо акционировать… Эту работу необходимо структурно по-другому поставить, и эту работу мы будем продолжать».
Государственные Унитарные предприятия в России – это коммерческие организации, не наделённые правом собственности на закреплённое за ними государственное имущество. Госимущество принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (казенное предприятие). Нет, не хотят директора ГУПов быть просто «оперативными управленцами», хотят быть вечными собственниками.