«Наука должна быть самым возвышенным воплощением Отечества,
ибо из всех народов первым всегда будет тот,
кто опередит другие в области мысли и умственной деятельности»
Луи Пастер
3 июля 2015 года Комитет по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Московской областной Думы при поддержке Вольного экономического общества Московской области провёл круглый стол на тему «Состояние и перспективы развития законодательства Московской области в сфере научной и научно-технической деятельности». Данное мероприятие прошло на базе научно-производственного кластера промышленного дизайна и инжиниринга Межрегионального общественного учреждения «Институт инженерной физики» в городе Серпухове при участии депутатов Московской областной Думы, представителей профильных министерств Правительства Московской области, руководителей научно-исследовательских центров и научно-производственных предприятий.
Актуальность мероприятия определяется стратегическими целями Российской Федерации в сфере развития науки и технологий по созданию необходимых условий повышения роли науки в экономическом развитии Российской Федерации как одного из условий обеспечения качественного экономического роста, повышения качества фундаментальных исследований для обеспечения конкурентоспособности отечественного сектора исследований и разработок, усиления на мировом рынке позиций научно-технической продукции и услуг нашей страны. Перед Россией также остро стоит проблема сохранения и приумножения научно-технического потенциала, обеспечения его эффективного использования в интересах развития инновационной экономики, формирование условий для развития и повышения конкурентоспособности «человеческого капитала». Достижение данной цели возможно при условии реализации целенаправленной научно-технической политики как на уровне страны, так и на уровне регионов, в частности, на уровне Московской области, где должны быть обеспечены условия для создания и эффективного использования новых знаний в секторах экономики, укрепления взаимосвязи науки и образования, координации деятельности научных организаций, находящихся на территории области.
Однако реализации поставленных задач препятствует ряд негативных факторов, сложившихся в государственном секторе науки последних лет. Это и множественность субъектов науки в сочетании с ограниченностью бюджетных ресурсов, что приводит к распылению финансовых средств и ограничению возможностей по расширенному воспроизводству знаний и коммерциализуемых результатов научно-технической деятельности. Отсутствие реального приоритета в политике бюджетного финансирования в пользу фундаментальной и прикладной науки как базового компонента национальной инновационной системы. Распыленность по различным ведомствам ресурсов бюджета на научные исследования и внедрение новых технологий не обеспечивает концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки, техники и технологий. Это и не достаточно прозрачная и продуманная система форм и методов стимулирования научно-технической деятельности организаций, применяемых органами государственной власти для развития научно-технической деятельности и для решения задач социально-экономического развития.
В связи с этим, в рамках круглого стола обсудили концепцию Закона Московской области «О научно-технической политике органов государственной власти Московской области», направленного на регулирование отношений между органами государственной власти Московской области и субъектами научной и научно-технической деятельности.
ВМосковской области создан и функционирует научно-технический комплекс, включающий в себя: свыше сорока исследовательских и учебных институтов Российской Академии Наук; восемь наукоградов Российской Федерации (городские округа Дубна, Жуковский, Королев, Реутов, Протвино, Пущино, Фрязино, Черноголовка); особую экономическую зону технико-внедренческого типа «Дубна»; три инновационных территориальных кластера (кластер ядерно-физических и нанотехнологий в городе Дубна; биотехнологический инновационный территориальный кластер в городе Пущино; кластер «Физтех XXI» в городах Долгопрудном и Химки).
В Московской области создана инфраструктура поддержки научно-технического комплекса, включающая: Некоммерческую организацию «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Московской области»; Некоммерческую организацию «Московский областной гарантийный фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства»; Некоммерческую организацию «Московский областной фонд развития микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства».
По сообщению депутата М.П. Леонтьева к 2015 году удалось обеспечить рост показателей, характеризующих состояние научно-технического комплекса:
1.По итогам 2014 года Московская область занимает 1 место по Российской Федерации по используемым передовым производственным технологиям. В 2013 году использовалось 14458 единиц, в 2014 году – 17174 единицы, что составило 118,8% к уровню 2013 года и 8,4% в Российской Федерации.
2.Доля продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей в ВРП Московской области приближается к 25%, Московская область на протяжении многих лет входит в десятку регионов-лидеров по этому показателю.
3.Объем отгруженных товаров, работ, услуг, связанных с нанотехнологиями за 2014 год составил 27,5 млрд. рублей, что составило 126,6% от уровня 2013 года.
4.Затраты на научные исследования и разработки по Московской области в 2013 составляли 127,1 млрд. рублей, а в 2014 году – 156,9 млрд. рублей, что составило 123,5% от уровня 2013 года.
Затраты на научные исследования и разработки за 1 квартал 2015 года составили 30,3 млрд. рублей, что на 20% больше уровня 1 квартала 2014 года.
5.В 2013 году выдано патентов на изобретения – 1 425+851 на полезные модели, в 2014 году выдано патентов на изобретения 1552+786 на полезные модели), что составило 109% и 92,4% к уровню 2013 года.
Следует отметить, что научный потенциал в Московской области чрезвычайно высок – на тысячу жителей приходится 140 специалистов с высшим образованием.
По численности занятых научными исследованиями и разработками Московская область занимает 3 место после города Москвы и Санкт-Петербурга.
Научно-технический комплекс региона располагает конкурентными технологиями и кадровым потенциалом в области биологических исследований и биотехнологий, ядерной физики и энергетики, производства авиационной и космической техники, лазерных технологий, производства новых материалов и биопрепаратов.
При столь значимых, представленных выше количественных показателях, кратко характеризующих научно-технический комплекс Московской области, крайне низким остается уровень практического использования результатов исследований и разработок наших учёных. По данным Совета по вопросам интеллектуальной собственности при СФ РФ сегодня у нас патентуется не более 10% охранноспособных результатов интеллектуальной деятельности. При этом в коммерческом обороте лишь 2,2%.
Депутаты отметили, что в этих условиях важно разработать эффективные механизмы, в том числе законодательные, которые позволят существенно увеличить объем использования в экономике Московской области результатов индивидуальной деятельности, создаваемых на бюджетные средства, а также повысить инвестиционную привлекательность нематериальных активов.
Проведённый анализ показал, что организации науки испытывают трудности, связанные с:
- недостатком финансирования;
- ограниченностью государственного заказа;
- отсутствием возможности брать кредиты под низкие процентные ставки;
- отсутствием механизмов, способствующих быстрой коммерциализации и внедрению в производство результатов научно-технических разработок;
- отсутствием полноценной поддержки молодых ученых и специалистов;
- недостаточностью государственной поддержки научных организаций для возможности приобретения приборов и расходных материалов;
- отсутствием заинтересованности промышленных предприятий приобретать для внедрения интеллектуальный продукт научной деятельности;
- отсутствием благоприятных законодательных условий, стимулирующих основные субъекты рынка прав на результаты интеллектуальной деятельности закреплять эти права;
- нежеланием организаций производственного сектора авансировать в научные исследования.
Анализ действующего законодательства также показал, что оно не соответствует потребностям организаций науки, ряд мер государственной поддержки, перечисленных в федеральных законах и законах Московской области, так и остаётся декларацией.
Участники «круглого стола» единогласно пришли к мнению, что необходимо:
1.Рекомендовать Московской областной Думе разработать проект закона Московской области о научно-технической политике органов государственной власти Московской области, регулирующего отношения между органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, который определит цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Московской области в сфере научной и научно-технической деятельности в интересах развития экономики и социально-культурной сферы Московской области, предусматривающий:
1.1.Образование коллегиального совещательного органа при Правительстве Московской области – Московский областной совет по научно-технической политике, в целях обеспечения эффективного взаимодействия центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и иных организаций по вопросам реализации государственной научно-технической политики на территории Московской области.
1.2.Механизм создания структурных подразделений (лабораторий) научных организаций, находящихся в собственности Московской области, в образовательной организации высшего образования, с учетом реализуемых ею образовательных программ и тематики научных исследований.
1.3.Понятие «Исследовательский университет Московской области», как статус, обеспечивающий подготовку кадров по приоритетным направлениям развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, а также осуществляющий развитие и внедрение в производство высоких технологий.
1.4.Механизм участия органов местного самоуправления в реализации государственных программ по развитию науки и научно-технической деятельности Московской области, позволит планировать средства в муниципальном бюджете на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, путем оказания образовательных услуг и информационной поддержки.
2.Предусмотреть в бюджете Московской области специальную статью расходов, предусматривающую средства на финансирование государственных программ (подпрограмм) Московской области по развитию науки и научно-технической деятельности.
3.Принять меры по развитию научно-технического комплекса Московской области, как совокупности организаций, находящегося в собственности Московской области, выполняющих исследования и разработки в различных отраслях экономики.
В заключении хотелось бы напомнить о том, что совместные мероприятия, включающие представителей различных направлений и уровней, как правило, дают эффективные результаты. Например, три года назад, в марте 2012 года, здесь же в городе Серпухов состоялось выездное заседание Комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Московской областной Думы, на котором обсуждались вопросы развития научного комплекса Московской области.
Тогда в ходе заседания было отмечено, что Московская область не может участвовать в совместных проектах в сфере научной деятельности, с участием Российской Федерации, иных субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и негосударственных организаций и иных юридических лиц, ввиду отсутствия такой возможности, закрепленной законодательно.
Была проделана большая работа, в результате которой в июле 2013 года внесены изменения в Закон Московской области № 75/2006-ОЗ «О научной и научно-технической деятельности на территории Московской области» в части наделения органов государственной власти Московской области правом заключения соглашений на условиях софинансирования в сфере научной деятельности.
А в августе 2014 года было заключено соглашение между Правительством Московской области и Российским Фондом фундаментальных исследований «О проведении региональных конкурсов проектов фундаментальных научных исследований».
По результатам конкурса на получение грантов, проведенного совместно Правительством Московской области и Российским фондом фундаментальных научных исследований в 2014 году поддержана реализация 48 инициативных научных проектов.
Общая сумма грантов на перспективные исследования составила 20 миллионов рублей, из которых половина – средства Московской области, половина – РФФИ. Каждый научный коллектив получил суммы от 100 до 500 тысяч рублей на свои исследования.
По информации, полученной от Министерства инвестиций и инноваций Московской области, в 2015 году планируется продолжить работу по данному направлению, заложив в бюджете 10 миллионов рублей на финансирование инициативных научных проектов.
В ходе мероприятия, участникам была предоставлена уникальная возможность познакомиться с некоторыми разработками учёных Серпуховского военного института ракетных войск и Института инженерной физики, которые произвели на всех незабываемое впечатление. Всех переполнял восторг и гордость за наших учёных! Ведь многое из представленного не имеет аналогов в мире! Сомнений нет – грамотная научно-техническая политика позволит нашей стране быть первой!