2010-02-22 00:02
kprf.ru
Доходы федерального бюджета составили 7 324,3 млрд. рублей или на 9,1 % выше прогнозируемого объема. Нефтегазовые доходы составили 2,983 трлн. рублей, или 145% и оказались явно заниженными в ходе проектировок, о чем КПРФ и заявляла при принятии бюджета. При этом совокупная задолженность в бюджетную систему РФ по налогам и сборам составила 1 118,9 млрд. рублей, что совершенно недопустимо в условиях кризиса.
Расходы федерального бюджета составили 9 655,9 млрд. рублей. (98,1 % к утвержденным). При этом почти треть (3,2 трлн. руб.) использована в 4-м квартале 2009 года. Точнее сказать в декабре 2009 года. Если ежемесячные расходы по отраслям составляли в среднем 6 - 7%, от общих ассигнований, то в декабре они составили не менее 14 %, а в таких отраслях как «Национальная оборона», «Национальная экономика», «ЖКХ», «Образование», «Здравоохранение», «Социальная политика» - от 20 до 30 %. Естественно, эти средства использовать по назначению было невозможно. В результате этого остатки средств на счетах по учету средств федерального бюджета на 1 января 2010 года составили 4860,8 млрд. руб.
Годовые бюджетные назначения, предусмотренные сводной росписью с изменениями, исполнены полностью только по 13 главным распорядителям (11,7 % общего количества), что просто преступно в условиях кризиса.
Таким образом, в результате совершенно безответственного отношения правительственных органов к исполнению доходной и расходной частей бюджета около 6 триллионов рублей не было использовано в 2009 году. Следовательно, можно с полным основанием констатировать, что федеральный бюджет по расходам использован фактически только на 60 %. В условиях кризиса это преступление.
Резервный фонд на 1 января 2009 года составлял 4,027 трлн. руб. На 1 января 2010 года – 1,830 трлн. руб.
Из Резервного фонда на финансовое обеспечение сбалансированности федерального бюджета планировалось направить 3,152 трлн. руб., направлено 2,964 трлн. руб.
ФНБ на 1 января 2009 г. составлял 2,584 трлн. рублей. На 1 января 2010 года – 2,769 трлн. руб. В 2009 году из этих средств на депозитах ВЭБа (на кредитование экономики) были размещены всего 209 млрд. рублей. От этого размещения получена прибыль более 29 млрд. рублей.
Во-первых, средства для кредитования экономики выделены явно недостаточные. (И только в декабре в ВЭБе было размещено еще 2 млрд. долларов).
Во-вторых, полученная прибыль говорит о явном преимуществе вложения государственных средств в экономику. Простой расчет говорит о том, что если разместить внутри страны средства равные международным резервам России, то годовой доход будет равным 2 триллионам рублей. (Доход от размещения средств Резервного фонда за рубежом в 2009 году составил всего 47,9 млрд. рублей).
Государственный долг РФ за год увеличился на 542,4 млрд. рублей или на 20,1 % и на 1 января составил 3,234 трлн. руб., в том числе государственный внутренний долг – 2,094 трлн. руб. и внешний долг – 37,7 млрд. долларов.
Консолидированный внешний долг РФ на 1 января 2010 года составил 469,7 млрд. долларов и превысил международные резервы на 6,6 %. При этом в 5раз увеличилась задолженность органов денежно-кредитного регулирования, небанковских компаний – на 6,5%, органов госуправления – на 1,7 %. Задолженность банков сократилась на 24,5 %.
Имея такой внешний долг, Россия по-прежнему огромные средства держит за рубежом. Международные резервы страны на 1 января 2010 года составили 440 млрд. долларов. Из них: Резервный фонд – 60,52, Фонд национального благосостояния – 91,56 и собственно международные резервы – 288,52 млрд. долларов.
Таким образом, политика кредитования западной экономики под копеечные проценты российскими деньгами и кредитование российской экономики за счет иностранных средств под огромные проценты продолжается.
В 2009 году на реализацию антикризисных мер направлено 2 трлн. Рублей из бюджета и 0,1 трлн. рублей из средств Банка России.
Главная задача – доведение финансовых ресурсов до реального сектора экономики и повышение доступности банковских кредитов решалась неэффективно. Не получило широкого применения субсидирование кредитных ставок, полгода не работал механизм предоставления гарантий по кредитам.
ФЦП. Кассовое исполнение на реализацию ФЦП составило 90,6%. Годовые бюджетные назначения исполнены полностью только по 12 ФЦП (23,5 % общего количества).
ПНП. Приоритетные национальные проекты исполнены на 98,4% и составили 367,9 млрд. рублей. 26,6 млрд. рублей остались не освоенными.
Государственные гарантии РФ предусматривалось предоставить на сумму 461 млрд. рублей, фактически предоставлены 72 гарантии на сумму 182 млрд. рублей или 39,5 %. В условиях кризиса преступно не выполнять такие обязательства.
Программа государственных внешних заимствований РФ в части предоставления бюджетных кредитов внутри страны за счет целевых иностранных кредитов выполнена на 22,5 %.
В 2009 году на банковских депозитах было размещено 687,1 млрд. рублей или 94,8 % от утвержденных объемов. Возвращено в бюджет 92 %, что вполне нормально. Доходы от размещения составили 18,9 млрд. рублей, что еще раз подтверждает, что размещать средства внутри страны выгоднее, чем за границей.
Размещение средств ФНБП на депозитах ВЭБа для предоставления субординированных кредитов (займов) без обеспечения кредитным организациям в сумме 655 млрд. рублей.
Фактически выдано 609,1 млрд. руб. 17-ти банкам.
Предоставление Банком России кредитным организациям кредитов без обеспечения сроком на год – 6725 млрд. рублей. Кредиты выданы полностью 140 банкам. 199 млрд. не возвращено.
Размещение временно свободных средств федерального бюджета на депозитах коммерческих банков сроком на 3 месяца планировалось – 6725, выполнено – 2472 млрд. рублей. Вот почему шли задержки по исполнению расходов бюджета по месяцам. 55 млрд. не возвращено.
На поддержку рынка труда планировалось выдать субсидии субъектам РФ в объеме 43,5 млрд. рублей. Субсидии получили 82 субъекта РФ. Кассовое исполнение составило 33,4 млрд. На четверть средства урезаны. Безработица в январе достигла 2,4 миллиона человек. Средства большей частью пошли на погашение кредитов банкам и не изменили ситуацию на рынке труда. Согласно отчетным данным создано новых рабочих мест в количестве 127609 единиц, прошли профобучение 216 тысяч работников, 11 тысяч работников получили помощь по переезду на новое место жительство.
Проблема создания рабочих мест не решена. Однако стоимость одного нового рабочего места обошлась государству в 260 тысяч рублей, что совершенно неоправданно.
В общественных работах приняли участие 2,4 млн. человек. Деньги освоены, но работ не было, объектов нет, нет расходов даже на приобретение инвентаря. По существу это скрытые пособия безработным.
Автомобилестроению предусматривалось оказать помощь на сумму 114,3 млрд. рублей, исполнено 110,2 млрд. руб. При этом АВТОВАЗу сделан имущественный взнос из бюджета в размере 65 млрд. рублей. Положение не выправили, а в феврале 2010 года совет директоров выплатил себе премию 104 миллиона рублей.
Субсидии автопрому на уплату процентов по кредитам предусматривались в объеме 1,5 млрд. руб. Выдано – 0,3 млрд. Это негативно отразилось на положении автопрома.
Возмещение банкам выпадающих доходов по кредитам физическим лицам на приобретение автомобилей предусматривалось в объеме 0,95 млрд. рублей, фактически реализовано 0,19 млрд. руб. Лизинговым компаниям не дали ничего. Госчиновникам на эти цели выдано 14,4 млрд. рублей. Региональным чиновникам еще 19,7 млрд.
Этими суммами измеряется любовь правительства к своему народу, экономике и чиновникам.
С целью оказания помощи автопрому в перевозке отечественных автомобилей предусматривалось ОАО «РЖД» возместить убытки от перевозки автомобилей на Дальний Восток в размере 0,3 млрд. рублей – дали 0,12 млрд. рублей, перевезли 3136 машин. Вот и вся помощь!
Оборонному комплексу планировали оказать помощь в размере 111,3 млрд. рублей, дали на 10 млрд. меньше. Срезали субсидии стратегическим предприятиям на 200 миллионов. Оплату процентов по кредитам планировал в сумме 15 млрд. рублей, дали – 5,5 млрд. рублей.
Поддержка авиакомпаний и авиастроения предусматривалась в сумме 10,9 млрд. рублей, дали 6,8.
Субсидии авиаперевозчикам на возмещение недополученных доходов планировали в объеме 4 миллиардов рублей, но потом решили, что это лучше сделать за счет народа и выдали 0,11 млрд. рублей.
Предоставление дополнительных государственных гарантий по кредитам для стратегических предприятий ОПК из 336 млрд. лимита на 1 декабря 2009 года выдано 182 млрд. Почти в 2 раза меньше.
На сокращение корпоративной внешней задолженности предусматривалось 50 млрд. рублей, предоставлено 11,64 млрд.
- Агентству по ипотечному жилищному кредитованию на реструктурирование ипотечных кредитов гражданам потерявшим работу выделено 60 млрд. руб. – в уставный капитал, и 20 млрд. кредитов. Помощь в 2008-2009 г.г. оказана 5005 граждан на сумму всего 12,5 млрд. Зато создана целая сеть бюрократических структур – 492 региональных агентства и 545 агентских офиса.
На реализацию антикризисных мер в сельском хозяйстве направлено 88,1 млрд. рублей. «Росагролизинг» осуществил лизинг животноводческого оборудования всего на 15,6 % от запланированных средств и 18,7 % стоимости закупленного оборудования. Запланированный закуп племенного скота в количестве 30 тыс. голов на сумму 3 млрд. рублей не осуществлялся.
Кредиты малому бизнесу планировались через ВЭБ. ВЭБУ предоставили 30 млрд. рублей из фонда национального благосостояния по 10 млрд. руб. в сентябре, ноябре и декабре 2009 года, 12 млрд. рублей получили региональные банки. Малый бизнес ничего не получил из-за отсутствия механизма финансирования.
По этой же причине не выполнены и другие антикризисные мероприятия:
- увеличение авансирования по оборонным заказам до 50-70 %;
- развитие целевого кредитования предприятий под расчеты за поставленную продукцию;
- поддержка приоритетных инвестиционных проектов, способных обеспечить конкурентоспособность экономики;
- реструктуризация долгов в экономике проведена частично. А между тем кредиторская задолженность предприятий составила более триллиона рублей.
Выводы:
1. Остается неизменной политика кредитования экономики зарубежных стран за счет международных резервов России и кредитование отечественной экономики за счет иностранных кредитов, о чем свидетельствует почти равный объем международных резервов России и ее внешнего корпоративного долга. Элементарные расчеты показывают ущербность такой политики. Размещение международных резервов внутри страны в виде кредитных ресурсов (вместо иностранных заимствований) даст годовой доход в сумме 2 триллионов рублей. Это первое.
Второе, объем вешнего корпоративного долга указывает на недостаток кредитных ресурсов внутри страны, следовательно, объемы антикризисного финансирования в 6 раз занижены от реальной потребности.
2. Безобразное исполнение расходов бюджета и антикризисных мер. Практически все расходы исполнены не только не полностью, но и значительно сокращены, что в условиях кризиса просто преступно.
3. Порочная практика около 30% годовых назначений бюджета финансировать в последний месяц года нельзя объяснить иначе как умышленное неисполнение закона о бюджете. Освоить средства в размере трети бюджета за неполный месяц невозможно и делается это с одной целью – отчитаться о выполнении финансирования. А то, что эти средства не используются, правительство не беспокоит.
4. Продолжается практика приоритетного финансирования кредитных организаций. Реальный сектор экономики и социальная сфера финансируются с большим опозданием, не полностью, либо вовсе не финансируются.
5. Неоправданно создание новых бюрократических структур для реализации антикризисных мер. Эти меры вполне можно реализовать на базе существующих государственных структур.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
1. Правительство, не выполняющее собственные решения по антикризисным мерам, заслуживает отставки. Структуры, не обеспечившие выполнение антикризисных мер в полном объеме и в установленные сроки подлежат реорганизации, а руководители отстранения от должности.
2. Необходимо сменить приоритеты. Приоритет в спасении спекулятивного сектора экономики надо сменить приоритетом в развитии реального сектора экономики. В этом случае будут решаться не только экономические задачи, но и социальные, как создание дополнительных рабочих мест.
3. В силу недостатка кредитных ресурсов внутри страны, международные резервы должны быть направлены на кредитование реального сектора экономики. Это должно быть главным условием вывода страны из кризиса.
4. Необходимо внести поправки в закон «О ПравительствеРФ» и закон «О бюджетной системе и бюджетном процессе», исключающие возможность выделение финансов по бюджетным обязательствам в последнем квартале и последнем месяце года, а также предусматривающие санкции на невыполнение указанных федеральных законов.
5. Ввести в практику ежеквартальные отчеты правительства перед Федеральным Собранием РФ, об исполнении годового бюджета и особенно выполнения антикризисных мер.
6. Исходя из всех положений Отчета Правительства РФ, можно заключить, что причины неудовлетворительного финансирования реального сектора экономики заключаются в отсутствии нормативных актов, определяющих механизм реализации этой цели. В этой связи быстрым и эффективным решением данной проблемы может быть только обращение в государственную собственность конкретных предприятий и корпораций.
7. Создание дополнительных рабочих мест не должно решаться бюрократически. На 43 миллиарда рублей можно было реконструировать десятки действующих предприятий и дать постоянные, а не временные рабочие места сотням тысяч работающих.
8. Антикризисная программа КПРФ остается актуальной, выполнимой и необходимой.
Примечание: Некоторые цифры имеют расхождение в отчете Правительства, отчете Счетной палаты и статистики. Это обусловлено, прежде всего, предварительным характером расчетов, а также тем, что некоторых случаях мероприятия антикризисных мер включают в себя меры, принятые в 2008 году.
Секретарь ЦК КПРФ
Н.В Арефьев
22.02.2010 г.
Все статьи раздела "Единоросы "кошмарят" страну: план Путина в действии"