Хоть и взялся за гуж, да оказался не дюж

(Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, заместителя председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАСХН В.И.Кашина 5 октября 2011 года на правительственном часе по отчету министра экономического развития Российской Федерации Э.С.Набиуллиной)

 Уважаемые коллеги! Министерство экономического развития РФ – главное экономическое ведомство исполнительной власти нашего государства. Напомню, что это ведомство отвечает за выработку государственной политики в сфере социально-экономи­ческого развития, развития предпринимательской, внешнеэкономической деятельности, в сфере земельных отношений, инвестиционной деятельности. Оно отвечает за разработку и реализацию программ социально-экономического развития страны, целевых программ, за формирование имущественных отношений, несостоятельности (банкротства), финансового оздоровления, оценочной деятельности и т.д. Т.е. по своим функциональным обязанностям это ведомство представляет, по сути, в значительной мере Госплан СССР. С той только разницей, что директивы Госплана становились законом и подлежали неукоснительному исполнению, а прогнозы и программы Минэкономразвития остаются зачастую пустыми декларациями.

Чуть более четырех лет (с сентября 2007 года) у руля данного ведомства находится уважаемая Эльвира Сахипзадовна. Срок по нынешним временам немалый. Но перемен к лучшему ни экономика, ни большинство граждан не ощущают.

Возьмем, например, социальную сферу. Несмотря на постоянные заверения власти о борьбе с бедностью, она не только не снижается, а, наоборот, население все глубже погружается в нищету. Соотношение доходов самых богатых к доходам самых бедных из года в год растет. В 2010 году децильный коэффициент составил 16,8 раза против 16,7 раза в 2009 году. Правительство утверждает, что реальные доходы населения увеличиваются. Так, например, в 2010 году по официальным данным они выросли на 4,2%. Но тогда почему растет децильный коэффициент? Да потому, что доходы кучки богачей растут гораздо быстрее, чем всех остальных граждан. Увеличение заработной платы и пенсий не сказалось на улучшении положения основной массы населения, включая пенсионеров и ветеранов, поскольку мизерные добавки тут же были «съедены» ростом цен. Напомню, что за 2010 год, например, сахар-песок подорожал на 23%, молоко и молочные продукты - на 17%, мясо птицы на - 5,3%, плодоовощная продукция – на 46%, крупа и бобовые – на 59%, хлеб и хлебобулочные изделия – на 8%, табачные изделия – на 20%, одежда и белье – на 7%, бензин – на 6,5% и т.д. И в текущем году обнищание продолжается. Покупательная способность населения за первое полугодие из-за роста цен и тарифов, как показывает официальная статистика, упала практически по всем продовольственным и промышленным товарам.

В пучину нищеты и бесправия брошены десятки миллионов людей. Те, чей доход начинается от 50 тысяч рублей в месяц, составляют лишь 2% населения. Почти 80% граждан едва сводят концы с концами. К ним относится четверть населения, пребывающего в нищете с доходом до 7 тысяч рублей. Каждый седьмой гражданин России находится на грани голодной смерти с доходом ниже 3,5 тысяч рублей в месяц. Сохраняется напряженность на рынке труда: около 5 млн. человек ищут работу. Изгоняются работники даже из предприятий оборонной отрасли, которая во все времена была главным источником передовых технологий.

И это в богатейшей стране мира!

Сохраняется значительная дифференциация уровней заработной платы по видам экономической деятельности. Например, работники текстильной и швейной промышленности получают заработную плату в размере 48% общероссийского уровня средней заработной платы, сельского хозяйства – 50%, образования – 66%, здравоохранения – 74%. При этом уровень среднемесячной заработной платы работников финансовой сферы, нефтяной и нефтеперерабатывающих отраслей в 2,3-2,5 и более раз превышает общероссийский уровень средней заработной платы.

Неравномерность финансирования наблюдается и на уровне регионов страны. Одним регионам достаются, как говорится, вершки, а многим только корешки. Такой подход не только усугубляет неравномерность экономического развития регионов, но и грозит целостности страны.

Сложившиеся условия жизни негативно сказались и на демографической ситуации. Смертность многие годы почти двукратно превышала рождаемость. На протяжении 15 лет в стране ежегодно умирало более двух миллионов человек. В расчете на 1000 человек это вдвое больше, чем в Европе и США. Только насильственная смерть уносит почти 300 тысяч россиян каждый год. В стране уже 6 миллионов наркоманов. Из них ежегодно гибнет около 100 тысяч в основном молодых людей. 30-40 тысяч умирает от паленой водки, такое же число людей совершают ежегодно самоубийство. В возрасте от 40 до 60 лет до пенсионного возраста не доживает 30% мужчин, а власть настаивает на увеличении пенсионного возраста. Росстат минэкономразвития вкладывает в уста председателя правительства и президента ложную информацию о якобы приросте населения в России. Но это ложь. Население России продолжает убывать. В 2010 году число умерших, по данным того же Росстата, превысило число родившихся на 226,7 тысяч человек, а в текущем году за 6 месяцев - еще на 138,8 тысяч человек. Демографический коллапс обезлюдивает целые регионы России. Треть населения потеряли обширные территории Дальнего Востока, Сибири, Севера и Крайнего Севера, и даже области Центральной России - Псковская, Смоленская, Новгородская, Тверская и другие, в которых в основном проживает русское население.

Теперь обратим внимание на экономику. Страна подверглась деиндустриализации, потеряв 2/3 промышленного потенциала. Советский Союз выпускал 20% валовой промышленной продукции мира. Вклад капиталистической России в мировую экономику – менее 3%, то время как, например, США – 20%, Китая – 14%, Японии – 6%, Индии – 5,5%. Потеряны целые отрасли, определявших научно-технический прогресс. В их числе: станкостроение, приборостроение, электронная и радиопромышленность, машиностроение, авиастроение и т.д. Износ основного оборудования в ряде отраслей превысил 80%. Технико-технологическая база продолжает деградировать.

В своем выступлении министр приводила много цифр о снижения инфляции и росте ВВП. Как правило, в процентах или в денежном выражении. Надо сказать, что касается инфляции, то серьезные аналитики давно не верят вашим данным. Рост цен, тарифов и стоимости других услуг опровергают приводимые официальные данные. А вчера Росстат, который находится почему-то в лоне Минэкономразвития, вообще поверг в шок специалистов не только в России, но во всем мире, заявив, что в сентябре месяце 2011 года удалось свести инфляцию к нулю… Конечно, желая выиграть предстоящие парламентские и президентские выборы, можно что-то приукрасить, но чтобы так нагло врать… Даже более успешные экономики мира не могут справиться с инфляцией… Разве вы не бываете на рынках, в магазинах, на бензозаправках?.. Разве вам не приходится платить за услуги ЖКХ, связи, транспорта? Кто видел хоть один товар или услугу, которые стали дешевле?

Вы не уважали и не уважаете граждан России. Для вас они давно стали людьми второго сорта, с мнением которых можно не считаться.

Ну, а данные по ВВП – это ведь от лукавого. Вам, как ни кому другому, уважаемая Эльвира Сахипзадовна, должно быть известно, что ВВП не полностью отражает состояния экономики и ее роста. Этот показатель всего-навсего - лишь ценовое движение. Об истинном состоянии экономики, ее росте или спаде можно судить только по количеству овеществленного труда в количестве добытых газа и нефти, выплавленных тоннах чугуна и стали, выпущенных машин и механизмов, собранного хлеба, надоенного молока, произведенного мяса, росте доходов населения, числу граждан, получивших образование, ожидаемой продолжительности жизни и т.д. А вот с этими-то показателями как раз в нашей экономике полный провал. Не утомляя цифрами, приведу только одну из них – производство самолетов. Если в советское время ежегодно производилось около 1500 летательных аппаратов, то, например, в 2010 году для гражданской авиации было изготовлено только 8 самолетов. Столь же убийственная ситуация в сельском машиностроении, станкостроении, турбиностроении, двигателестроении, в легкой и перерабатывающей промышленности и т.д. Вы говорите о росте в автомобилестроении, но ведь все знают, что этот рост обусловлен исключительно за счет отверточной сборки импортных автомобилей, точно также как и электронной и бытовой техники.

Без вложения средств в базовые отрасли экономики бессмысленно говорить о каком-либо прогрессе. В условиях кризиса ведущие страны мира взяли курс на модернизацию экономики. Власти США, например, выделили на эти цели в прошлом в 2010 году 400 миллиардов долларов, Европейского Союза – 270, Китая – 140 миллиардов. Испуг российских властей, случившийся из-за падения цен на нефть в 2008-2009 годах, вынудил и их заговорить о модернизации и техническом прогрессе. Однако восстановление нефтяных цен быстро расслабило стоящих у кормила власти. Вместо инвестиций в экономику наблюдается бегство капитала из страны. Например, в 2010 году вывезено более 30 млрд. долларов, а за 9 месяцев текущего года - более 50 млрд. долларов. Поэтому все разговоры о модернизации и инновациях превращаются у правительства в обыкновенную болтовню.

Но и выделенные средства не всегда доходят до исполнителей в полном объеме, часто просто разворовываются. Совсем недавно Счетная палата в очередной раз обнаружила нецелевое использование 33 млрд. рублей в фонде поддержки жилищного строительства. Напомню, что в стране недостает 1,6 млрд. кв. м. жилья, в очереди на получение жилья находится 4,4 млн. семей. С 1990 года ветхий фонд вырос в 3 раза, аварийный  - в 6 раз.

Регулярно недофинансируются практически все основные распорядители бюджетных средств: образование, здравоохранение, социальная политика, культура, ЖКХ, национальная оборона, охрана окружающей среды, межбюджетные трансферты и т.д. Остается крайне неудовлетворительным кассовое исполнение расходов федерального бюджета. В первую очередь его неравномерность. В декабре, например, 2010 года кассовые расходы были в 2,1 раза выше среднемесячных расходов и составили 17,7% годового объема расходов, превысив аналогичный показатель в абсолютном выражении за последние 10 лет. А за три последние месяца года расходы составили треть годовых. Делается это преднамеренно, и эта "хитрость" правительства давно известна: не давать денег в течение трех кварталов, дать в конце года, а в итоге их отобрать, вернув в бюджет следующего года. В результате общий объем неиспользованных средств составил 184,1 млрд. рублей, остатки бюджетных средств на 1 января 2011 года - 390,4 млрд. рублей.

Недофинансируются и федеральные целевые программы (ФЦП). Оно коснулось 34 программ, т.е. 65,5% от общего числа ФЦП. По 52 ФЦП полностью не профинансированы 60 целевых индикаторов, по 30 ФЦП не профинансировано в полном объеме половина индикаторов, по 5 ФЦП не профинансировано более половины индикаторов, в том числе по таким ФЦП как "Модернизация системы движения воздушного транспорта" (стоит ли после этого удивляться, что у нас самолеты один за другим падают), "Социальное развитие села" (хотя правительство постоянно объясняется в любви к АПК), "Развитие физической культуры и спорта" и т.д.

На 33,3 млрд. рублей недофинансирована и федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП). Результатом явился рост незавершенного строительства. Его объем увеличился за год на 16,8% и составил 328,8 млрд. рублей. Из 1036 строек и объектов, предусмотренных к вводу, завершено строительство и введены в эксплуатацию только 354 объекта или 34,2%. Провалено и жилищное строительство. В 2010 году введено 58 млн. кв. м жилья, на 1,8 млн. кв. м меньше, чем в 2009 году.

Финансовому обрезанию подверглись даже приоритетные национальные проекты (ПНП). Например, ПНП "Образование" профинансировано на 86%, "Здоровье" - на 89%, "Поддержка АПК" - на 96%. По состоянию на 1 января 2011 года в рамках реализации отдельных мероприятий по ПНП "Здоровье" отмечалось наличие неиспользованных средств в субъектах Федерации от 17 до 100%. Сорван ввод 6 перинатальных центров, техническая готовность которых составила от 30 до 90%. Разве все это не ведомо в Минэкономразвитии? Конечно ведомо, но тем не мене все это безобразие повторяется из года в год.

Ну, и не могу не сказать несколько слов о состоянии нашего АПК. Оно удручающее. Ликвидирована треть колхозов и совхозов. Поголовье скота снизилось до уровня 1913 года. На селе дефицит современной техники и специалистов. Более 40 млн. га земли заброшено, и она заросла чертополохом. Треть оставшихся хозяйств работает с убытками, находясь под угрозой банкротства. Крестьянин задыхается от диспаритета цен, от долгов. Закредитованность села превысила 1 трлн. рублей. В отличие от развитых стран, где на нужды сельского хозяйства расходуется до 50% государственных средств, российская власть все эти годы ограничивается выделение крестьянину около 1% расходной части федерального бюджета. Разрушается инфраструктура села, закрываются школы, больницы, детские сады, библиотеки, клубы… Почти 30 тысяч деревень вообще исчезло с лица земли. Село обезлюдивает. Деградация, миграция, пьянство и вымирание, стали печальными спутниками села.

Федеральный бюджет - это главный инструмент социально-экономической политики любого государства. От того, как он формируется и расходуется, зависит развитие как социальной, так и экономической сферы общества. В последние десятилетия экономика богатейшей страны мира – России задыхается от нехватки финансовых средств. Финансы – это кровь экономики. Несмотря на нефтегазовые доходы, золотым дождем пролившиеся на головы властей, экономика испытывает финансовый голод. Вместо использования поступающих нефтедолларов на внутренние нужды, власть их отправляет за рубеж, а еще большая часть рассовывается по карманам олигархов. Сегодня в ценные бумаги Запада вложено почти 500 млрд. долларов или более 15 трлн. рублей. Т.е. это еще один федеральный бюджет. Поэтому денег не хватает буквально на все - заработную плату, пенсии, стипендии, социальные пособия, науку, оборону, сельское хозяйство, образование, здравоохранение и т.д. Без должного контроля разворовывается четверть расходной части бюджета. Растет число миллиардеров. И конца этой порочной практики не видно. Но Минэкономразвития помалкивает, становясь соучастником и одним из авторов творимого беспредела.

На днях внесен в Государственную Думу бюджет на 2012 год. В его формировании принимало участие и Минэкономразвития. Даже беглое знакомство с финансовым документом показывает, что это не бюджет развития, это удавка на горле экономики страны. Он включает в себя все ошибочные позиции, которые были свойственны предыдущим проектам бюджета. Мы видим, что доходы бюджета в очередной раз занижены, по самым скромным подсчетам, на 1 триллион рублей. Продолжается эскалация заимствований, т.е. долгов. Заимствования составят 1 триллион 300 миллиардов рублей и берутся они не на нужды реального сектора экономики, а для того, чтобы пополнить этими средствами Резервный фонд. Распределение расходов бюджета просто издевательское. Например, расходы на жилищно-коммунальную сферу снижены в абсолютных цифрах на 42% от уровня прошлого года. И это при катастрофическом положении в этой отрасли с жилым фондом, инфраструктурой, бытовыми отходами и т.д. Напомню, что основные фонды ЖКХ изношены более чем на 70%. За последние 10 лет количество нарушений и аварий в работе коммунальных объектов выросло в 5 раз. Около 50 % объектов и инженерных сетей требуют замены, не менее 15 % находятся в аварийном состоянии. На каждые 100 км тепловых сетей ежегодно регистрируется в среднем 200 повреждений, на водопроводах - до 70. Потери в тепловых сооружениях и сетях достигают 40%, водопроводах – до 20%, электроэнергии – до 15%. Дмитрий Медведев назвал сегодня три главные проблемы российского ЖКХ - это критический износ жилья, неэффективная работа управляющих компаний и отсутствие контроля за денежными потоками. Но признать мало. Нужны решения и ответственность. Но вот этого и нет. Президент вынужден лично вмешиваться в подготовку жилого фонда к отопительному сезону. Вы можете себе представить, чтобы президент США или канцлер Германии, премьер-министр Великобритании занимались подобными вопросами?! Это говорит лишь о ничтожной роли Минэкономразвития в налаживании системы управления социально-экономической сферой страны. Вот и приходится высшим руководителям прибегать к ручному управлению.

В представленном проекте бюджета значительно снижены расходы на фундаментальные исследования, на культуру, на помощь регионам... Такой бюджет не только не решает ни одной острой задачи экономики, но и впервые так значительно ухудшает финансирование основных бюджетных отраслей. На фоне нынешнего падения цен на энергоносители становится вообще проблематичным исполнение внесенного законопроекта.

Кстати, хочу заметить нашим коллегам, намеревающимся представить альтернативный проект бюджета. Уверен, что из этой затеи, кроме пиара, ничего не получится. В рамках той расходной суммы бюджета, которая приведена в проекте, даже если ее увеличить на 1 трлн. рублей, ничего существенно не изменится. Вам придется у кого-то отнимать, чтобы дать нищим. Но отнимать практически не у кого. Чтобы сдвинуть дело в сторону улучшения, надо расходную часть бюджета увеличивать минимум в 3-5 раз. А это возможно только реализовав предложения коммунистов по обращению в государственную собственность природных ресурсов, установления государственной монополии на алкоголь, табак и игорный бизнес, установления прогрессивной шкалы налогообложения на сверхприбыль и дивиденды и т.д. Но вы такой задачи перед собой не ставите, как не ставит ее и правительство.

Рассматривая деятельность Минэкономразвития, нельзя не затронуть вопрос законотворчества. Фракция КПРФ все эти годы постоянно вносили свои предложения, проекты законов, которые даже при нынешнем курсе могли бы сыграть положительную роль в оживлении экономики и улучшении в социальной сфере или смягчить негативные явления. На это были направлены наши поправки в федеральный бюджет по использованию нефтегазовых доходов в интересах производства и повышения благополучия наших граждан, обеспечения национальной безопасности, образования, здравоохранения и науки, решения продовольственной безопасности, улучшения экологической ситуации, в интересах защиты конституционных прав граждан и т.д. Однако подготовленные фракцией проекты законов в большинстве случае были отвергнуты, в том числе и при участии представителей Минэкономразвития. Это случилось и с нашими предложениями по улучшению формирования федерального бюджета, и по контролю за его исполнением, и по введению государственного контроля за ценами на основные продукты питания и лекарства, и по государственной поддержке агропромышленного комплекса страны, и по совершенствованию земельного, водного, лесного, экологического, жилищного законодательства и т.д. Вместо этого парламентское большинство "Единой России" продолжало принимать антинародные законы под диктовку правительства, зачастую с включением коррупционного компонента. Такой закон как, например, закон "о монетизации" (№122 ФЗ) лишил миллионы пенсионеров, ветеранов, инвалидов заслуженных льгот. Недавно принятый закон "о автономизации" бюджетных учреждений (ФЗ №83), по сути, узаконивает платность образования и здравоохранения. Принят ФЗ №94, по которому разрешается осуществлять закупки для государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика. Принят закон о так называемом "электронном правительстве", который позволяет вмешиваться в личную жизнь гражданина. Этот перечень можно продолжать бесконечно долго.

Народная мудрость говорит: взялся за гуж, не говори, что не дюж. У правительства России реализована только ее первая часть. Провал либеральных реформ в России стал очевиден и сегодня признается практически всеми. За двадцать лет страна не только не продвинулась вперед по пути прогресса, но оказалась в глубочайшем кризисе. На повестке дня вторая его волна. Руководство страны часто утверждает, что ему удалось поднять Россию с колен. Но вот только беда – ей все же придется нагнуться за падающим рублем в связи с падением цен на энергоресурсы, если ситуацию радикально не изменить. Вся беда нынешней ситуации в том, что в центре внимания деятельности правительства находятся не интересы страны, граждан России, а интересы бизнеса, о чем еще раз мы услышали сегодня из уст министра.

В данном случае есть единственный выход – отказаться от провального курса. КПРФ заявляла и заявляет, что она располагает научно выверенной программой вывода страны из кризиса, учитывающей огромный потенциал нашей страны. Наша партия готова взять на себя ответственность за ее реализацию. Суть ее экономического блока заключается в существенном пополнении доходной части бюджета и снижении финансового голода. Для этого необходимо, во-первых, золотовалютные резервы вернуть в страну. Во-вторых, вернуть в лоно государства природные ресурсы, базовые отрасли экономики и внешнюю торговлю. В-третьих, ввести государственную монополию на алкогольную и табачную продукцию, а также на игорный бизнес. В четвертых, установить государственный контроль за финансами, учредив Государственный банк, государственные отраслевые банки и сократив до минимума коммерческие банки, которые сегодня занимаются в основном спекулятивными операциями и выполняют роль насосов по перекачке финансов за рубеж. В-пятых, ввести прогрессивную шкалу налогообложения на сверхдоходы и дивиденды.

Реализация приведенных первоочередных мер позволит увеличить доходную и расходную части федерального бюджета минимум в 4 раза, усилить регулирующую роль государства в экономике, в том числе организовать контроль за ценами и тарифами, наладить индикативное планирование ее восстановления, восстановить управляемость экономики, выбить из-под коррупционеров экономический базис, восстановить подготовку кадров и т.д. Сегодня элементы планирования и государственного регулирования в экономике (от 30 до 60%) имеют место во всех развитых странах мира.

Полученные средства будут направлены на развитие наукоемких отраслей – машиностроения и сельского машиностроения, авиастроения, станкостроения, электронной, космической промышленности, военно-промышленного комплекса. Получат поддержку строительный комплекс, производство лекарств, сельское хозяйство, наука, здравоохранение и образование. Экономика страны уйдет от сырьевой зависимости. Начнется решение социальных проблем – повышение заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, обеспечение жильем, ликвидация безработицы и т.д. Главной целью экономической деятельности станет не получение прибыли, а снижение себестоимости товаров и услуг, что позволит, как это было в Советском Союзе даже после разрушительной войны с фашизмом, не только удерживать цены на одном уровне, но и регулярно их снижать. Экономика начнет работать в интересах всего общества. Страна в течение нескольких лет освободится от сырьевой зависимости, от конъюнктуры мирового рынка, от необходимости импорта значительного числа промышленных, продовольственных товаров и лекарств. Мы должны сами все производить.

Это единственный путь, чтобы вырваться из смертельных объятий кризиса и стать на путь подлинного возрождения России и процветания ее народов.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.



 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: «Сельская наука – на передовой!»

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Депутат Госдумы помог ликвидировать несанкционированную свалку

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Вернем историческую правду!

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Александр Наумов и Мария Дробот приняли участие в предновогоднем празднике в совхозе им. Ленина

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда