Московской области необходим закон о научно-технической политике

Елена Лоцманова, по материалам круглого стола 52530

«Наука должна быть самым возвышенным воплощением Отечества,

ибо из всех народов первым всегда будет тот,

кто опередит другие в области мысли и умственной деятельности»

Луи Пастер

 

Московской области необходим закон о научно-технической политике3 июля 2015 года Комитет по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Московской областной Думы при поддержке Вольного экономического общества Московской области провёл круглый стол на тему «Состояние и перспективы развития законодательства Московской области в сфере научной и научно-технической деятельности». Данное мероприятие прошло на базе научно-производственного кластера промышленного дизайна и инжиниринга Межрегионального общественного учреждения «Институт инженерной физики» в городе Серпухове при участии депутатов Московской областной Думы, представителей профильных министерств Правительства Московской области, руководителей научно-исследовательских центров и научно-производственных предприятий.

Актуальность мероприятия определяется стратегическими целями Российской Федерации в сфере развития науки и технологий по созданию необходимых условий повышения роли науки в экономическом развитии Российской Федерации как одного из условий обеспечения качественного экономического роста, повышения качества фундаментальных исследований для обеспечения конкурентоспособности отечественного сектора исследований и разработок, усиления на мировом рынке позиций научно-технической продукции и услуг нашей страны. Перед Россией также остро стоит проблема сохранения и приумножения научно-технического потенциала, обеспечения его эффективного использования в интересах развития инновационной экономики, формирование условий для развития и повышения конкурентоспособности «человеческого капитала». Достижение данной цели возможно при условии реализации целенаправленной научно-технической политики как на уровне страны, так и на уровне регионов, в частности, на уровне Московской области, где должны быть обеспечены условия для создания и эффективного использования новых знаний в секторах экономики, укрепления взаимосвязи науки и образования, координации деятельности научных организаций, находящихся на территории области.

Однако реализации поставленных задач препятствует ряд негативных факторов, сложившихся в государственном секторе науки последних лет. Это и множественность субъектов науки в сочетании с ограниченностью бюджетных ресурсов, что приводит к распылению финансовых средств и ограничению возможностей по расширенному воспроизводству знаний и коммерциализуемых результатов научно-технической деятельности. Отсутствие реального приоритета в политике бюджетного финансирования в пользу фундаментальной и прикладной науки как базового компонента национальной инновационной системы. Распыленность по различным ведомствам ресурсов бюджета на научные исследования и внедрение новых технологий не обеспечивает концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки, техники и технологий. Это и не достаточно прозрачная и продуманная система форм и методов стимулирования научно-технической деятельности организаций, применяемых органами государственной власти для развития научно-технической деятельности и для решения задач социально-экономического развития.

В связи с этим, в рамках круглого стола обсудили концепцию Закона Московской области «О научно-технической политике органов государственной власти Московской области», направленного на регулирование отношений между органами государственной власти Московской области и субъектами научной и научно-технической деятельности.

ВМосковской области создан и функционирует научно-технический комплекс, включающий в себя: свыше сорока исследовательских и учебных институтов Российской Академии Наук; восемь наукоградов Российской Федерации (городские округа Дубна, Жуковский, Королев, Реутов, Протвино, Пущино, Фрязино, Черноголовка); особую экономическую зону технико-внедренческого типа «Дубна»; три инновационных территориальных кластера (кластер ядерно-физических и нанотехнологий в городе Дубна; биотехнологический инновационный территориальный кластер в городе Пущино; кластер «Физтех XXI» в городах Долгопрудном и Химки).

В Московской области создана инфраструктура поддержки научно-технического комплекса, включающая: Некоммерческую организацию «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Московской области»; Некоммерческую организацию «Московский областной гарантийный фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства»; Некоммерческую организацию «Московский областной фонд развития микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства».

По сообщению депутата М.П. Леонтьева к 2015 году удалось обеспечить рост показателей, характеризующих состояние научно-технического комплекса:

1.По итогам 2014 года Московская область занимает 1 место по Российской Федерации по используемым передовым производственным технологиям. В 2013 году использовалось 14458 единиц, в 2014 году – 17174 единицы, что составило 118,8% к уровню 2013 года и 8,4% в Российской Федерации.

2.Доля продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей в ВРП Московской области приближается к 25%, Московская область на протяжении многих лет входит в десятку регионов-лидеров по этому показателю.

3.Объем отгруженных товаров, работ, услуг, связанных с нанотехнологиями за 2014 год составил 27,5 млрд. рублей, что составило 126,6% от уровня 2013 года.

4.Затраты на научные исследования и разработки по Московской области в 2013 составляли 127,1 млрд. рублей, а в 2014 году – 156,9 млрд. рублей, что составило 123,5% от уровня 2013 года.

Затраты на научные исследования и разработки за 1 квартал 2015 года составили 30,3 млрд. рублей, что на 20% больше уровня 1 квартала 2014 года.

5.В 2013 году выдано патентов на изобретения – 1 425+851 на полезные модели, в 2014 году выдано патентов на изобретения 1552+786 на полезные модели), что составило 109% и 92,4% к уровню 2013 года.

Следует отметить, что научный потенциал в Московской области чрезвычайно высок – на тысячу жителей приходится 140 специалистов с высшим образованием.

По численности занятых научными исследованиями и разработками Московская область занимает 3 место после города Москвы и Санкт-Петербурга.

Научно-технический комплекс региона располагает конкурентными технологиями и кадровым потенциалом в области биологических исследований и биотехнологий, ядерной физики и энергетики, производства авиационной и космической техники, лазерных технологий, производства новых материалов и биопрепаратов.

При столь значимых, представленных выше количественных показателях, кратко характеризующих научно-технический комплекс Московской области, крайне низким остается уровень практического использования результатов исследований и разработок наших учёных. По данным Совета по вопросам интеллектуальной собственности при СФ РФ сегодня у нас патентуется не более 10% охранноспособных результатов интеллектуальной деятельности. При этом в коммерческом обороте лишь 2,2%.

Депутаты отметили, что в этих условиях важно разработать эффективные механизмы, в том числе законодательные, которые позволят существенно увеличить объем использования в экономике Московской области результатов индивидуальной деятельности, создаваемых на бюджетные средства, а также повысить инвестиционную привлекательность нематериальных активов.

Проведённый анализ показал, что организации науки испытывают трудности, связанные с:

- недостатком финансирования;

- ограниченностью государственного заказа;

- отсутствием возможности брать кредиты под низкие процентные ставки;

- отсутствием механизмов, способствующих быстрой коммерциализации и внедрению в производство результатов научно-технических разработок;

- отсутствием полноценной поддержки молодых ученых и специалистов;

- недостаточностью государственной поддержки научных организаций для возможности приобретения приборов и расходных материалов;

- отсутствием заинтересованности промышленных предприятий приобретать для внедрения интеллектуальный продукт научной деятельности;

- отсутствием благоприятных законодательных условий, стимулирующих основные субъекты рынка прав на результаты интеллектуальной деятельности закреплять эти права;

- нежеланием организаций производственного сектора авансировать в научные исследования.

Анализ действующего законодательства также показал, что оно не соответствует потребностям организаций науки, ряд мер государственной поддержки, перечисленных в федеральных законах и законах Московской области, так и остаётся декларацией.

Участники «круглого стола» единогласно пришли к мнению, что необходимо:

1.Рекомендовать Московской областной Думе разработать проект закона Московской области о научно-технической политике органов государственной власти Московской области, регулирующего отношения между органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, который определит цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Московской области в сфере научной и научно-технической деятельности в интересах развития экономики и социально-культурной сферы Московской области, предусматривающий:

1.1.Образование коллегиального совещательного органа при Правительстве Московской области – Московский областной совет по научно-технической политике, в целях обеспечения эффективного взаимодействия центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и иных организаций по вопросам реализации государственной научно-технической политики на территории Московской области.

1.2.Механизм создания структурных подразделений (лабораторий) научных организаций, находящихся в собственности Московской области, в образовательной организации высшего образования, с учетом реализуемых ею образовательных программ и тематики научных исследований.

1.3.Понятие «Исследовательский университет Московской области», как статус, обеспечивающий подготовку кадров по приоритетным направлениям развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, а также осуществляющий развитие и внедрение в производство высоких технологий.

1.4.Механизм участия органов местного самоуправления в реализации государственных программ по развитию науки и научно-технической деятельности Московской области, позволит планировать средства в муниципальном бюджете на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, путем оказания образовательных услуг и информационной поддержки.

2.Предусмотреть в бюджете Московской области специальную статью расходов, предусматривающую средства на финансирование государственных программ (подпрограмм) Московской области по развитию науки и научно-технической деятельности.

3.Принять меры по развитию научно-технического комплекса Московской области, как совокупности организаций, находящегося в собственности Московской области, выполняющих исследования и разработки в различных отраслях экономики.

В заключении хотелось бы напомнить о том, что совместные мероприятия, включающие представителей различных направлений и уровней, как правило, дают эффективные результаты. Например, три года назад, в марте 2012 года, здесь же в городе Серпухов состоялось выездное заседание Комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Московской областной Думы, на котором обсуждались вопросы развития научного комплекса Московской области.

Тогда в ходе заседания было отмечено, что Московская область не может участвовать в совместных проектах в сфере научной деятельности, с участием Российской Федерации, иных субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и негосударственных организаций и иных юридических лиц, ввиду отсутствия такой возможности, закрепленной законодательно.

Была проделана большая работа, в результате которой в июле 2013 года внесены изменения в Закон Московской области № 75/2006-ОЗ «О научной и научно-технической деятельности на территории Московской области» в части наделения органов государственной власти Московской области правом заключения соглашений на условиях софинансирования в сфере научной деятельности.

А в августе 2014 года было заключено соглашение между Правительством Московской области и Российским Фондом фундаментальных исследований «О проведении региональных конкурсов проектов фундаментальных научных исследований».

По результатам конкурса на получение грантов, проведенного совместно Правительством Московской области и Российским фондом фундаментальных научных исследований в 2014 году поддержана реализация 48 инициативных научных проектов.

Общая сумма грантов на перспективные исследования составила 20 миллионов рублей, из которых половина – средства Московской области, половина – РФФИ. Каждый научный коллектив получил суммы от 100 до 500 тысяч рублей на свои исследования.

По информации, полученной от Министерства инвестиций и инноваций Московской области, в 2015 году планируется продолжить работу по данному направлению, заложив в бюджете 10 миллионов рублей на финансирование инициативных научных проектов.

 

В ходе мероприятия, участникам была предоставлена уникальная возможность познакомиться с некоторыми разработками учёных Серпуховского военного института ракетных войск и Института инженерной физики, которые произвели на всех незабываемое впечатление. Всех переполнял восторг и гордость за наших учёных! Ведь многое из представленного не имеет аналогов в мире! Сомнений нет – грамотная научно-техническая политика позволит нашей стране быть первой!

Московской области необходим закон о научно-технической политике

 

Московской области необходим закон о научно-технической политике

 

Московской области необходим закон о научно-технической политике

 

Московской области необходим закон о научно-технической политике

 

Московской области необходим закон о научно-технической политике

 

Московской области необходим закон о научно-технической политике

 

Московской области необходим закон о научно-технической политике

 

Московской области необходим закон о научно-технической политике

 

Московской области необходим закон о научно-технической политике

 

Московской области необходим закон о научно-технической политике

 

Московской области необходим закон о научно-технической политике

 

Московской области необходим закон о научно-технической политике

 

Московской области необходим закон о научно-технической политике

 


Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
  • Вконтакте
  • Комментарии: 0
  • Facebook:
Ваше имя:
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении:
Читайте также
К 75-ой годовщине Сталинградской битвы
К 75-ой годовщине Сталинградской битвыНакануне одной из важнейшей дат в истории Великой Отечественной войны, 75-ой годовщины со дня начала наступления советских войск под Сталинградом, в историко-краеведческом музее г. Можайска состоялась встреча посетителей музея с хором ветеранов «Душа поет».

Павел Грудинин: Сила страны измеряется не количеством танков, а количеством детских колясок
Директор известного на всю страну подмосковного «Совхоза имени Ленина» Павел Николаевич Грудинин о ситуации в экономике, сельском хозяйстве и ответил на главный вопрос: «Что делать?»

День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности отметили в Подмосковных Луховицах
Празднование Дня работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности обозначено вторым воскресеньем октября. Но работники села по сложившейся традиции отмечают свой профессиональный праздник в другой день, так как это напрямую зависит от сбора урожая.

Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: «Импортозамещение в АПК - приоритетное направление экономического развития России»

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Московская областная Дума должна принять закон о статусе «Детей войны»

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Зачем выборы превращают в балаган?

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, Председатель Комитета по местному самоуправлению Мособлдумы
Случится ли в Подмосковье мусорный коллапс

Сергей СОСУНОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Власть и мусор: жителям Подмосковья пообещали «генеральную уборку». Чего ожидать?

контакты

Телефоны:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57
Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
105066, г. Москва,
ул. Ольховская,
д. 16, корп. 6, 2-й этаж

Все данные

Отделения КПРФ в Московской области:

партийная пресса

  • "Подмосковная правда", МК КПРФ
  • "На русском рубеже", г.Щелково
  • Газета "Советская Коломна"
  • Газета "Позиция", г.Королев

  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда