2010-01-20 13:53
Павел Щербаков, пресс-служба ЦК КПРФ
22 января, в пятницу, под председательством Президента России Дмитрия Медведева пройдет заседание Государственного Совета Российской Федерации по вопросам совершенствования политической системы и укрепления политических институтов Российской Федерации.
Мельников Иван Иванович Депутат Государственной Думы, член Комитета по образованию и науке, первый заместитель Председателя ЦК Коммунистической партии Российской Федерации, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова |
Заседание состоится по просьбе фракции КПРФ, выступившей с таким предложением на встрече руководства Государственной Думы с Президентом России после выборов 11 октября, завершившихся демаршем трех фракций, которые покинули зал пленарных заседаний в знак протеста против роста масштабов фальсификации результатов голосования.
По просьбе СМИ своими ожиданиями от Государственного Совета поделился первый зампред ЦК КПРФ, заместитель Председателя Государственной Думы Иван Мельников, который вместе с координатором фракции КПРФ Сергеем Решульским представляет интересы партии в Рабочей группе по подготовке Госсовета:
«При подготовке к данному Государственному Совету мы направили в Рабочую группу, в проект текста основного доклада – целый пакет предложений. Там несколько тематических блоков.
Первый блок: «Крупные болевые точки в законодательной базе». Сформулированы конкретные нормы для законопроекта «О гарантиях оппозиционной деятельности». В основе такого законопроекта должен быть принцип равенства прав на использование ресурсов. К примеру, считаем, что нужно четко прописать в таком законе право пользоваться на равных условиях с политической партией, имеющей большинство мест в Государственной Думе, государственными и муниципальными средствами массовой информации.
В этом же блоке предложение по переходу на пропорциональную систему выборов в регионах и обоснование для отказа от метода империале при распределении мандатов.
Там же говорим о необходимости корректировки закона о выборах глав регионов. Нынешний порядок выборов глав регионов становится спусковым крючком фальсификаций, открывает площадку для политической коррупции, клановых отношений внутри региональной элиты не только в вопросах межпартийной конкуренции, но даже в рамках правящей партии при подборе кандидатов в депутаты.
Еще очень важный тезис, выделю его отдельно: предложение ввести запрет на то, чтобы списки в регионах возглавляли действующие губернаторы. Нельзя в грубой форме вводить в заблуждение избирателей, снижая тем самым уровень правовой культуры и дискредитируя институт выборов. Совершенно очевидно, что глава региона во главе списка одной из партий становится лицом, заинтересованным в совершенно конкретном результате выборов, что подчиняет работу всех структур региона достижению этой цели.
Напоминаем в этом же блоке и о необходимости скорейшего принятия поправок, дающих равные права на формирование фракций в региональных парламентах и гарантирующих депутатам работу на постоянной основе. Ранее в Послании и Президент высказался за такую норму.
Второй блок предложений содержит более детальные предложения по выборам: «Техника выборов – законы и практика». Здесь мы указываем на необходимость ударить по «инструментам» фальсификаций.
Необходимо ограничить возможности манипуляции с открепительными удостоверениями путем резкого сокращения использования самого механизма. Ввести запрет на издание внутриведомственных распоряжений в бюджетных учреждениях о порядке голосования сотрудников и на любые другие формы подобных установок. Обеспечить открытость и доступность информации о списке проголосовавших. На основе международного опыта перейти к прозрачным урнам для голосования. Гарантировать равное представительство от партий членов избирательных комиссий на уровне участков, плюс нужна ротация членов УИК.
Кстати, вне зависимости от обсуждения этого блока вопросов на Госсовете, фракция КПРФ готовит к внесению в Государственную Думу соответствующие поправки в законодательство.
Считаем необходимым также обсудить на Госсовете обострившуюся проблему включенности МВД в выборный процесс, ведь сейчас укоренилось восприятие оппонентов партии власти как правонарушителей с соответствующими мерами в их адрес.
Третий блок: «Атмосфера в политической системе». Тут много моментов. Скажу о ключевых. Первое: нужно понимание несовершенности на сегодняшний день судебной системы как исключительной инстанции, решающей споры политических партий. Сегодня суд приравнивает интересы партии власти к интересам государства. Второе: проблема невозможности организовать референдум «снизу». Этот конституционный механизм утрачен, а подобный отказ власти в доверии по отношению к обществу неизбежно ведет к отказу доверия общества по отношению к власти. Третье: снова ставим проблему доступа к эфиру. Нужно больше политических дискуссионных программ. Сегодня их либо нет, а те, что есть – носят элементы манипуляции. Необходимо и создание специальной еженедельной программы, где оппозиционные партии сами смогут формировать информационную политику. Также считаем важным подвергнуть критическому анализу меры безопасности на массовых акциях оппозиции и вопросы политических преследований в регионах. Необходимо и в целом обсудить проблему подмены термина «стабильности» - тотальной предсказуемостью, где любое действие оппозиции рождает истерику и фобии, что мы видели во время демарша фракций. Любые выборы мэра, утверждение губернатора, проходят только с подавляющей поддержкой. Для достижения этой подавляющей поддержки «любой ценой» выкручиваются руки даже малочисленным оппозиционным фракциям. Абсолютно нездоровая тенденция в политической системе.
Конечно, у меня нет иллюзии, что на Государственном Совете вдруг примут все наши предложения. Но тут нужно понимать, что и отмахнуться от них не так просто. После 11 октября три фракции Государственной Думы вышли из зала не для того, чтобы поговорить о выборах, а для того, чтобы в политической атмосфере и избирательной практике произошли конкретные изменения. Мы встретились с Президентом, мы дали в Рабочую группу свои предложения, мы вносим свои законопроекты.
Мы никого не шантажируем, не стоим в позе, но говорим: давайте искать компромисс, так как вы перегибаете палку. Мяч сейчас на стороне по сути дела даже не Президента, а его Администрации, которая ведет всю подготовительную часть. Можно, конечно, отфутболить этот мяч. Но только нужно понимать, что отфутболят они не оппозицию, а сами выборы, так как скоро не только граждане потеряют к ним интерес, но и активисты партий и потенциальные кандидаты. Кому хочется раз за разом быть дураком в чужом спектакле, тратить нервы, силы, время?
Важно учесть и тот момент, что по широкому кругу вопросов три парламентские фракции выступают с похожих позиций. Так что мы ждем Госсовет спокойно, ожидая увидеть и понять: хочет власть хоть что-то изменить или это только сеанс уважения к оппозиции. Их право выбрать любой сценарий».
Все статьи раздела "Депутатская вертикаль партии"