2010-02-27 00:03
ukr.net.ua
Януковичу нужно брать власть в свои руки, наводить в стране порядок, реализовывать то, с чем шел на выборы, заявил лидер украинских коммунистов Петр Симоненко в интервью еженедельнику «2000».
— Петр Николаевич, президентская кампания закончилась, победитель объявлен, но проигравшая сторона не признает итоги голосования. Насколько долго, по-вашему, затянется вся эта кутерьма с оспариванием результатов выборов?
— Возможно, буду несколько банален, тем не менее напомню известное изречение, вполне уместное для данного случая: история повторяется дважды — один раз в виде трагедии, другой раз в виде фарса.
Трагедию мы пережили в 2004-м, когда «помаранчевые» силы при финансировании и политической поддержке из-за рубежа осуществили по сути государственный переворот, приведя к власти марионетку Запада. Под демагогические лозунги о «защите демократии», под фальшивое словоблудие о «массовых фальсификациях» они продавили неконституционный «третий тур», положив начало пятилетию мракобесия и хаоса в госуправлении и масштабного правового нигилизма.
То, что делает Тимошенко в 2010-м, — это отголоски 2004-го. Но сейчас это уже выглядит как фарс, и ничего более. Все претензии, которые предъявляются кандидатом от власти, заметьте, у которого были в руках все административные рычаги, позволяющие оградить выборы от фальсификаций, — яйца выеденного не стоят и юридически ничтожны, что, не сомневаюсь, выяснится в самое ближайшее время.
Я больше скажу: если власть, в данном случае премьер-министр, заявляет, что выборы были нечестными и недемократичными, то этим она расписывается в собственной несостоятельности.
Но это, повторюсь, дешевая фарсовая оперетка. Националисты как политические комедианты пять лет все делают для того, чтобы низвести нашу страну до состояния «банановой республики».
— Т. е. шансов у Тимошенко оспорить результаты выборов ноль…
— Ноль, если мы, конечно, ведем речь в юридической плоскости. А политические заявления — ну что ж, это их обычное дело.
Нельзя допустить, чтобы за этими популистскими заявлениями мы забыли о миллиардах бюджетных средств, прямо или косвенно потраченных на президентские выборы Тимошенко. Мы, политики и избиратели, всему этому были свидетелями. Социальные законы, принятые парламентом, игнорировались, тогда как подзаконными актами — постановлениями правительства — деньги бесконтрольно раздавались направо и налево. Если это не предвыборный подкуп, не использование служебного положения в личных целях — то что это? Вот в чем следовало бы разобраться. Тут прокуратура должна работать. За разворовывание государственной казны надо привлекать к уголовной ответственности.
Если же брать выборы в целом, т. е. всю трехмесячную избирательную кампанию — как она проводилась, как она была организована, как освещалась в СМИ, в т. ч. и государственных (не говоря уж о контролируемых олигархами), тут я должен повторить то, что ранее неоднократно заявляли коммунисты: выборы не были ни честными, ни демократичными, кандидаты не имели равных условий для ведения кампании, не располагали одинаковыми возможностями для того, чтобы представить свои программы на суд избирателя. Выборы сопровождались подкупом членов избирательных комиссий, а избирателей — практически повсеместно. Ющенко и Тимошенко — в первую очередь несут не только политическую, но и юридическую ответственность за подобную систему, сложившуюся в стране.
Очевидно, что Януковичу нужно брать власть в свои руки, наводить в стране порядок, реализовывать то, с чем шел на выборы.
— С этим как раз и проблема — взять власть, я имею в виду не только президентскую, но и исполнительную, без чего невозможно реализовать предвыборные обещания…
— В реальности нет никаких проблем. Есть мандат от народа. Теперь нужна политическая воля, решительность и готовность действовать со стороны самого победителя. У страны нет времени опять погружаться в затяжные политические дискуссии и бои.
— Но нужно отправить Тимошенко в отставку, создать новую коалицию в ВР, назначить правительство…
— Да. Все возможности для этого существуют. Есть и голоса за недоверие нынешнему правительству, с запасом. Но главное — это сформировать новую ответственную власть. И что до дееспособной коалиции в Верховной Раде, способной назначить правительство, поддерживать и законодательно обеспечивать его работу, нести политическую ответственность перед народом за результаты своей деятельности, то коммунисты предлагают свой вариант. Это коалиция, состоящая из Партии регионов, Коммунистической партии, Блока Литвина и внефракционных депутатов.
Только такой формат большинства позволит новому правительству стабильно работать, а новоизбранному президенту — реализовать его предвыборные лозунги. Народ, голосуя за Виктора Федоровича, выдал ему мандат не на президентство вообще, а на выполнение вполне конкретной программы, легитимизировал эту программу и Януковича как ее исполнителя. Включая и ту часть, что зафиксирована перед вторым туром в соглашении между Януковичем и Блоком левых и левоцентристских сил. Поэтому предлагаемый нами формат является наиболее адекватным в текущих условиях.
— А как быть с нормами Конституции, согласно которым коалиция формируется депутатскими фракциями? Я имею в виду, как в эти нормы будут вписываться те самые внефракционные депутаты, которых вы предлагаете подключить к формированию коалиции?
— На этот счет Основной Закон не дает четких ответов. В нем вообще ничего не сказано о депутатах, оказавшихся вне фракции не по своей воле. Это недоработка в Конституции, которую нужно будет устранить. Но логика говорит в пользу того, что внефракционные депутаты должны иметь возможность в полной мере реализовывать свои депутатские полномочия, в т. ч. и в таких вопросах, как формирование коалиции и назначение Кабинета Министров. Иначе получается, что у нас будут народные депутаты разных сортов, имеющие разные права. Это же абсурд.
А уж если сравнивать наш вариант с тем, что есть сейчас, с той, с позволения сказать, коалицией, образованной фракциями, но не имеющей в своем составе большинства депутатов ВР, то есть абсолютно недееспособной, — наше предложение тем более выглядит здравым и отвечающим конституционной логике.
Т. е. еще раз вкратце повторю алгоритм действий, который мы, коммунисты, считаем наиболее адекватным текущему моменту.
Первое: формируем коалицию в составе Партии регионов, Компартии, Блока Литвина и внефракционных, собираем соответствующее количество подписей под коалиционным соглашением (более 226).
Второе: разрабатываем и утверждаем программу коалиции, соответствующую предвыборным обещаниям Януковича, его обязательствам, которые он взял на себя перед Блоком левых и левоцентристских сил.
Третье: вносим новому президенту согласованную кандидатуру премьер-министра от нашей коалиции; определяем персональный состав правительства под реализацию коалиционной программы.
Четвертое: президент подает в ВР предложенную коалицией кандидатуру премьер-министра на утверждение в парламенте; одновременно глава государства подает представления на назначение министров обороны и иностранных дел.
Пятое: голосуем в ВР за назначение премьер-министра, министров обороны и иностранных дел согласно представлению президента; утверждаем в ВР персональный состав Кабинета Министров согласно представлению назначенного нами премьер-министра.
Все. Новая власть сформирована. Это можно сделать в довольно сжатые сроки, и это нужно делать, т. к. времени на раскачку попросту нет. А кто не согласен — пусть обращается в Конституционный Суд, это его право. Если В. Ф. Янукович откажется от этой программы, то необходимо проводить внеочередные выборы парламента. А это миллиарды гривен при пустой казне и дефолте пенсионного фонда.
Желательно было бы сразу же утвердить и программу правительства. Хотя не исключаю, что здесь возможен тайм-аут, т. к. надо разобраться с тем наследством, что осталось от «помаранчевых», выяснить, в каком положении находится государство и какие первоочередные меры необходимо предпринять, чтобы остановить скатывание в пропасть.
— Но Партия регионов, судя по всему, намерена договариваться с НУНС. Собственно, это и публично заявлено, и переговоры такие идут.
— Да, к сожалению.
Сразу скажу, что Компартия не пойдет в коалицию, где будут присутствовать НУНС или БЮТ. Наша позиция четкая и последовательная: с политическими силами, стоящими на националистических, а часто, будем откровенны, на профашистских позициях, нам не по пути.
Но будем надеяться, что здравый смысл в стане «регионалов» все-таки возобладает.
Коалиция, правительство, вообще власть — это ведь не самоцель. Это инструменты реализации политической платформы, предвыборной программы, лозунгов и обещаний избирателям. По крайней мере, для ответственных политиков, для тех, кто декларирует служение народу.
Я не понимаю, как Виктор Янукович намерен реализовывать свою предвыборную программу в сотрудничестве с националистами. Ведь НУНС — это политические ошметки Ющенко. Это те, кто несет ответственность за «помаранчевое» пятилетие — за экономические провалы, за обострение отношений с Россией, за уничтожение русского языка, за фальсификацию истории и героизацию нацистских прихвостней и т. д. и т. п. С кем там можно договариваться и о чем? «Наша Украина—Народная самооборона» — это политические банкроты, политики, которые сами себе выбрали обочину исторического процесса. Быть может, за исключением считаных лиц, которых, как я уже выше сказал, можно привлечь к работе в индивидуальном порядке.
Формировать коалицию с «нашистами» — это сдавать принципиальные позиции. Ну как, скажите, В. Ф. Янукович и Партия регионов собираются исправлять даже не ошибки, а, не побоюсь этого слова, преступления Ющенко в гуманитарной сфере?
Как будут налаживать украинско-российские связи, тем более если речь идет о создании газотранспортного консорциума, вступлении Украины в ЕЭП и Таможенный союз с Россией, Беларусью и Казахстаном?
Каким образом будет реализована идея внеблоковости и государственного нейтралитета, ведь предстоит принятие соответствующих законов (в частности, закона о внутренней и внешней политике), внесение изменений в существующие (например, в закон о национальной безопасности)?
Я могу долго перечислять те позиции, по которым Партия регионов и НУНС в принципе не смогут найти общего языка. А опять «откладывать в сторону», как предлагают иные, — это в очередной раз обмануть ожидания избирателей.
В такой коалиции экономический блок, вне сомнения, отойдет «регионалам». А гуманитарная сфера? Очевидно, опять окажется в руках националистов. И что это будет? Думаю, не надо и объяснять дополнительно. А ведь у нас сейчас гуманитарный кризис никак не меньший, чем экономический. И для гуманитарной сферы необходима такая же антикризисная программа. Надо исправлять языковую ситуацию в части наделения правами русского языка, вносить правки в учебники, образовательные программы, убирая оттуда все те националистические мифы и откровенные фальсификации, которыми их напичкали за последние годы. В конце концов, должен быть положен край героизации нацистских холуев.
Мы в преддверии 65-летия Великой Победы. Можно ли ожидать, что на достойном уровне будет отмечена эта великая дата, если гуманитарную сферу будут курировать нунсовцы? Ответ очевиден. Неужели мы придем к такому юбилею с «национальными героями» Шухевичем и Бандерой? Да предки нас с того света проклянут! Как мы посмотрим в глаза еще живущим, дай им Бог здоровья, нашим отцам и дедам, своей кровью оплатившим нашу Победу!
Я уж не говорю о том, что НУНС — это постоянные склоки, интриги, конфликты, т. е. такая коалиция стабильной не будет по определению…
— Ну, якобы такая коалиция создается во имя «схід і захід разом», для объединения страны…
— Я вас прошу… Какого объединения страны? Мы же видели за последние пять лет, как способны «объединять» страну националисты. Объединить страну можно ответственной политикой, которая повысит уровень благосостояния людей, при которой каждый человек — вне зависимости от того, в каком регионе он живет, какой он национальности, на каком языке разговаривает и в какую церковь ходит, — сможет ощутить себя в этой стране комфортно.
Крайне важно, даже скажу — стратегически важно, чтобы экономический рост и повышение уровня жизни украинские граждане ощутили именно при власти сил, выступающих за равные права для русского и украинского языков, за братские отношения с Россией; не приемлющих идеи вступления в НАТО. Люди должны увидеть преимущества, которые им дает такая политика. Тогда наступит осознание, что широкое партнерство и добрососедство с Россией, нейтральный статус, интеграция в ЕЭП и т. д. — это и есть проукраинская политика, политика национального интереса, политика, направленная на повышение благосостояния каждого украинца. Тогда у националистов, от которых все раздоры в стране, больше не будет шансов задурить головы нашим согражданам демагогическими, псевдопатриотическими лозунгами.
На мой взгляд, В. Ф. Янукович должен выстроить такой формат провластной коалиции, которая в максимальной мере позволит ему реализовать свою программу.
— Какими, по-вашему, должны быть первые шаги новой власти — президента, правительства, которое придет на смену нынешнему?
— С самых первых шагов надо начать выполнять предвыборные обещания. Напомню, что В. Ф. Янукович давал слово самым первым делом в ранге президента ввести в действие закон о повышении социальных стандартов. И это было бы правильно. Закон этот уже принят, но нынешнее правительство его не выполняет. Закон должен заработать, а граждане — ощутить, что государство не оставило их один на один с кризисом. Куда понесет свои деньги простой человек? В основной своей массе люди потратят эти средства на покупку товаров первой необходимости, т. е. стимулируют спрос, подтолкнут рынок, экономику. Таким образом, это и антикризисная мера тоже. Как известно, спрос рождает предложение. А у нас огромный отложенный спрос, т. е. когда человеку требуется тот или иной товар, но не хватает денег.
Вообще необходимо с первых же дней разворачивать комплексную систему антикризисных мер. В этом вопросе у нас, коммунистов, и у представителей Партии регионов в целом позиции довольно близки: стимулировать реальное производство, а не сжигать многомиллиардные суммы в банковской системе. Те миллиарды, что были направлены банкам, ушли на валютный рынок, через разного рода мошеннические схемы разворованы и осели в конечном итоге на оффшорных счетах нечистоплотных дельцов, не принеся никакого эффекта в смысле борьбы с последствиями экономического кризиса.
Деньги должны идти реальному производителю. Отечественному производителю. Нужно проектное финансирование. Вот, скажем, у нас в глубоком кризисе оказалась металлургия из-за проблем со сбытом на мировом рынке. Запускаем металлоемкие проекты — строительство мостов, дорог, замену железнодорожных рельсов, модернизацию инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства. У нас ведь сфера ЖКХ на ладан дышит, ее с советского времени не обновляли. Вот такого рода проекты и должны стать ключевыми в борьбе с кризисом. Мы и металлургов заказами обеспечим, и рабочие места сохраним, и инфраструктуру обновим, что положительно скажется на развитии нашей экономики в средне- и долгосрочной перспективе, и, наконец, ВВП начнет расти, увеличатся доходы бюджета, Пенсионного фонда. Но это уже будут не инфляционные доходы и не долги, которые надо обслуживать, выплачивая огромные проценты, чем наполняло бюджет нынешнее правительство.
Я бы возродил и систему кредитования населения. Но на принципиально новой основе. Кредиты должны быть строго гривневые, под низкий процент, но самое главное — выдавать их под покупку товаров украинского производства. Нужен человеку, условно говоря, холодильник, пожалуйста, государство поможет его приобрести в кредит на льготных условиях, но это должен быть украинский холодильник! И так по всем группам товаров. Таким образом мы и для людей доброе дело сделаем, и простимулируем отечественного товаропроизводителя, дадим дополнительный толчок экономике в целом.
Безусловно, огромнейший потенциал по части борьбы с кризисом содержится в восстановлении связей с Россией и другими республиками СНГ. В сотрудничестве и кооперации на постсоветском пространстве в кратчайшие сроки мы можем не то что выйти на докризисный уровень производства, но уйти далеко вперед. Приведу одну цифру, которая говорит о многом: по данным Института народно-хозяйственного прогнозирования Российской академии наук, суммарный интеграционный эффект от создания Таможенного союза между Россией, Беларусью и Казахстаном составит около 400 млрд. долл.! А представьте, какой будет синергетический эффект, если к этому проекту подключится еще и Украина!
Или взять реинкарнированную идею создания газотранспортного консорциума. Даже если в рамках этого процесса удастся снизить цены на поставляемый на Украину российский газ на 10—20%, то и тогда это будет существенным плюсом для украинского товаропроизводителя, снизятся затраты на производство, вырастет конкурентоспособность. Например, возьмите то же производство азотных удобрений на Украине — оно ведь при нынешнем уровне цен на газ попросту нерентабельно. А это и экономические убытки, и перспектива утратить целые производства, созданные трудом нескольких поколений наших предков, и потеря рабочих мест. Но в сотрудничестве и партнерстве с Россией все эти проблемы решаемы. Поэтому надо срочно начинать энергетический диалог с Россией.
И еще. Главное, не погрязнуть в наших внутриукраинских политических разборках и спекуляциях на этих темах, которые, безусловно, будут, ибо противников украинско-российского сближения хватает, а просто делать дело, которое задумано и на которое, подчеркну, получен мандат от избирателя.
— А кто бы мог стать премьером?
— В первую очередь это должен быть профессионал, человек с большим опытом управления, который не понаслышке знает экономику Украины, понимает происходящие в ней процессы. Чтобы мог в кратчайшие сроки организовать работу, направленную на выход страны из кризиса. Кроме того, мне представляется важным, чтобы это был человек, осознающий и личную ответственность за все те обещания, которые были даны в предвыборный период. Условно говоря, Николай Азаров, глава избирательного штаба Януковича, отвечает и первому, и второму условиям.
— Как быть с кадрами, что остаются после пяти лет «оранжевого» режима? Нужны ли чистки, аналогичные тем, которые проводили Ющенко со товарищи в 2005-м?
— Тут надо действовать без кавалерийских наскоков и в каждом случае проявлять индивидуальный подход. Повторять те репрессии по отношению к рядовым чиновникам, как это делали «помаранчевые», ни в коем случае не следует. Если человек на своем месте, знает свое дело — пусть работает. Ведь вырастить госслужащего, поверьте, не так просто. Все, кто может принести пользу государству, должны привлекаться к работе. А что до случайных людей, то, безусловно, от них стоит избавиться. Мы же знаем примеры, когда учителя физкультуры становились главами райадминистраций только потому, что «отличились» во времена «оранжевого» шабаша. Надо вернуть многих людей, которые пострадали в 2005-м. Тогда же ведь 18 000 чиновников были изгнаны только за то, что не симпатизировали «помаранчевым». Развал госуправления в последнее пятилетие произошел в т. ч. и по этой причине — «революционные» дилетанты пришли на место профессионалов.
Я бы на высокопоставленные кадры обратил внимание. Вот тут есть кого привлекать к ответственности. За воровство, коррупцию, нарушение Конституции и законов. Потому что если в государстве отсутствует такое понятие, как неотвратимость наказания, то все эти перечисленные негативные явления побороть в принципе невозможно.
Надо довести до логического завершения дела с газовыми махинациями, к которым, я настаиваю, была причастна семья президента Ющенко, — сколько бы он ни открещивался от этих, по его выражению, «вонючих газовых схем». Он благословлял и «крышевал» газовую коррупцию, банковскую мафию. Надо расставить точки над «і» в деле с так называемым отравлением — что это было, кто вводил общество в заблуждение? Разобраться с незаконными поставками оружия в Грузию. Ведь там не только наносился ущерб нашим отношениям с Россией, но и имело место масштабное воровство, разбазаривание военного имущества на сотни миллионов долларов. Да плюс ослабление обороноспособности нашего государства — к примеру, комплексы ПВО для Саакашвили снимались с боевого дежурства. Что это такое?! За это надо отвечать? Безусловно!
Уголовные дела плачут и по членам нынешнего правительства. Вот те тезисы «помаранчевых», оказавшиеся на поверку чистой воды фарисейством — «бандитам — тюрьмы» и «закон один для всех», — надо применить на практике и сделать неотъемлемой нормой жизни.
— Петр Николаевич, в начале февраля в ПАСЕ зарегистрирован проект резолюции о недопустимости героизации воинствующих националистов. Наша газета подробно освещала этот вопрос. Среди прочего в документе говорится, что «невозможно строить единую толерантную Европу, обучая молодое поколение на примерах воинствующего национализма», и ПАСЕ выражает обеспокоенность фактом того, что «Президент Украины удостоил высшей награды страны, звания Героя Украины, Степана Бандеру». Под проектом резолюции, и это делает честь Компартии, есть подпись ее представителя в ПАСЕ Евгения Мармазова. И при этом ни одного автографа от членов украинской делегации из Партии регионов! Вас это не настораживает?
И еще. В недавнем интервью журналу «Власть» представитель ПР г-н Колесников заявил, что не надо-де «поднимать шум» по поводу указа о героизации Бандеры, не следует отменять этот позорный указ. Во Львове, мол, уже и памятник есть. Далее цитирую: «Ну, пожалуйста, если они хотят, это их региональное самоуправление. Это демократия. Это вообще основа Партии регионов. Какая же мы Партия регионов, если мы будем вмешиваться в дела каждого горсовета? Это уже дискредитирует саму партию».
Насколько реально с такими политическими партнерами исправить ситуацию, оставленную в наследство Ющенко? Не кажется ли вам, что указ о присвоении звания Героя Бандере Ющенко подписал по согласованию с «регионалами», например, в обмен на его содействие признанию Януковича президентом?
— Что до последнего вашего вопроса, то я не буду комментировать то, насчет чего у меня нет конкретных фактов. Надеюсь, что «регионалы» к этому не причастны.
Что до всего остального, то, конечно, это не может не настораживать. Надеюсь, что это только личное мнение Колесникова, а не позиция всей партии. Напомню, что накануне выборов «регионалы» подали в парламент сразу несколько законопроектов, суть которых — в недопустимости прославления нацистских холуев в какой-либо форме. Хотелось бы, чтобы эти, вне сомнения, положительной направленности документы при президенте В. Ф. Януковиче обрели практический смысл. Компартия в этом вопросе всегда будет союзником.
Скажу свое мнение: в таких вопросах, как фашизм, нацизм и реабилитация их прислужников, да не просто реабилитация, а глорификация, — заигрывания с какой-то частью электората недопустимы! Ни при каких обстоятельствах! Зло есть зло. И демократия, если вы верно процитировали Колесникова, здесь ни при чем.
Представьте, что в Германии сказали что-то вроде: мол, если какая-то земля хочет поставить памятник Гитлеру или там Кальтенбруннеру, то Берлин к этому отношения не имеет и никому ничего указывать не будет — демократия. Абсурд? Абсурд.
Должна быть государственная политика в этом вопросе, единая для всей Украины: запятнавшим себя коллаборационизмом, преступлениями против человечности, нет места в ряду национальных героев! Тем, у кого в послужном списке значится помощь завоевателям, на чьих руках кровь своего народа, — вечный позор и презрение!
— И в заключение хотелось бы услышать ваше мнение по поводу такой активно обсуждаемой ныне темы, как первый визит президента Януковича. Есть мнение, что он должен поехать в Россию. Анна Герман считает, что сначала неплохо бы наведаться в Брюссель. А что посоветовали бы Виктору Федоровичу вы?
— Я не думаю, что те избиратели, которые отдали голоса за В. Ф. Януковича (а это преимущественно люди, настроенные на приоритет отношений с Россией, граждане, которые ожидают сворачивания антироссийского, пронатовского курса Украины), положительно оценят первый визит нового президента в столицу НАТО.
Все-таки первый визит — это определенный символ, показательный жест, политический, геополитический, если хотите — сигнал относительно приоритетов новоизбранного главы государства.
Что хотят продемонстрировать поездкой в Брюссель все, кто подталкивает к этому В. Ф. Януковича? Опять заигрывание с «оранжевыми» избирателями? Мне кажется, что в первую очередь Виктор Федорович должен заботиться не о том, что о нем подумают в Европе и мире, а о мнении, которое сложится у тех миллионов украинских граждан, благодаря которым он и избран сегодня президентом.
Поэтому я нисколько не сомневаюсь, куда должен первым делом отправиться Виктор Янукович — безусловно, в Москву.
Беседовал с лидером Компартии Украины
и Блока левых и левоцентристских сил
Петром Симоненко Сергей Лозунько
“2000”, 26.02.2010
Все статьи раздела "Коммунисты и российское общество"