2010-01-31 14:21
И.Никитчук, д.т.н.
В современном мире неизмеримо выросло значение так называемого человеческого фактора. Любое неверное действие или принятое решение даже одного человека может принести огромный вред, человеческие жертвы. Сегодня это особо ярко проявляется в России. Из-за низкого профессионального уровня руководства только в промышленности загублены многие ее отрасли, такие как авиастроении, станкостроение, электроника, энергомашиностроение и т.д. По сути, исчезает отечественное машиностроение. Вместо этого появляются заводы, где при помощи ключа и отвертки собираются импортные автомобили. Вместе с машиностроением умирают проектировщики и многие инженерные и технологические кадры. Правительство предпринимает какие-то попытки по спасению оставшихся нескольких автозаводов, но меры эти не приносят желаемого результата. И причина здесь опять-таки в некомпетентности тех, кто такие решения принимает. Никто не отвечает за растраты государственных средств, за избыточные издержки. Руководители предприятий, которые впору банкротить, продолжают получать огромные заработные платы и бонусы, в несколько раз превышающие выплаты иностранных руководителей подобных компаний и предприятий.
И в то же время эти горе-руководители по-прежнему считаются чуть ли не самыми выдающимися менеджерами. Они остаются у руля, несмотря на то, что по их вине тратятся огромные ресурсы с отрицательной эффективностью.
Замена специалистов на «менеджеров» приводит к плачевным результатам. Например, в авиационной промышленность резко снижена роль главных и генеральных конструкторов. Вместо них авиационные компании возглавляют «менеджеры», поднаторевшие только в управлении акциями и разруливании денежных потоков. В результате в России загублены знаменитые КБ, производство самолетов упало в десятки раз, утерян кадровый потенциал инженеров и рабочих. Начинает ощущаться и нехватка летного состава.
Опасные производства, энергетические системы, транспорт и т.д. – таят очень серьезные техногенные угрозы. «Менеджеры», не разбирающиеся в том, чем они руководят, некомпетентны в принятии решений, от которых порой зависит безопасность и жизнь людей. Риски крупномасштабных аварий в России стали особенно высокими именно из-за падения квалификации кадров, их нехватки и износа оборудования. Недавняя авария на Саяно-Шушенской ГЭС показала катастрофические провалы в обеспечении техногенной безопасности. Но ведь на территории страны не только ГЭС, но и десятки атомных реакторов, тысячи километров нефтяных и газовых трубопроводов высокого давления, хранилища ядерных материалов и отходов. Вряд ли «менеджеры» без инженерных знаний и опыта обеспечат безопасность этих сложных систем. И было бы правильным и уместным сегодня уже привлекать к ответственности тех, кто назначает неквалифицированных людей первыми руководителями крупных и опасных производств. Примеров предостаточно. Это и руководитель Минсельхоза, и руководитель Минсоцразвития, и руководитель «Нанотехнологии», и руководитель Росатома, и руководитель «Роснедра» и т.д.
Опыт давно доказал, что руководителями высокотехнологических и опасных производств, систем промышленности и энергетики должны занимать люди с инженерным образованием, прошедшие все ступени своей специальности. Экономисты, финансисты, «менеджеры» могут быть только помощниками профессиональных руководителей. В США, например, департамент энергетики возглавляет лауреат Нобелевской премии по физике, службу по надзору за безопасностью атомных объектов возглавляет крупный ученый, доктор наук. А у нас – «менеджеры».
Назначение на высокие должности людей, далеких от специфики управляемой сферы, неизбежно приводит к непрофессиональным, ошибочным решениям. Иллюстрацией может служить Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики страны до 2020 года. Эта Генсхема, принятая правительством в 2008 году, разработана с участием «менеджеров» РАО ЕЭС и Росатома А.Чубайса и С.Кириенко. Согласно данному документу к 2020 году запланировано построить 186-220 ГВт энергообъектов. Специалисты же утверждают, что при нынешнем состоянии производительных сил реально построить в течение заданного периода времени не более 40 ГВт. Более того, нынешнее состояние экономики не требует запланированного прироста энергомощностей. Достаточно всего лишь 60 ГВт. Но ведь на реализацию Генсхемы выделяются огромные государственные ресурсы, которые, можно сказать с уверенностью, будут использованы неэффективно или разворованы. Вместо того, чтобы снижать издержки естественных монополий, снижать цену на электроэнергию, закладывается инновационное повышение тарифов на эту самую энергию.
То же самое можно сказать и об атомной энергетике. Правительство в 2008 году приняло план, по которому к 2020 году надо построить 32 ГВт электрических мощностей атомной энергетики. Т.е. надо построить примерно 32 новых энергетических блока, по 2,5 блока в год. Через 2 года называют уже другую цифру – 26 ГВт. Совсем недавно глава Росатома скостил и эту цифру до 10 ГВт. Но тут встает вопрос: а кто даже 10 энергоблоков будет строить? Ведь строительно-монтажный комплекс Росатома сократился примерно в 8-10 раз. Квалифицированного сварщика, труд которого занимает весьма заметное место в строительстве АЭС, нужно готовить не меньше 4-5 лет. Ведь атомный котел это не водопроводная труба. Поэтому, даже если С.Кириенко завалит свое ведомство долларами, ничего не получится: нужны высококвалифицированные сварщики, монтажники, токари, инженеры… Их нужно сегодня, по сути, заново воспитывать, учить, создавать профессиональные училища, восстанавливать инженерное образование, т.е. заново создавать производительные силы. А пока что Росатому в лучшем случае под силу построить в указанный срок максимум 5-7 блоков суммарной мощностью 5-7 ГВт. Надо при этом заметить, что ввод новых мощностей влетит госбюджету в копеечку. За киловатт мощности Росатом запросил 4000 долларов, что в полтора раза дороже европейских расценок и в 2 раза китайских. Вот она цена непрофессионализма.
В принципе, сегодня, вместо избыточного строительства новых энергогенерирующих мощностей, надо вкладывать средства в модернизацию имеющихся. Требуют серьезной модернизации электрические сети. Именно они сдерживают рациональное использование имеющихся мощностей. И тогда для решения возникающих проблем в данной сфере потребуется не 20 трлн. рублей, которые необходимы для реализации Генсхемы, а всего лишь 7 трлн. рублей.
Некомпетентность власти, которая уже почти 20 лет возводит эту некомпетентность в ранг государственной политики, неумолимо подталкивает Россию к краю пропасти.
Все статьи раздела "Единоросы "кошмарят" страну: план Путина в действии"