2010-01-15 12:29
Пресс-служба народного депутата Украины Л.Грача.
Девятнадцатая годовщина первого в Советской истории всенародного волеизъявления, результаты которого стали основой для создания Автономной Республики Крым, заставляет вновь задуматься над тем, что ждало Крым в том случае, если бы крымчанам не удалось настоять на проведении референдума и каких результатов могло бы добиться крымское общество, если бы сумело воспользоваться завоеванными правами.
Нет ни малейшего сомнения в том, что, если бы Крым не получил статус Автономии, то исторические обстоятельства неизбежно толкнули бы его на тот чрезвычайно тяжелый и кровавый путь, который пришлось пройти в борьбе за свои права Нагорному Карабаху, Приднестровью, Абхазии и Южной Осетии. И, вполне вероятно, что крымчан на этом пути подстерегали бы еще более суровые испытания. Вооруженное противостояние, которое в Крыму неминуемо дополнилось бы столкновениями по этническому и конфессиональному признаку с участием западных государств, надолго бы лишило крымское общество шанса на эффективное развитие и взаимовыгодное международное сотрудничество. Дело не только в экономической разрухе и массовой нищете, которые являются неизбежными спутницами вооруженных конфликтов. Как ни тяжело экономическое положение сегодня, у нас все-таки сохранился потенциал для относительно быстрого возрождения после прекращения курса в интересах олигархических и криминальных группировок. У Крыма есть возможность значительно расширить и укрепить взаимовыгодные связи с регионами России и Белоруссии, фактически стать частью экономического пространства союзного государства, не отказываясь при этом от перспективы сотрудничества с другими республиками бывшего СССР, Китаем, вновь закрепить за собой роль моста между Европой и Востоком, которую наш полуостров играл на протяжении многих столетий.
Нужно отдавать себе отчет в том, что, если бы Крымская Автономия не была создана, у нас не было бы иного способа остановить натиск врагов восточно-славянского единства, использовавших в качестве собственного орудия украинских националистов, кроме массового гражданского сопротивления. Вспомним, что происходило в Украине в начале 90-х. Используя всеобщую растерянность, правящая верхушка навязывала обществу ни на чем не основанные иллюзии, стараясь при этом, чтобы как можно дальше зашло разрушение единого экономического и культурного пространства, поскольку это было самой надежной гарантией утверждения олигархического строя. Националисты в такой ситуации чувствовали себя необычайно вольготно, они получили возможность приступить к практической реализации своих лозунгов, к развязыванию антисоветской и антироссийской истерии, которой они стараются прикрыть собственную идейную убогость и преступные действия. Украинская власть на руинах советской экономики начала возводить карточный домик, который сегодня окончательно рассыпался под первыми ударами мирового экономического кризиса. Если бы Крым не обладал статусом и полномочиями Автономии, он непременно подвергнулся бы варварскому натиску националистов, его природные богатства были бы окончательно принесены в жертву алчности и безответственности правящей клики, а лучшие крымские земли уже были бы поделены между новоявленными латифундистами. Автономный статус Крыма не только защитил полуостров, но и позволил остановить разгул национализма на общенациональном уровне, что помогло предотвратить конфликт между Украиной и Россией (его настойчиво пытаются спровоцировать проамерикански сориентированные националисты), который привел бы к окончательному распаду восточно-славянского пространства.
Конечно же, нам пришлось пережить трудные времена. На долю крымчан выпали тяжелые испытания. Но если вглядеться внимательнее, то станет ясно, что корни практически всех проблем, с которыми мы сталкиваемся, связаны с неспособностью и нежеланием крымской политической верхушки действенно отстаивать полномочия, вытекающие из Конститции Крыма. Нам пришлось пережить и страшные годы всевластия криминала, вызвавшего обнищание и разруху. Мы видели, как люди, клявшиеся отстаивать права крымчан и сражаться за установление прочных связей с Россией, при первом удобном случае отступали от своих обещаний. За этим стояло, прежде всего, предательство и отсутствие правовой основы для взаимодействия с центральной властью, нежелание четко обозначить полномочия Автономии и добиться их признания со стороны Киева. Вряд ли можно объяснить подобное положение дел, сохранявшееся вплоть до 1998 года, только неумением заполнить пробелы в законодательстве. Подобная ситуация была выгодна всем, кто грабил Крым и манипулировал мнением крымчан как в Киеве, так и в Симферополе. Она позволяла киевским сатанистам бесконтрольно распоряжаться Крымом, спекулируя искусственно созданной «крымской проблемой» в отношениях с Россией, а группировкам, формировавшим по своему усмотрению крымскую власть, расхищать богатства полуострова и обманывать крымское общество, выдавая своих ставленников за «пророссийских политиков» и «русских патриотов».
Нам удалось добиться коренных изменений только после принятия Конституции 1998 года, за принятие которой шла такая же тяжелая борьба, как и за проведение референдума в январе 1991. Действующую Конституцию АРК можно назвать важнейшим завоеванием крымского общества, без которого народное волеизъявление, состоявшееся 20 января 1991, неизбежно утратило бы свою значимость. Его результаты непременно были бы отняты, если бы Крым не получил Конституцию, ставшую неотъемлемой частью украинского законодательства.
Суть исторического достижения 20 января 1991 года не сводится к тому, что Крым вернул себе статус автономии, созданной по территориальному признаку. Крайне важно то, что этот статус не был дарован «сверху», как настаивал на том приснопамятный Кравчук, а был закреплен за нашим полуостровом в результате всенародного волеизъявления. Теперь Крым нельзя лишить прав и полномочий Автономии, не нарушая самым грубым образом базовые правовые нормы международного права. Если бы Крым получил автономный статус в результате милостивого соизволения киевской власти, то можно смело утверждать, что уже через несколько лет он вновь был бы низведен до положения области или национальной автономии.
Подобным образом обстоит дело и с Конституцией АРК. Безусловно, сегодня ряд ее важнейших положений не исполняется. Центральная власть грубо нарушает Конституционные полномочия Крыма при полном попустительстве крымской власти, причем в последние годы этот процесс принял обвальный характер. Поскольку автономный статус АРК (несмотря на то, что режим Ющенко пытается его сознательно игнорировать) остается главным препятствием как для превращения Украины в периферию евроатлантического пространства, так и для установления олигархической диктатуры. Однако то, что нам удалось закрепить за Крымом все полномочия, необходимые для его эффективного развития как региона, соединяющего экономическое и культурное пространство Украины и России, позволяет рассчитывать на быстрый подъем Крыма при установлении ответственной власти, не зависимой от коррумпированной бюрократии и олигархов. У нас есть необходимая правовая основа для восстановления промышленности, сельского хозяйства и курортной сферы, для создания высокооплачиваемых рабочих мест и социальной поддержки нуждающихся, для проведения самостоятельной культурной политики, свободного использования русского языка и защиты нашего мировоззрения.
Иногда, правда, можно услышать, что полномочий у Крыма якобы недостаточно и нужно будто бы бороться за их расширение. Как правило, с подобными утверждениями выступают люди, несущие ответственность за фактическую капитуляцию перед политикой беззакония, которая на протяжении последних лет проводится центральной властью. Все эти деятели, в предвыборный период натягивающие маски защитников крымчан, на протяжении последних лет ничего не сделали для того, чтобы налоги, собираемые в Крыму, направлялись исключительно в бюджет Автономии, чтобы в экономическом пространстве полуострова доминировали производственные и торговые структуры, зарегистрированные в АРК, чтобы крымские нефтегазовые месторождения работали в интересах экономики полуострова, чтобы во всех сферах общественной и государственной жизни использовался русский язык. Напротив, они легко мирились с тем, что доходы Крыма присваиваются центральной властью и связанными с ней олигархическими группировками, что лучшие крымские земли превратилась в объект рейдерских захватов и переходили в руки земельных спекулянтов. Они молчали, когда Ющенко, грубо нарушая Конституционные права Автономии, приглашал американские корпорации участвовать в освоении крымских месторождений. Они допустили, чтобы вопреки Конституции АРК судопроизводство в Крыму было переведено на украинский язык, а использование русского языка в рекламе и СМИ было ограничено.
Крым обладает правами и полномочиями, сравнимыми с теми, которые закреплены за европейскими Автономиями и Квебеком. Более того, у нас есть право участвовать в выработке внешнеэкономического и внешнеполитического курса государства, которым может похвастаться далеко не всякая Автономия. И нет никаких сомнений в том, что, если бы Конституционные полномочия Крыма были реализованы, то экономическая и общественно-политическая ситуация на полуострове была бы существенно лучше.
Об этом свидетельствует весь мировой опыт развития территориальных Автономий в унитарных государствах, к которым относится Украина. Закрепление за испанскими Галисией и Каталонией автономных прав содействовало их ускоренному экономическому развитию. Получение Квебеком широких автономных полномочий позволило властям этой канадской провинции создать систему твердых социальных гарантий, доступную всем жителям без исключения. Превращение в Автономию британского Уэльса дало старт культурному возрождению. Не говоря уже о том, что во всех случаях реализация полномочий способствовала решению языковых проблем и прекращению межэтнических конфликтов.
Автономный статус и Конституционные полномочия надежно защищают Крым от произвола центральной власти и в экономической, и в политической, и в культурной сферах. Очевидно, что развитие такого региона, как Крым, столь сложного в этническом и конфессиональном отношении, обладающего уникальным геополитическим положением, неразрывно связанного культурой и общей исторической судьбой с Россией, имеющего огромный экономический потенциал, может протекать только с учетом региональных особенностей и требований крымского общества. Когда Конституционные права Автономии будут воплощены на практике, подобное станет повседневной практикой.
Экономический курс украинской власти, проводившийся в интересах олигархии и коррумпированной бюрократии, завершился крахом, приближению которого способствовал мировой кризис. Мы должны защититься от подобной разрушительной политики при помощи Конституционных полномочий, иначе Крым ждет катастрофа, которая уничтожит все надежды на восстановление потенциала и достижений советской эпохи. Президентская избирательная кампания показала, что среди ведущих политиков, представляющих интересы противоборствующих олигархических группировок, нет ни одного, выражающего интересы и настроения крымского общества. Впрочем, такая ситуация сложилась не только в Крыму. Социологические опросы показывают, что большинство украинских избирателей не доверяют ведущим претендентам на высший государственный пост, не верят в то, что от их мнения будет зависеть управление страной, испытывают разочарование в политических институтах страны. Однако у нас есть возможность изменить подобную ситуацию, сформировав крымскую власть, способную действовать в соответствии с нуждами и чаяниями крымского общества на основе Конституции Крыма. Это, конечно же, не значит, что крымчанам не нужно участвовать в политической жизни Украины. Но мы должны помнить, что у нас есть возможность заставить выполнять свои предвыборные обещания политиков, выступающих под лозунгами стратегического партнерства с Россией, у нас есть правовая основа, позволяющая строить нашу социально-экономическую и культурную жизнь в соответствии с принципами социальной справедливости, с традиционными нормами и ценностями восточно-славянского мира.
Конституционные полномочия Крыма станут непреодолимой преградой на пути земельных рейдеров и спекулянтов, пытающихся лишить крымчан их собственной земли. О неразрывной связи борьбы с нарушениями земельных прав граждан с защитой Конституционных полномочий Крыма было ясно заявлено на прошедшем Всекрымском земельном форуме. Из прозвучавших на нем выступлений стало ясно, что, если не прекратить давление олигархических группировок и вмешательство центральной власти, зачастую выступающей на стороне земельных спекулянтов, в Крыму неизбежно окончательно утвердится система тотальной коррупции, которая поглотит в первую очередь земельную сферу. Многие сельские головы, которые, казалось бы, всеми силами должны отстаивать права своих односельчан, уже превратились в ярых поборников нынешней системы коррупционных отношений.
У нас нет возможности откладывать защиту Конституционных полномочий Крыма на потом. Экономика Крыма, земельная сфера, система социальных гарантий, культурная самобытность оказались в смертельной опасности. И от того, удастся ли их спасти, зависит не только будущее Крыма, но и судьба всего восточно-славянского мира.
Грифон, изображенный на гербе Автономной Республики Крым, свидетельствует о древности нашей восточно-славянской цивилизации, о наличии у нас традиций, которые мы обязаны защитить. Отстоять ради нашего общего будущего. Отстоять, чтобы воплотить начертанный на нашем гербе девиз: «Процветание – в единстве», который относится, конечно же, не только к Крыму, но и ко всей Украине, ко всем восточно-славянским народам, ко всем странам Евразии.
Л. Грач, народный депутат Украины,
Председатель Общественного Совета по защите конституционных полномочий Автономной Республики Крым.
Все статьи раздела "КПРФ и мир"