Московской области необходим закон о научно-технической политике

Елена Лоцманова, по материалам круглого стола 48240

«Наука должна быть самым возвышенным воплощением Отечества,

ибо из всех народов первым всегда будет тот,

кто опередит другие в области мысли и умственной деятельности»

Луи Пастер

 

Московской области необходим закон о научно-технической политике3 июля 2015 года Комитет по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Московской областной Думы при поддержке Вольного экономического общества Московской области провёл круглый стол на тему «Состояние и перспективы развития законодательства Московской области в сфере научной и научно-технической деятельности». Данное мероприятие прошло на базе научно-производственного кластера промышленного дизайна и инжиниринга Межрегионального общественного учреждения «Институт инженерной физики» в городе Серпухове при участии депутатов Московской областной Думы, представителей профильных министерств Правительства Московской области, руководителей научно-исследовательских центров и научно-производственных предприятий.

Актуальность мероприятия определяется стратегическими целями Российской Федерации в сфере развития науки и технологий по созданию необходимых условий повышения роли науки в экономическом развитии Российской Федерации как одного из условий обеспечения качественного экономического роста, повышения качества фундаментальных исследований для обеспечения конкурентоспособности отечественного сектора исследований и разработок, усиления на мировом рынке позиций научно-технической продукции и услуг нашей страны. Перед Россией также остро стоит проблема сохранения и приумножения научно-технического потенциала, обеспечения его эффективного использования в интересах развития инновационной экономики, формирование условий для развития и повышения конкурентоспособности «человеческого капитала». Достижение данной цели возможно при условии реализации целенаправленной научно-технической политики как на уровне страны, так и на уровне регионов, в частности, на уровне Московской области, где должны быть обеспечены условия для создания и эффективного использования новых знаний в секторах экономики, укрепления взаимосвязи науки и образования, координации деятельности научных организаций, находящихся на территории области.

Однако реализации поставленных задач препятствует ряд негативных факторов, сложившихся в государственном секторе науки последних лет. Это и множественность субъектов науки в сочетании с ограниченностью бюджетных ресурсов, что приводит к распылению финансовых средств и ограничению возможностей по расширенному воспроизводству знаний и коммерциализуемых результатов научно-технической деятельности. Отсутствие реального приоритета в политике бюджетного финансирования в пользу фундаментальной и прикладной науки как базового компонента национальной инновационной системы. Распыленность по различным ведомствам ресурсов бюджета на научные исследования и внедрение новых технологий не обеспечивает концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки, техники и технологий. Это и не достаточно прозрачная и продуманная система форм и методов стимулирования научно-технической деятельности организаций, применяемых органами государственной власти для развития научно-технической деятельности и для решения задач социально-экономического развития.

В связи с этим, в рамках круглого стола обсудили концепцию Закона Московской области «О научно-технической политике органов государственной власти Московской области», направленного на регулирование отношений между органами государственной власти Московской области и субъектами научной и научно-технической деятельности.

ВМосковской области создан и функционирует научно-технический комплекс, включающий в себя: свыше сорока исследовательских и учебных институтов Российской Академии Наук; восемь наукоградов Российской Федерации (городские округа Дубна, Жуковский, Королев, Реутов, Протвино, Пущино, Фрязино, Черноголовка); особую экономическую зону технико-внедренческого типа «Дубна»; три инновационных территориальных кластера (кластер ядерно-физических и нанотехнологий в городе Дубна; биотехнологический инновационный территориальный кластер в городе Пущино; кластер «Физтех XXI» в городах Долгопрудном и Химки).

В Московской области создана инфраструктура поддержки научно-технического комплекса, включающая: Некоммерческую организацию «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Московской области»; Некоммерческую организацию «Московский областной гарантийный фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства»; Некоммерческую организацию «Московский областной фонд развития микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства».

По сообщению депутата М.П. Леонтьева к 2015 году удалось обеспечить рост показателей, характеризующих состояние научно-технического комплекса:

1.По итогам 2014 года Московская область занимает 1 место по Российской Федерации по используемым передовым производственным технологиям. В 2013 году использовалось 14458 единиц, в 2014 году – 17174 единицы, что составило 118,8% к уровню 2013 года и 8,4% в Российской Федерации.

2.Доля продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей в ВРП Московской области приближается к 25%, Московская область на протяжении многих лет входит в десятку регионов-лидеров по этому показателю.

3.Объем отгруженных товаров, работ, услуг, связанных с нанотехнологиями за 2014 год составил 27,5 млрд. рублей, что составило 126,6% от уровня 2013 года.

4.Затраты на научные исследования и разработки по Московской области в 2013 составляли 127,1 млрд. рублей, а в 2014 году – 156,9 млрд. рублей, что составило 123,5% от уровня 2013 года.

Затраты на научные исследования и разработки за 1 квартал 2015 года составили 30,3 млрд. рублей, что на 20% больше уровня 1 квартала 2014 года.

5.В 2013 году выдано патентов на изобретения – 1 425+851 на полезные модели, в 2014 году выдано патентов на изобретения 1552+786 на полезные модели), что составило 109% и 92,4% к уровню 2013 года.

Следует отметить, что научный потенциал в Московской области чрезвычайно высок – на тысячу жителей приходится 140 специалистов с высшим образованием.

По численности занятых научными исследованиями и разработками Московская область занимает 3 место после города Москвы и Санкт-Петербурга.

Научно-технический комплекс региона располагает конкурентными технологиями и кадровым потенциалом в области биологических исследований и биотехнологий, ядерной физики и энергетики, производства авиационной и космической техники, лазерных технологий, производства новых материалов и биопрепаратов.

При столь значимых, представленных выше количественных показателях, кратко характеризующих научно-технический комплекс Московской области, крайне низким остается уровень практического использования результатов исследований и разработок наших учёных. По данным Совета по вопросам интеллектуальной собственности при СФ РФ сегодня у нас патентуется не более 10% охранноспособных результатов интеллектуальной деятельности. При этом в коммерческом обороте лишь 2,2%.

Депутаты отметили, что в этих условиях важно разработать эффективные механизмы, в том числе законодательные, которые позволят существенно увеличить объем использования в экономике Московской области результатов индивидуальной деятельности, создаваемых на бюджетные средства, а также повысить инвестиционную привлекательность нематериальных активов.

Проведённый анализ показал, что организации науки испытывают трудности, связанные с:

- недостатком финансирования;

- ограниченностью государственного заказа;

- отсутствием возможности брать кредиты под низкие процентные ставки;

- отсутствием механизмов, способствующих быстрой коммерциализации и внедрению в производство результатов научно-технических разработок;

- отсутствием полноценной поддержки молодых ученых и специалистов;

- недостаточностью государственной поддержки научных организаций для возможности приобретения приборов и расходных материалов;

- отсутствием заинтересованности промышленных предприятий приобретать для внедрения интеллектуальный продукт научной деятельности;

- отсутствием благоприятных законодательных условий, стимулирующих основные субъекты рынка прав на результаты интеллектуальной деятельности закреплять эти права;

- нежеланием организаций производственного сектора авансировать в научные исследования.

Анализ действующего законодательства также показал, что оно не соответствует потребностям организаций науки, ряд мер государственной поддержки, перечисленных в федеральных законах и законах Московской области, так и остаётся декларацией.

Участники «круглого стола» единогласно пришли к мнению, что необходимо:

1.Рекомендовать Московской областной Думе разработать проект закона Московской области о научно-технической политике органов государственной власти Московской области, регулирующего отношения между органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, который определит цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Московской области в сфере научной и научно-технической деятельности в интересах развития экономики и социально-культурной сферы Московской области, предусматривающий:

1.1.Образование коллегиального совещательного органа при Правительстве Московской области – Московский областной совет по научно-технической политике, в целях обеспечения эффективного взаимодействия центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и иных организаций по вопросам реализации государственной научно-технической политики на территории Московской области.

1.2.Механизм создания структурных подразделений (лабораторий) научных организаций, находящихся в собственности Московской области, в образовательной организации высшего образования, с учетом реализуемых ею образовательных программ и тематики научных исследований.

1.3.Понятие «Исследовательский университет Московской области», как статус, обеспечивающий подготовку кадров по приоритетным направлениям развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, а также осуществляющий развитие и внедрение в производство высоких технологий.

1.4.Механизм участия органов местного самоуправления в реализации государственных программ по развитию науки и научно-технической деятельности Московской области, позволит планировать средства в муниципальном бюджете на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, путем оказания образовательных услуг и информационной поддержки.

2.Предусмотреть в бюджете Московской области специальную статью расходов, предусматривающую средства на финансирование государственных программ (подпрограмм) Московской области по развитию науки и научно-технической деятельности.

3.Принять меры по развитию научно-технического комплекса Московской области, как совокупности организаций, находящегося в собственности Московской области, выполняющих исследования и разработки в различных отраслях экономики.

В заключении хотелось бы напомнить о том, что совместные мероприятия, включающие представителей различных направлений и уровней, как правило, дают эффективные результаты. Например, три года назад, в марте 2012 года, здесь же в городе Серпухов состоялось выездное заседание Комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Московской областной Думы, на котором обсуждались вопросы развития научного комплекса Московской области.

Тогда в ходе заседания было отмечено, что Московская область не может участвовать в совместных проектах в сфере научной деятельности, с участием Российской Федерации, иных субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и негосударственных организаций и иных юридических лиц, ввиду отсутствия такой возможности, закрепленной законодательно.

Была проделана большая работа, в результате которой в июле 2013 года внесены изменения в Закон Московской области № 75/2006-ОЗ «О научной и научно-технической деятельности на территории Московской области» в части наделения органов государственной власти Московской области правом заключения соглашений на условиях софинансирования в сфере научной деятельности.

А в августе 2014 года было заключено соглашение между Правительством Московской области и Российским Фондом фундаментальных исследований «О проведении региональных конкурсов проектов фундаментальных научных исследований».

По результатам конкурса на получение грантов, проведенного совместно Правительством Московской области и Российским фондом фундаментальных научных исследований в 2014 году поддержана реализация 48 инициативных научных проектов.

Общая сумма грантов на перспективные исследования составила 20 миллионов рублей, из которых половина – средства Московской области, половина – РФФИ. Каждый научный коллектив получил суммы от 100 до 500 тысяч рублей на свои исследования.

По информации, полученной от Министерства инвестиций и инноваций Московской области, в 2015 году планируется продолжить работу по данному направлению, заложив в бюджете 10 миллионов рублей на финансирование инициативных научных проектов.

 

В ходе мероприятия, участникам была предоставлена уникальная возможность познакомиться с некоторыми разработками учёных Серпуховского военного института ракетных войск и Института инженерной физики, которые произвели на всех незабываемое впечатление. Всех переполнял восторг и гордость за наших учёных! Ведь многое из представленного не имеет аналогов в мире! Сомнений нет – грамотная научно-техническая политика позволит нашей стране быть первой!

Московской области необходим закон о научно-технической политике

 

Московской области необходим закон о научно-технической политике

 

Московской области необходим закон о научно-технической политике

 

Московской области необходим закон о научно-технической политике

 

Московской области необходим закон о научно-технической политике

 

Московской области необходим закон о научно-технической политике

 

Московской области необходим закон о научно-технической политике

 

Московской области необходим закон о научно-технической политике

 

Московской области необходим закон о научно-технической политике

 

Московской области необходим закон о научно-технической политике

 

Московской области необходим закон о научно-технической политике

 

Московской области необходим закон о научно-технической политике

 

Московской области необходим закон о научно-технической политике

 


Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
  • Вконтакте
  • Комментарии: 0
  • Facebook:
Ваше имя:
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении:
Читайте также
Новые санкции США подтверждают необходимость изменения стратегии развития России. Заявление Председателя ЦК КПРФ
Конгресс США проголосовал за новый пакет санкций против РФ. На этот раз в наиболее чувствительных для российской экономики энергетической и финансовой сферах.

Преодолевая трудности
Первое полугодие текущего года было особенно напряженным по всем направлениям деятельности. На ниве депутатских обязанностей пришлось осваивать новое направление. Партия поручила мне возглавить Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам.

Беспредел необходимо остановить!
21 июля 2017 года в здании Администрации Талдомского района состоялось беспрецедентное событие. Депутаты-единороссы, наплевав, на регламенты и законы, провели заседание Совета депутатов.

Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: Основа устойчивого развития АПК - агроэкология

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Что бюджет грядущий нам готовит?

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Остановить социальный раскол!

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, Председатель Комитета по местному самоуправлению Мособлдумы
Кандидаты от КПРФ могут побеждать властную машину

Сергей СОСУНОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Власть и мусор: жителям Подмосковья пообещали «генеральную уборку». Чего ожидать?

контакты

Телефоны:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57
Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
105066, г. Москва,
ул. Ольховская,
д. 16, корп. 6, 2-й этаж

Все данные

Отделения КПРФ в Московской области:

партийная пресса

  • "Подмосковная правда", МК КПРФ
  • "На русском рубеже", г.Щелково
  • Газета "Советская Коломна"
  • Газета "Позиция", г.Королев

  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда