Реформа в научной сфере идет уже не одно десятилетие. В последние годы дело дошло до Российской академии наук. В состав РАН включили Российскую академию сельскохозяйственных наук (РАСХН) и Российскую академию медицинских наук (РАМН). Одним из приоритетных направлений преобразований является оптимизация, которая выражается в слиянии научно-исследовательских организаций и сокращении числа научных сотрудников. Все это, по мысли инициаторов реформы, должно повысить эффективность российской науки, а также позволит выполнить обещания по повышению уровня заработной платы ученых. Появилась и такая организация как ФАНО. Созданное для управления имуществом РАН агентство стало активно вмешиваться в научно-исследовательскую работу, определять какие НИИ и лаборатории должны существовать, а какие следует ликвидировать. Главным критерием эффективности стали многостраничные отчеты, которые пишут как руководители научных подразделений, так и рядовые сотрудники. В то же время финансирование науки остается на прежнем уровне, обещанный рост благосостояния ученых есть лишь на бумаге. На ближайшее время запланирована очередная волна сокращений в научно-исследовательских учреждениях РАН.
Безучастно наблюдать за происходящим российские ученые не собираются. Против реформы выступили как корифеи науки, например, Жорес Алфёров, так и рядовые сотрудники НИИ. Активно включились в протестное движение профсоюзы. В подмосковном наукограде Пущино по инициативе Объединенного профсоюзного комитета Пущинской территориальной организации Профсоюза работников РАН 12 сентября прошел митинг в защиту российской науки, против реформы РАН.
В этот солнечный день перед зданием Пущинского научного центра РАН собралось более 200 человек. Митинг открыла председатель Объединенного профсоюзного комитета Елена Николаевна Ильясова. В своем выступлении она отметила, что профсоюзы не раз проводили митинги и другие протестные акции: «25 лет назад с разрушением Советского Союза началось злонамеренное, целенаправленное разрушение всех социальных сфер, в том числе образовательной и научной. За образование взялись решительно, сопротивления там практически не было. Поэтому от нашего прекрасного и бесплатного образования ничего на сегодняшний день не осталось. Сегодня мы видим глубокий кризис в образовательной системе. За нас тоже принимались и не один раз. Мы под руководством нашего профсоюза пытались сопротивляться. К Академии наук было не так просто подступиться, наши активные действия демонстрировали власти, что мы легко не смиримся. В 90-е годы было трудно всем. В 1998 г. мы пошли маршем протеста в Москву. Нас встречали шахтеры. Это было грандиозно!
Эти массовые волнения заставили правительство пересмотреть систему финансирования. С тех пор наши зарплаты были защищены. В 2002 и 2004 году нам пришлось снова организовать марши протеста. Профсоюз Российской академии наук пытался отстоять наши права, но с 2004 года, по замыслу Фурсенко, началось реформирование, которое в 2013 г. вылилось в то, что нас переподчинили ФАНО. Чем нам все это грозит? Мы уже видим: бюрократизация зашкаливает, директоров, достигших 65 лет, известных ученых убирают. Вновь назначенные руководители совершенно бесправны, они не могут ослушаться ФАНО и вынуждены выполнять ту дорожную карту, которую предписало правительство.
Майскими указами президента Путина нам была обещана заработная плата вдвое большая, чем в среднем по региону к 2018 г. Что мы видим сегодня? Мы видим только сокращение, которое прокатилось по всем институтам. Сотрудников переводят на неполные ставки, выгоняют в отпуска без сохранения заработной платы. Где же все благородные задумки товарища Путина, который обещал, что в 2015 г. на науку будут давать 1,77 % ВВП? Сейчас мы находимся перед Мексикой и после разоренной Греции по объему финансирования НИР и НИОКР от ВВП. У нас на эти нужды выделяют менее 1%. В глазах общества мы становимся никому не нужными людьми. Это деморализует. Все те, кто стоят здесь, испытали на себе 25 лет хронического недофинансирования науки. То, что мы остаемся в науке – просто фантастика! Именно мы настоящие патриоты своей страны. Сейчас крайне важно восстановить образование. Без этого не выживет наука, погибнет страна. Правительство это прекрасно понимает, но не делает ничего, чтобы восстановить образование и науку.
Сегодня мы постараемся достучаться до нашего правительства, до нашего президента. Может быть, новый министр образования и науки обратит внимание на наши выступления и на следующий год защитит наш бюджет, который собираются урезать. Сейчас, к сожалению, власти не хотят слышать людей. Вспомните протесты дальнобойщиков, недавнюю попытку краснодарских трактористов организовать марш на Москву. Чем это закончилось? Их остановили, некоторых посадили. Следующий год 2017 – столетие революции. Будем надеяться, что правительство изменит свою позицию, увидит и услышит нас, и мы не повторим тех ужасных событий, которые произошли в нашей стране век назад».
Затем слово было предоставлено Григорию Бубнову, младшему научному сотруднику, представителю Нижегородской региональной организации Профсоюза РАН. В своем выступлении он передал горячий привет всем участникам митинга и организаторам от руководства нижегородской организации. Он зачитал предложения нижегородцев в проект резолюции митинга:
«Совет нижегородской региональной организации профсоюза работников РАН, рассмотрев проект резолюции, предложенный пущинской территориальной организацией, принял решение:
1. Выразить солидарность с активной позицией пущинской территориальной организации по решению о проведении митинга.
2. Написать в резолюции «Мы требуем от президента и правительства Российской Федерации». Далее он продолжил: «Все мы видим в каком плачевном состоянии находятся научные учреждения. Сокращения научных работников, низкие зарплаты, инфраструктура и оборудование еще с советских времен. Например, я аспирант и младший научный сотрудник в нижегородском Институте прикладной физики РАН. У института нет денег, чтобы принять меня и еще около 50 человек на полную ставку. Поэтому мы вынуждены «сидеть» на 0,1 ставки без каких-либо надбавок. Когда правительство заявляет нам, что в стране нет денег, это, мягко говоря, не соответствует действительности. Складывается впечатление, что деньги есть на все, кроме науки. Я считаю, что пора позаботиться об экономическом и технологическом росте, о развитии образования и науки, в конце концов о благополучии граждан. В этом ключе особенно актуально звучит лозунг профсоюза: «Россия без науки – это труба!». Считаю, что именно эти приоритеты необходимо довести до руководства нашей страны».
Перед участниками митинга выступил кандидат в депутаты Московской областной Думы от КПРФ по Ступинскому одномандатному избирательному округу, депутат Московской областной Думы, председатель комитета по местному самоуправлению, секретарь МК КПРФ Александр Наумов. В своем выступлении он сообщил участникам митинга, что заместитель председателя ЦК КПРФ, академик Владимир Иванович Кашин поддержал их акцию и выразил полную солидарность с требованиями пущинских ученых.
Далее Александр Наумов сказал: «Ситуация в стране очень непростая, но на поддержку науки надо направить значительные усилия. Это необходимо для повышения потенциала нашей страны, обеспечения ее поступательного развития. Но нам еще с ельцинского периода говорят, что науки у нас слишком много. Начались непрерывные сокращения в научной сфере. Сегодня наша наука оказалась на грани выживания. Нам говорили, что Запад нам поможет, предоставит нам нужные технологии, но грянули санкции и оказалось, что нужны собственные разработки. Вместо того, чтобы обратить внимание на собственную науку, чиновники ФАНО заявляют, что нужно избавиться от балласта. Кого понимают под балластом? Тех, кто занимается научными исследованиями, кто работает на будущее нашей страны. Такой подход ущербен, он ведет нас в тупик, к разрушению.
Мы, коммунисты предлагаем ряд эффективных мер которые позволят вывести нашу страну и нашу науку из тупика. В тяжелом положении оказалось и образование. Государство относится к науке и образованию, как злая мачеха к падчерицам. Правительство заявляет – денег нет, но вы держитесь! Это не только о пенсионерах, но и об ученых, учителях, преподавателях вузов. Для них денег нет! Но деньги на самом деле есть. КПРФ предлагает меры по пополнению бюджета: прогрессивная шкала налогообложения, монополия на алкоголь и табак, национализация недр. Все это даст финансовые ресурсы в том числе и для науки.
Сейчас наш ученый получает столько же, сколько продавец в магазине и даже меньше. Когда доктор наук в академическом НИИ получает 25 тыс. в месяц – это позор для нашего государства. Необходимо срочно исправлять ситуацию. Коммунисты считают, что РАН должна сохранить свою автономию. В интересах безопасности страны, необходимо резко повысить расходы на науку. Зарплата докторов наук должна составлять хотя бы 80 тыс. и обязательно индексироваться, кандидат наук должен получать 60 тыс., а не 15-20 тыс. как сейчас.
Считаем необходимым создание министерства науки, так как научная деятельность должна финансироваться целевым образом. Я верю, что на выборах 18 сентября в Государственную и в Московскую областную Думы народ нас поддержит. Мы добьемся того, чтобы ваш голос был услышан. Геннадий Андреевич Зюганов обратится к президенту России, чтобы объяснить, доказать, что необходимо поддерживать нашу науку, а наука – это будущее!».
Депутат городского совета, кандидат физико-математических наук, заведующая лабораторией Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН Ирина Ивановна Селезнева, выступая перед собравшимися, отметила, что «Не выполнен Указ президента РФ № 599 от 7.05.2012 г., который требовал уже в 2015 г. довести долю внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77% ВВП. На сегодняшний день на науку отпускается не более 1 %, а на гражданскую науку – менее 0,5 % ВВП.
В 2016 г. правительство допустило очередной срыв обязательств по отношению к научному сектору. Согласно Поручению Президента России Пр-1369, 2-б, объём расходов федерального бюджета на проведение фундаментальных исследований в процентном отношении к ВВП в 2016 году должен быть зафиксирован на уровне 2015 г. Однако бюджет науки был сокращен более чем на 10%.
В связи с уменьшением расходов федерального бюджета на науку из-за кризиса затруднено выполнение другого Указа президента РФ №597 от 7.05. 2012 г., предусматривающего рост зарплат научных сотрудников. Майскими указами ученым была обещана заработная плата к 2018 г. вдвое больше, чем средняя по региону, однако в настоящее время научные организации поставлены в такие условия, что повышение оплаты труда ученых может быть произведено только за счет резкого уменьшения рабочих мест в сфере исследований или повсеместного перехода научных сотрудников на условия неполной занятости.
Отсутствие достойной оплаты труда и возможностей для проведения исследований на современном уровне приводит к массовому оттоку научных кадров в бизнес и за рубеж. Сложилась ситуация, что во всем мире число научных работников растет, а в России - падает. Если в 1995-м в США было 1050 тыс. научных сотрудников, а в 2007-м - 1400 тыс. (рост 33%), в ЕС, соответственно, 950 тыс. и 1300 тыс. (36%), в Китае - 500 тыс. и 1450 тыс. (190%), то в России - 600 тыс. и 450 тыс. (снижение 25%).
Еще один, уже официальный, секвестр бюджетной сферы, которым нам грозит правительство, станет новым тяжелым ударом по научно-технологическому потенциалу России. Требуем не допускать дальнейшего снижения бюджетных расходов на науку и увеличить ассигнования федерального бюджета на фундаментальную науку до величины 0,2% ВВП уже в 2017 г.! Финансирование науки должно быть выведено на уровень, предусмотренный федеральными нормативными актами!»
В митинге приняла участие кандидат в депутаты Государственной Думы, доктор исторических наук, профессор, проректор АНО высшего образования «Институт непрерывного образования» Ирина Анатольевна Тютькова. Она поприветствовала собравшихся и сказала в своем выступлении: «Уважаемые товарищи! Мы все знаем, что вопросы образования и науки – вопросы стратегической важности. Образование и наука определяют будущее нашей страны. Идеи философов и ученых в ведущих европейских странах и в России во многом повлияли на вектор их развития. Сегодня наше образование не имеет каких-то внятных приоритетов. В сложном положении оказалась в наши дни педагогическая наука и педагогические вузы. Как таковых педагогических вузов сейчас нет. В школы приходят работать люди без необходимого образования. Они специалисты в каком-то профиле, но педагогических знаний и навыком не имеют.
Происходит слияние, укрупнение вузов, причем совершенно бессистемно. Ректоров убирают по принципу, нравится он или не нравится. Так не может быть. К власти в образовании и науке должны прийти специалисты, которые будут работать в интересах страны и науки, а не в интересах бизнеса. Необходимо увеличить финансирование образования и науки, повысить уровень благосостояния ученых и педагогов. Сейчас при обсуждении реформ не приглашают представителей вузов и НИИ, решения принимаются волюнтаристски без учета мнения научного и педагогического сообщества.
КПРФ предлагает увеличить финансирование науки и образования, системы социального обеспечения и здравоохранения. Мы выступаем за возрождение Академии наук. Мы призываем вас прийти на выборы и проголосовать за нас, за КПРФ!»
Затем выступил старший научный сотрудник Института биофизики клетки РАН, кандидат биологических наук, член Объединенного профсоюзного комитета Зариф Амерханов: «Нам говорят, что в стране кризис, что нет денег и нас надо сокращать. Мы все знаем цену этих слов. На самом деле ситуация не такая тяжелая, какой была относительно недавно, в 90-е годы. Даже в годы, когда шла Великая Отечественная война, институты не сокращали, их эвакуировали. В блокадном Ленинграде ученых не лишали возможности работать, их не выгоняли на улицу. А сейчас нас сокращают. У государства, оказывается, нет денег даже на нашу мизерную зарплату. В условиях сокращений пострадает в первую очередь молодежь. Мы не сможем принять ее на работу. Первое и главное требование к нашему государству – сохранить кадровый потенциал Академии наук. Сейчас РАН лишили реальных рычагов управления, создали ФАНО, в котором на первых ролях менеджеры, которым все равно чем управлять. Мы требуем вернуть права управления ученым».
Выступления продолжила Виктория Фокина, старший научный сотрудник Института биохимии и физиологии микроорганизмов РАН, член Объединенного профсоюзного комитета. Она отметила, что Пущинский научный центр, чуть ли не единственная организация, которая проводит массовый митинг, другие ограничатся собраниями, на которых примут резолюции. «Мы с вами представляем фундаментальную науку, которая не дает реально ощутимого, денежного выхлопа. Но наши исследования направлены на перспективу. Мы не должны допускать снижения финансирования фундаментальной науки. Я разговаривала с руководителем Оломоуцкого университета в Чехии и спросила, как у вас с финансированием? Он ответил, что у них никогда не снижали расходы на научные исследования. У нас совершенно другая ситуация. Мы должны добиться нормального финансирования, нормальных зарплат, возможности спокойно работать!».
Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ИТЭБ РАН Мария Семеновна Левитман предложила ликвидировать ФАНО как организацию, поглощающую средства и приносящую никакой пользы.
В завершение митинга Елена Николаевна Ильясова зачитала резолюцию, которая была единогласно принята участниками акции.
РЕЗОЛЮЦИЯ
Митинга сотрудников институтов Пущинского научного центра РАН
г. Пущино Московской области 12 сентября 2016 г.
«Не будет на Руси науки – на четвереньки встанут внуки!»
(плакат Маршей протеста ученых 1998, 2002 и 2004 гг.)
«Пётр Первый Академию учредил, Путин Академию закрыл!»
(плакат 2013 г.)
«Недостатком советской системы образования было то, что пытались сформировать человека-творца, а наша задача – вырастить грамотного потребителя»
(из выступления экс-министра образования и науки А. Фурсенко)
Вступая в должность в 2012 году, Президент РФ обещал к 2015 году довести расходы на науку до 1,77 % от ВВП страны. При этом, майскими указами ученым была обещана заработная плата к 2018 году вдвое больше, чем средняя по региону. Во что это обернулось для нас, простых работников Науки?
Принятием 253-ФЗ «О Российской академии наук…» в 2013 году окончательно свернули шею фундаментальной науке, отдав все рычаги управления институтами, в том числе и распределение финансов, полуграмотным чиновникам ФАНО. Превратили РАН «в клуб по интересам», по сути, оттеснив учёных от руководства наукой. Директорский корпус принятием поправок в Трудовой кодекс о возрастном цензе превратили в бесправных, назначенных на год ВРИО. Тем самым обезглавили институты, убрав из директоров авторитетных ученых.
ФАНО завалило институты разнообразными отчетами, которые надо заполнить срочно еще «вчера». А для удобства чиновников была придумана так называемая реструктуризация, которая должна уменьшить число юридических лиц до 150 вместо 800. При этом добровольно-принудительном объединении в одной упряжке оказываются удаленные на сотни километров организации, никоим образом не связанные друг с другом. Все это, по замыслу автора и исполнителя этой реформы господина Фурсенко, должно способствовать победе «грамотного потребителя».
Необъявленное, но прошедшее в наших организациях уменьшение финансирования, уже привело к сокращению людей, переводу на неполные ставки, к вынужденным отпускам без заработной платы.
На сегодняшний день на науку отпускается не более 1 %, а на гражданскую науку – меньше 0,5 % ВВП. При этом львиную долю этих денег отпускают проворовавшимся РОСНАНО под эгидой Чубайса и Сколково, которые за несколько лет своего существования ничего высокотехнологичного не выдали. А на все 800 институтов трех объединенных академий (Медицинской, Сельскохозяйственной и Российской) Правительство РФ дает денег меньше, чем положено в США на один Гарвардский университет.
По статистике за последние 25 лет из России уехали и не вернулись 150 тысяч ученых и специалистов, осталось не более 80 тысяч. И даже оставшиеся, оказывается, стране не нужны.
Может быть, хватит издеваться над нами?! Так называемое реформирование Образования и Науки может обернуться для страны полной деградацией и одичанием людей.
Мы требуем от Президента РФ и Правительства РФ:
1. Запретить секвестр расходов на фундаментальную науку в 2016 г.
2. Увеличить ассигнования федерального бюджета на фундаментальную науку до величины 0,2% ВВП уже в 2017 году.
3. Обеспечить базовое финансирование институтов на уровне, достаточном для содержания их инфраструктуры, приобретения приборов и реактивов и выплаты зарплаты на выполнение программы фундаментальных исследований.
4. Изыскать необходимые средства для повышения заработной платы научных сотрудников во исполнение майских указов Президента и технического персонала без «скрытых» сокращений и прямых увольнений работников науки.
5. Остановить губительную реструктуризацию академических институтов.
6. Вернуть РАН научное руководство, институтам - самоуправление, оставить за ФАНО только функцию управления имуществом.
7. Остановить бюрократизацию науки, отменив требуемые ФАНО отчеты и анкеты как уничтожающие процесс научного поиска, творчества и созидания.
По поручению Митинга резолюцию подписала
Председатель ОПК ПТО Профсоюза РАН Е.Н. Ильясова