Вопрос о судьбе уникального Химкинского леса, который власти намерены принести в жертву прокладке коммерческой автотрассы Москва - Петербург, явно приобретает политическую окраску. Это стало ясно в ходе прошедшей 11 марта в Независимом пресс-центре встречи с журналистами представителей Движения в защиту Химкинского леса, а также специально созданной экспертной группы, возглавляемой членом-корреспондентом Российской академии наук А. Яблоковым.
Петля коррупции
Представителей прессы ознакомили с итогами рассмотрения экспертной группой документа под названием «Экологическая и социальная оценка. Дополнительный экологический и социальный анализ альтернативных вариантов проектируемой автодороги». Речь идёт о строительстве коммерческой автотрассы Москва—Санкт-Петербург, разработанной по заказу ООО «Северо-Западная концессионная компания».
Выявление экспертами целого ряда неточностей в этом документе позволяет предположить, что он создан для того, чтобы замаскировать недостатки принятого проекта прокладки трассы, рассекающей Химкинский лесопарк, что неизбежно приведёт к гибели этой уникальной экосистемы и последующей коммерческой застройке территории нынешнего лесопарка. Документ призван успокоить представителей международных финансовых институтов, встревоженных несоответствием проекта декларируемым ими принципам экологической политики, не допускающим участия в проектах, противоречащих национальному природоохранному законодательству.
По мнению большинства экспертов, необходим также коррупционный анализ как самого проекта, так и обстоятельств, связанных с его принятием. Речь идёт о явной заинтересованности коммерческих структур, близких к руководству Московской области и городского округа Химки, в захвате лесных земель по обе стороны трассы. В частности, согласно постановлению № 358/16 областного правительства, подписанному в 2005 году, практически вся территория Химкинского лесопарка обозначена как зона, зарезервированная для размещения объектов капитального строительства и транспортной инфраструктуры. Вряд ли можно считать случайностью, что положения этого постановления, отменённого под давлением общественности, до сих пор наличествуют в документах правительства Московской области. Очевидны также интересы коммерческих структур аэропорта «Шереметьево» в приближении трассы к землям аэропорта, что позволило бы обеспечить получение дополнительного дохода от эксплуатации объектов придорожной инфраструктуры. Не потому ли проектируемая дорога вдруг делает петлю, сворачивая в Химкинский лес, вместо того чтобы идти прямо, по транспортному коридору вместе с Октябрьской железной дорогой и далее по промзонам — в стороне от высокоэтажной жилой застройки?
Выбранный вариант проекта разрабатывался, несмотря на прямой законодательный запрет капитальной застройки территории лесопарка, действовавший до начала 2009 года. Альтернативные варианты прокладки дороги в обход лесопарка даже не были рассмотрены по существу. Выполнение требований законодательства, по мнению экспертов, изначально не планировалось заказчиками и исполнителями проекта. Последовавшая в 2009 году корректировка законодательства производилась втайне от общественности, что очень похоже на лоббирование.
Глас вопиющих
Пагубность принятого решения открытием, конечно, не является. Ещё в 2006 году начальник управления ГУ «Московское городское управление лесами» А. Кузнецов, отвечая на обращение ФГУ «Дороги России», писал: «Реализация проекта по данному выбору трассы не только нанесет ущерб лесному фонду в крупном размере в результате разрубки широкой просеки, но и разделит лесной массив на части, что повлечет за собой расстройство и деградацию лесонасаждений по обе стороны автомагистрали. Анализ выбранной по лесному массиву автотрассы свидетельствует о том, что авторы планировочного решения даже не предприняли попыток максимального сокращения предполагаемого ущерба лесопарку. Учитывая изложенное, Управление категорически возражает в согласовании данного выбора трассы».
Депутаты Мосгордумы 16 июля 2008 года направили председателю правительства РФ В. Путину обращение, подписанное представителями всех фракций, в котором говорилось: «Жители Москвы и Московской области возмущены тем, что уникальные для Подмосковья реликтовые дубовые рощи могут быть уничтожены, несмотря на то, что существуют альтернативные решения для прокладки дороги. И настоятельно просили пересмотреть проект строительства платной скоростной автодороги Москва — Санкт-Петербург, с тем чтобы она не проходила по территории Химкинского лесопарка».
С таким подходом согласно и Государственно-правовое управление президента РФ (№ А6-1682 от 3.04.2009): «В соответствии с новой редакцией статьи 105 Лесного кодекса РФ в лесопарковых зонах запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений... По поводу лесов Химкинского лесопарка полагаем необходимым отметить, что проблема их сохранения не вызывает сомнения».
А вот у премьер-министра В. Путина, по-видимому, вызывает. И он подписывает распоряжение № 1642-р о переводе земель Химкинского лесопарка в категорию земель транспорта. После чего защитники Химкинского леса неоднократно обращаются к президенту Д. Медведеву.
На вопрос о том, велики ли надежды на поддержку президента, ответила лидер Движения в защиту Химкинского леса Е. Чирикова:
- Мы к нему уже обращались десять раз. И не только мы, но и представители практически всех экологических и общественных организаций. Ведь ясно, что решение, которое принял Путин, незаконно: в соответствии с федеральным законодательством нельзя переводить земли в иные категории из лесного фонда, если есть иные варианты прокладки трассы. В данном случае такие варианты есть.
Остаётся добавить, что если бизнес-варварам и крышующим их чиновникам всё же удастся нажиться на вырубке Химкинского леса, то это станет, по всей видимости, отмашкой к уничтожению других лесов в Подмосковье. К примеру, под строительство Центральной кольцевой автодороги, которая должна опоясать всю Московскую область, будут массово вырубаться оставшиеся леса: под собственно дорогу отводится полоса шириной 500 метров и по 3000 метров в каждую сторону от дороги — под застройку. Нет сомнения, что нечто подобное будет происходить по примеру Москвы и в других регионах России.