Так уж повелось в «обновленной России», что в канун дня рождения основателя Коммунистической партии и Советского государства В.И. Ленина - 22 апреля - и дня его смерти - 21 января - какое-либо «демократическое» издание обязательно поднимает тему о закрытии Мавзолея вождя. Вот и в нынешнем году - 140-летия со дня рождения Владимира Ильича - этого вопроса в беседе с экономистом, директором Института проблем глобализации Михаилом Делягиным коснулся 18 января корреспондент радиостанции «КП».
Вообще, беседа была достаточно долгой, в ней поднимались разные темы, в том числе обсуждались результаты первого тура выборов на Украине, но главной темой, заявленной в начале диалога, была «годовщина смерти Владимира Ильича Ленина». Перейдя к ней в ходе разговора, журналист, похоже, попытался навязать М. Делягину свое видение «идеи» гробокопателей. Но, к чести экономиста, надо сказать, что напору журналиста он не поддался, высказал свою точку зрения. Она представляет интерес тем, что в ней переплелись как вполне верные идеи, так и очевидно ошибочные, вызывающие желание поспорить в утилитарных целях отделения мух от котлет.
По мнению журналиста, годовщина смерти Владимира Ильича, «серьезная в еще не столь далекие советские времена дата, ныне же лишь повод поговорить о том, что пора, пора выносить вождя мирового пролетариата из Мавзолея». А почему, собственно? Да потому, что «и по политическим мотивам, чтобы окончательно покончить с коммунистическим прошлым. (Странно, что «демократы» вот уже 20 лет с ним борются, а все никак не могут «покончить». Могли бы задать себе вопрос: «Почему!» - В.С.) И по человеколюбивым. Надо же его похоронить по-человечески, сколько можно телу лежать наверху?» Видимо, журналист рассчитывал на поддержку М. Делягиным его тезисов, но в ответ получил, как говаривал шолоховский дед Щукарь, «отлуп». Цитирую по тексту в Интернете:
- Не будем забывать, что Ленин на Красной площади был именно «похоронен». Как положено, и даже по церковным канонам - ниже уровня земли. Поэтому официальное требование демократов - похоронить Ленина - выглядит извращение здравого смысла: зачем хоронить второй раз? Они просто хотят надругаться над его могилой, отомстить ему за успешный порыв огромных масс людей к свободе и просвещению и прикрывают это свое желание благообразными терминами.
Чуть позже М. Делягин весьма точно отмечает, что «тема выноса Ленина из Мавзолея педалируется не только ненавистью к нашей истории, не только стремлением отомстить мертвым за собственное убожество, не только страстным желанием поплясать на костях, но и мелкими тактическими интересами».
И уже в самом конце беседы добавил к сказанному следующее: выносить Ленина из Мавзолея - это преступление против культуры и истории России. Об этом могут говорить только люди, которые страдают юношеским комплексом ненависти к своим родителям, которые не могут до сих пор осознать свою собственную историю. Это люди, которые хотят стать Иванами, не помнящими родства. Может быть, им так легче, но нам, России, этого не надо.
Уверен, что с такой оценкой М. Делягина возни нынешних гробокопателей, готовых снести Мавзолей и перепахать мемориал крупнейших деятелей советской эпохи у Кремлевской стены, согласятся не только коммунисты, но и все здравомыслящие люди России. Но наряду с правильной точкой зрения М. Делягин демонстрирует и нечто такое, что показывает его недостаточно полное знакомство с историческими фактами. Так, он утверждает, что «когда мы говорим, что империя загнивала, это правда: загнивание было всеобъемлющим. И Ленин как продукт этого гниения, как инструмент этого разложения не может сегодня вызывать большой моральной поддержки».
Надо полагать так, что, по М. Делягину, В.И. Ленин должен был помочь «загнивающей империи» вылечиться от ее многочисленных болячек, вот тогда бы он «сегодня» и вызвал «большую моральную поддержку». У кого? У потомков Родзянко, князя Львова и других представителей буржазно-помещичьей части населения, сохранивших свои «вековые привилегии»? Да ведь В.И. Ленин ставил перед собой задачу освобождения труда, освобождения трудового народа от эксплуатации помещиками и капиталистами. Гниение царской России в начале ХХ века - это, несомненно, исторический факт, но знамя освободительной войны подняли декабристы еще в первой четверти ХIХ века, когда империя была в зените славы победительницы Наполеона. В.И. Ленину выпала судьба стать деятелем пролетарского этапа борьбы за освобождение, за социализм, но он был наследником героев предыдущих периодов революционной борьбы, в ходе которых Россия выстрадала марксизм.
Ленин, по мнению М. Делягина, был «исчадием, и не только гражданской войны 1918-1921 годов, но и восстания 1905 года, и террористической войны, которая шла все первое десятилетие ХХ века. Мы знаем только наиболее высокопоставленных жертв это войны - Столыпина, князей, некоторых министров». Убийцей Столыпина вообще-то был Богров, агент охранки, между прочим. В революционный процесс конца ХIХ - начала ХХ века были вовлечены люди самых различных убеждений, в том числе, например, социалисты-революционеры, наследники «Народной воли», прибегавшие к тактике индивидуального террора. РСДРП с самого начала своей деятельности была против него. Что же касается гражданской войны, то у нее собственная логика. Не думаю, что в случае своей победы белогвардейцы стали бы особенно церемониться с В.И. Лениным и его товарищами, попавшими к ним в руки. Уже и в ХХI веке в «цивилизованной Европе» Милошевича уморили в Международном трибунале по Югославии в Гааге и никто из буржуазных деятелей Запада по этому поводу не устраивал никаких демаршей и протестов.
На Долю Ленина, считает М. Делягин, выпала историческая функция разрушения. И опять ошибается. Это просто так совпало, что после Великой Октябрьской социалистической революции Владимир Ильич прожил всего семь лет, но главное, на что он был нацелен, так это на строительство нового общества. Чтобы понять это, надо читать его работы послеоктябрьского периода, воспоминания о встречах с ним самых различных людей, от рабочих и крестьян до ученых и писателей, Герберта Уэльса, вникнуть в план ГОЭЛРО и идею электрофикации страны. В последнее время некоторые журналисты иронизируют над понятием «лампочка Ильича». Но, к примеру, в 1913 году в туристических проспектах стран Европы специально отмечались отели, в которых есть электрическое освещение, а в советской России в 1918 году намеревались провести свет в каждый бедняцкий дом.
«В целом Ленин был человек потрясающей энергии и силы», - после блуждания в потемках своего выступления заявил М. Делягин. Вот это верно сказано. Как верно и то, что «намерение разрушить Мавзолей и надругаться над могилой Ленина - это еще и стремление надругаться над историей и культурой». Всем таким попыткам надо давать решительный отпор.
Валентин СИМОНИН