2010-02-22 00:03
Татьяна Апрельская
Деловой квартал # Екатеринбург
Губернатор Александр Мишарин, возглавляющий список "Единой России" на выборах в Свердловскую облдуму, пообещал собрать на достройку двух станций метро в Екатеринбурге до 4 млрд руб. В прошлый раз "ЕР" обещала 1 млрд, и это позволило поднять предвыборный рейтинг партии. Но до подземки деньги не дошли: последний год подрядчики строят метро "на свои".
Александр Мишарин осмотрел строящиеся станции метро "Чкаловская" и "Ботаническая". Он спустился под землю в компании мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого, директора ООО "Метрострой - подземные технологии строительства" Юрия Дозорца и руководителей компаний-подрядчиков. Один из них, Сергей Иванов, заместитель директора НПП "Стройтэк", незадолго до приезда чиновников дал понять, что присутствующие ждут от главы области одного - денег. "В прошлом году мы строили метро, что называется, "на свои", просто чтобы не допустить остановок, - проговорился он, но тут же спохватился и суммы вложений не выдал. - Мы могли бы закончить все работы, если бы были деньги".
Для завершения основных работ нужно, например, соединить "Чкаловскую" и "Ботаническую" вторым тоннелем (первый уже выкопан). Г-н Дозорец показал губернатору проходческий комплекс "Вирт", способный прокладывать по 200 м тоннеля в месяц, и заявил, что тот уже давно бездействует. "А что надо, чтобы включить, отмашку?" - поинтересовался г-н Мишарин и получил ответ: надо 1,2 млрд руб. "Если мы запустим "Вирт", то в месяц будем тратить на него по 100 млн, - прокомментировал мэр Екатеринбурга. - Больше ни на что денег не осталось бы. Поэтому в метро до последнего занимались другими работами". В итоге, по словам подрядчиков, станция "Чкаловская" в районе Южного автовокзала готова наполовину, "Ботаническая" возле ТРЦ "Дирижабль" - на 70%.
Губернатор сделал нужные выводы. "На завершение работ требуется найти 4 млрд руб. Это и нужно сделать, - заявил он. - 2,2 млрд заложено в городском бюджете. Остальное - искать, причем у области средств нет". Александр Мишарин добавил, что в федеральном бюджете их тоже нет (хотя целевая программа есть), но имеет смысл поискать, объединившись с другими регионами. "Нужна поддержка коллег-губернаторов", - пояснил он. Кроме того, примерно на 1 млрд руб. может быть взят кредит в Газпромбанке.
Напомним, Екатеринбургу не впервые обещают скоростную достройку единственной ветки метро. В 2006 г., накануне выборов в областную Думу, руководители региональной "Единой России" добились у федеральных однопартийцев обещания выделить на эту цель 1 млрд руб. Тема метро стала для "ЕР" основным предвыборным мотивом в областном центре: рейтинги партии здесь традиционно ниже, чем по региону в целом. Свердловские единороссы даже собрали 300 тыс. подписей в поддержку строительства метро и отправили их в Москву. Но денег метростроевцы так и не получили. В последний раз о "партийном миллиарде" вспоминали в сентябре 2008 г. Областные депутаты рассказали, что Москва выделила всего 300 млн руб., но и эти деньги по техническим причинам задерживаются на месяц-другой. Потом разразился кризис, и метро на время перестало волновать чиновников.
Сегодня (выборы в Облдуму назначены на март) Александр Мишарин уверен, что сдать в эксплуатацию две станции екатеринбургской подземки можно в 2011 г. Между тем Аркадий Чернецкий заявил "ДК", что генподрядчики не могли строить объект на собственные деньги. "Мы рассчитывались и будем рассчитываться с подрядчиками согласно смете. Я думаю, речь о кредитах, которые они брали на свои нужды и под свою ответственность, - предположил он. - Гарантий под такие займы мы не давали".
Самый длинный долгострой. Показатели екатеринбургского метро:
1982 г. - год начала строительства
7 станций построено за 27 лет
9 300 м - длина имеющейся ветки
344 м в год - средняя скорость строительства
45 млн пассажиров ежегодно перевозит метро
1 млрд руб. - примерный объем кредитов на строительство метро в 2010 г.
Все статьи раздела "Свердловская область"