20 апреля в здании Мособлдумы состоялось заседание экспертной дискуссионной площадки «Открытая трибуна» по вопросу «Осуществление государственного контроля над реализацией государственных и региональных программ по капитальному ремонту и программ переселения из ветхого и аварийного жилья. Взаимодействие государственных органов и общественных организаций как инструмент осуществления общественного контроля за реализацией программ переселения из аварийного жилья и капитального ремонта».
В ходе мероприятия рассматривались задачи и инструменты общественного контроля за реализацией программ переселения из аварийного жилья и капитального ремонта, результаты реализации краткосрочной программы капремонта в муниципальном образовании, проблемы, возникающие при реализации программы капремонта и программ переселения из аварийного жилья, предложения по изменению и дополнению законодательства в сфере капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и по методам и способам реализации программ переселения из аварийного жилья и капитального ремонта, перспективы реализации программ переселения из аварийного жилья за период 2016-2020гг и перспективы реализации краткосрочных программ капитального ремонта за период 2016 года.
В мероприятии приняли участие депутаты Государственной и Московской областной Думы, представители центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, компаний застройщиков, управляющих компаний, ТСЖ, советов многоквартирных домов, общественных организаций (Общественная палата Московской области, представители муниципальных общественных палат, организации общественного контроля в сфере строительства ЖКХ и т.п.).
Открыл мероприятие депутат Мособлдумы, заместитель председателя Комитета по вопросам строительства, архитектуры, ЖКХ и энергетики Мособлдумы, модератор «Открытой трибуной» Виталий Федоров. Он поприветствовал участников мероприятия, обозначил темы обсуждения и регламент работы дискуссионной площадки: «Все мы знаем, что закон о капитальном ремонте был принят в 2013 году, начал действовать в пилотном режиме в 2014 году, и в полную силу заработал уже в 2015 году. Многие из вас на практике сталкиваются на местах с трудностями, которые происходят при реализации данного закона. Сегодня мы хотели бы обсудить с вами вопросы, связанные с темой капитального ремонта, а также переселения граждан из аварийного жилого фонда. Услышать от вас не только критику или положительные моменты, но и конструктивные предложения, чтобы депутаты Мособлдумы, Правительство Московской области, органы местного самоуправления могли руководствоваться в своей работе именно вашими пожеланиями».
С приветственным словом к участникам форума обратился заместитель председателя Мособлдумы, руководитель фракции КПРФ Константин Черемисов: «Обозначенные темы сегодня очень актуальны и болезненны. Пожалуй, ни одна встреча с населением не проходит без обсуждения темы капремонта и переселения из ветхого и аварийного жилья. Не обходят стороной эту тему и СМИ.
Фракция КПРФ считает ненормальным, когда люди по 15-20 лет не могут переселиться из ветхого и аварийного жилья, в котором, в лучшем случае, штукатурка на голову сыпется, а чиновники, которые обязаны контролировать этот процесс, не признают дом аварийным, обрекая людей на дальнейшее в нем проживание и, конечно, уплату сбора на капитальный ремонт.
Необходимо более активно привлекать к этой теме общественный контроль, о котором мы сегодня будем много говорить. Люди, занимающиеся этой проблематикой, должны быть услышаны. А власти должны приложить все усилия для решения обозначенных выше проблем в муниципалитетах.
Хочу вас поблагодарить за участие в нашей дискуссионной площадке. Всю полученную информацию мы обобщим, что позволит существенно поднять эффективность действий Мособлдумы, Правительства области в вопросах проведения программ по капремонту и переселению из ветхого и аварийного жилого фонда, ведь с основными проблемами в этом направлении сталкиваетесь на местах именно вы».
Председатель Комитета Государственной думы по земельным отношениям и строительству Алексей Русских рассказал о законодательных инициативах по усовершенствованию нормативной базы в сфере реализации государственных и региональных программ по капитальному ремонту общего имущества МКД и переселению из ветхого и аварийного жилья. Он отметил, что вопросы капитального ремонта многоквартирных домов сегодня волнуют большую часть населения страны. Увеличение финансового бремени на население, в виде платы за капитальный ремонт многоквартирных домов, гражданами не одобряется.
«Осенью Правительство собирается подвести итоги по выполнению программ капремонта и, при необходимости, принять меры реагирования «вплоть до кадровых». Но как быть людям, пока на законодательном уровне не будет наведен порядок с вопросами, связанными с капитальным ремонтом многоквартирных домов? На сегодняшний день принят федеральный закон, позволяющий регионам снизить финансовую нагрузку по капремонту для лиц, достигших возраста 70 лет, а 80-летних вообще освободить от взносов на капремонт.
Фракция КПРФ считает, что этого явно недостаточно и прикладывает немалые усилия для того, чтобы хотя бы каким-то образом изменить ситуацию. 18 марта в Госдуму внесен законопроект, предусматривающий софинансирование капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств государственной и муниципальной поддержки. Авторы законопроекта (коллеги из КПРФ) исходят из того, что провести качественный капитальный ремонт многоквартирного дома без софинансирования со стороны государства невозможно. Законопроектом предлагается установить долю средств граждан, которая вносится на капитальный ремонт, в размере, не превышающем 15% от общей стоимости работ, а также ввести договор о капитальном ремонте многоквартирного дома для закрепления взаимных прав и обязанностей публичной власти и собственников дома. Считаю, что в период весенней сессии 2016 года мы еще можем предпринять нужные шаги, которые позволят на законодательном уровне исправить ситуацию с капремонтом, которая все чаще является причиной возникновения социальной напряженности».
«Наша фракция очень активно работает в Комитете по строительству, архитектуре и ЖКХ. Вместе с другими депутатами мы внимательно отслеживаем, как выполняется программа расселения из ветхого и аварийного жилья, сколько квадратных метров, сколько домов, какие средства переходили из года в год, сколько поступало средств из Фонда реформирования, сколько из бюджета Московской области и т.д. И конечно мы очень рады что региональная программа выполняется с опережением в год, по сравнению с другими субъектами Российской Федерации, - подчеркнула депутат Мособлдумы Наталья Еремейцева, - Но мы должны обозначить проблемы, которые существовали еще до принятия этой программы. Это прежде всего резкое нежелание многих глав муниципальных образований признавать дома аварийными. В связи с чем многие дома не вошли в действующую программу. Эта проблема стоит очень остро в муниципалитетах и бороться с ней крайне сложно.
Многочисленные обращения, просьбы, жалобы в Прокуратуру, порой не дают результата. И только после обращения в центральные СМИ, на федеральные каналы, которые показывают страшное жилье, в котором вынуждены проживать наши граждане, проблема сдвигается с мертвой точки и потихоньку дома начинают признавать аварийными.
Я призываю всех депутатов, общественников плотнее заниматься этой проблемой, потому что, условия в которых порой живут наши избиратели, ужасны и не пригодны для проживания. Это страшно, стыдно и позорно для муниципалитетов Московской области».
О ходе выполнения программы на 2013-2015 годы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья и перспективах реализации программы на 2016-2020 годы рассказал заместитель начальника управления программ ликвидации аварийного и ветхого жилья Министроя Тит Забриян: «Программные мероприятия по расселению граждан из аварийного жилого фонда, который признан таковым по состоянию на 1 января 2012 года должны быть окончены к 1 сентября 2017 года. Московская область взяла на себя повышенные обязательства расселить этот фонд до 31 декабря 2015 года.
В 2015 году удалось расселить 166 тысяч кв метров аварийного жилья. Всего за год мы решили вопросы, связанные со строительством, подготовкой разрешительной документации, постановкой квартир на кадастровый учет, регистрацией, работами по отделке и подключению к сетям инженерной инфраструктуры. Обычно на эти действия требуется 2-3 года.
На сегодняшний день расселены 15,3 тысячи граждан, это 214,1 тыс кв метров из плана 228 тыс кв метров. Эта цифра включает в себя площадь не только в рамках программы мероприятий по расселению граждан в соответствии с адресной программой, но и площади, которые у нас предусмотрены к расселению в рамках муниципальных программ, договоров о развитии застроенных территорий и инвестиционных соглашений, т.е. в рамках тех обязательств, которые на себя взяли инвесторы. Этот аварийный фонд расселяется за счет внебюджетных источников. Того у нас получается вместе с нашей программой 237,6 тысяч кв метров аварийного жилищного фонда.
На текущий момент времени не закрытым остается вопрос в Пушкинском районе (Софрино и Правдинский) и Талдомском районе (Запрудня). Работы там практически завершены. Остаются последние штрихи в плане отделки и оформления документов. Объективные обстоятельства не позволяют закрыть этот вопрос сейчас, т.к. надо сделать качественное благоустройство, в этой связи программа будет закрыта до 1 июня 2016 года. Таким образом мы расселяем граждан на 1 год и 3 месяца досрочно, если сравнивать нас с другими субъектами РФ.
Чтобы при расселении не нарушались права граждан в плане качества отделки жилых помещений, в соответствии с распоряжением Минстроя создана Комиссия в которую вошли представители Государственной Жилищной инспекции, Стройнадзора, Минстроя, Роспотребнадзора, а также общественности. Качество домов, сданных в эксплуатацию, проверяется этой межведомственной комиссией. Замечания комиссии оперативно устраняются.
В программе 2016-2020 по плану нужно расселить 210 тысяч кв метров аварийного жилья, 12,3 тысячи человек. Всего в этой программе участвует 51 муниципальное образование. Финансирование выделено в размере 9,1 млрд рублей из них 1,2 млрд – это средства Фонда, 5,1 млрд – средства Московской области и средства муниципальных образований – 2,8 млрд. На текущий год у нас предусмотрено 925 млн рублей, софинансирование Фонда – 57%, МО – 13%, муниципальные образования – 30%».
О развитии муниципального и общественного контроля на территории городского поселения Талдом рассказал глава городского поселения Талдом Юрий Журкин: «Основная стратегия в работе Администрации нашего городского поселения состоит в создании муниципальных предприятий в сфере ЖКХ и благоустройства, и организация общественных приемных. Именно в этой стратегии мы видим основную движущую силу, которая позволит нам контролировать сферу и ЖКХ, и строительства, и в дальнейшем отстаивать интересы населения. Мы много говорим про муниципальный контроль, но как такового его практически нет. Если брать сферу ЖКХ, управляющих компаний, то мы практически не можем влиять на частные управляющие компании, хотя есть определенные аспекты, которые позволяют нам проводить с ними профилактическиебеседы. Но в целом, выступая перед населением и давая какие-то обещания, мы должны четко понимать, что мы за это отвечаем.
На сегодняшний день в г.п. Талдом и ресурсоснабжающие компании, и управляющие компании, и расчетно-кассовые центры – это все муниципальные бюджетные предприятия.
Исторически сложилось так, что вопросами по составлению документации, обследованию домов занимаются муниципалитеты и управляющие компании. Я с этой трибуны хотел бы внести законодательную инициативу, чтобы часть собранных денег, которые перечисляются в Фонд капитального ремонта, оставалась на местах в качестве компенсации за эту работу управляющим компаниям и работникам муниципалитетов».
Далее сомодератор дискуссионной площадки, член Общественной палаты Московской области, председатель Общественной организации «Общественный контроль в сфере строительства и ЖКХ Московской области» Валерий Мамчур предложил участникам форума перейти к прениям, череду которых открыл член Общественной палаты Московской области, руководитель Консультационного центра по проблемам градостроительства, экологии и ЖКХ Станислав Бычинский. Он рассказал о правовых механизмах общественного контроля за реализацией программы капитального ремонта.
Член Общественной палаты Московской области, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Петр Попов поднял тему общественного контроля во время проведения капремонта.
Депутат Совета депутатов городского поселения Ступино Николай Кузнецов поделился с участниками форума проблемами в реализации государственной программы по расселению ветхого и аварийного жилья в г.Ступино. Одной из ключевых проблем города, по его словам, является острый дефицит на рынке жилья, что обусловлено удручающе низкими темпами строительства, низким качеством имеющегося жилого фонда города и его высоким износом, а также коррупциогенностью данной отрасли и, как следствие, необоснованно высокой стоимостью жилья и его недоступностью для средней семьи. «Практически неразрешимой эта проблема стала для тех, кто вынужден жить в ветхом и аварийном жилье, - говорит депутат, - По данным статистики, в 2014 году 11,5% ступинцев были вынуждены жить в неблагоустроенном жилье, и только каждый десятый из них (или 1,26%) – проживал в домах, официально отнесенных к аварийной категории.
То есть, 90% неблагоустроенного жилья по тем или иным чисто бюрократическим причинам не была отнесена к этой категории, а потому не была включена в государственные программы переселения, в первую очередь, в Адресную программу Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2013-2015 годы».
Важная проблема, на которую хочу обратить внимание, – лишь 10% неблагоустроенного жилья было официально признано аварийным фондом, непригодным для проживания».
Заместитель председателя Общественной палаты города Лобни Светлана Прокопьева рассказала о градостроительном вандализме в городах Московской области и коллективной безответственности на текущий момент в градостроительной политике региона в связи с разделением полномочий между Правительством Московской области и муниципалитетами, отсутствием региональной стратегии развития.
Об аспектах деятельности общественного контроля за исполнением программ по капитальному ремонту и переселению проинформировал советник председателя общественной организации «Общественный контроль в сфере строительства и ЖКХ Московской области» по юридическим вопросам Иван Макеев. По его мнению, государство, проводя те или иные реформы должно на что-то опираться и общественные объединения являются тем самым необходимым звеном в деятельности госорганов по введению в жизнь каких-либо изменений: «Все институты государства существуют для того, чтобы выполнять нужды граждан. Зачастую это не выполняется. Поэтому только сплотясь в общественные объединения, граждане могут добиться своих интересов и отстоять свои права».
Начальник отдела программ Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Илья Климочкин пояснил присутствующим ситуацию с выбором счета на котором аккумулируются финансовые средства, собранные с жителей за капремонт:
«Собственники в любое время вправе изменить способ формирования фонда капитального ремонта. Если они каким-то образом не приняли решение, а орган местного самоуправления за них уже определил формирование фонда на счете регионального оператора, они могут провести собрание и поменять этот способ. Это не запрещается. Также и наоборот, если специальный счёт не устраивает, можно перейти в общий котел и все денежные средства, которые аккумулируются за этот период до копейки будут перечислены либо на специальный счет дома, либо на счет регионального оператора, в зависимости от того, какое решение будет принято».
Далее в рамках мероприятия «Открытый микрофон» своим мнением и предложениями по обозначенным вопросам поделились: председатель комиссии по ЖКХ Общественной палаты Щелковского муниципального района Надежда Гончарова, руководитель Ассоциации председателей советов многоквартирных домов Юлия Белехова, представитель Застройщика ООО «Бизнес Лайн» Петр Комаров, председатель Краснознаменского городского отделения Ассоциации председателей советов МКД Виталий Фесенко, заместитель Председателя Общественной палаты Одинцовского муниципального района Сергей Измайлов, заместитель Председателя Общественной палаты г. Реутов, член экспертного совета Мособлдумы Юрий Подымахин, член комиссии по ЖКХ Общественной палаты Щелковского муниципального района Любовь Горюнова, активный гражданин, член инициативной группы, член совета МКД Александр Танцюра и другие.
В завершение дискуссии член Общественной палаты Московской области, председатель Общественной организации «Общественный контроль в сфере строительства и ЖКХ Московской области» Валерий Мамчур выступил с предложением, о необходимости преобразования официальных сайтов администраций муниципальных образований в одинаковую единообразную структуру расположения информации, простую для пользователей: «На сайтах необходимо размещать нормативно-правовые акты по тематике, а такжесведения о капремонте и переселении из ветхого и аварийного жилья. Любая информация на сайте должна быть актуализированной, открытой и доступной».
Подытожил мероприятие депутат Мособлдумы Виталий Федоров: «На сегодняшней «Открытой трибуне», проведенной по инициативе фракции КПРФ, мы услышали множество мнений и предложений относительно государственного контроля над программой капитального ремонта, переселения из аварийного жилого фонда, взаимодействия общественных организаций и государства в этих вопросах.
Мы собрали доклады всех выступающих. Мы услышали мнения людей с мест, которые непосредственно сталкиваются с проблемами в реализации программ по капремонту и переселению граждан из аварийного жилого фонда. Все прозвучавшие вопросы и предложения были зафиксированы. В ближайшее время обработаем, обобщим и сделаем соответствующее заключение, чтобы в дальнейшей работе и мы депутаты, и органы исполнительной власти, и органы местного самоуправления руководствовались этими предложениями и замечаниями в своей работе. Чтобы в дальнейшем мы могли вносить законодательные инициативы именно на основании предложений, которые поступают с мест, а органы исполнительной власти в своих нормативно-правовых документах также это использовали, потому что очень многое нужно менять, чтобы основная цель – комфортная жизнь людей Московской области, была достигнута».