Станут ли доступными муниципальные выборы в Московской области для кандидатов и избирателей?

Евгения Наумова, Алла Соболева, фото: Алла Соболева

22 ноября в Московской областной Думе прошел круглый стол на тему: «Муниципальные выборы: практика, проблемы, перспективы». Главной его темой стало обсуждение предложения по совершенствованию регионального законодательства о выборах.

В работе круглого стола приняли участие депутаты Мособлдумы, руководитель Главного управления территориальной политики Московской области, члены Избиркома Подмосковья, представители структурных подразделений аппарата Мособлдумы, исполнительный директор Совета муниципальных образований Московской области, представители политических партий, муниципальных образований Московской области, территориальных и участковых комиссий муниципальных образований.

Заместитель Председателя Мособлдумы Константин Черемисов отметил, что законодательство о муниципальных выборах Московской области весьма динамично. Закон Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» был принят Московской областной Думой в 2013 году. При этом только за 2 последних года были приняты 10 законов, которые вносили в него изменения:

- Вместе с тем несовершенство законодательства, в большей степени федерального, создает ряд проблем, из которых наиболее актуальными представляются: проблемы, встающие у оппозиционных партий и общественных объединений при выдвижении и регистрации кандидатов; вопрос равенства доступа, в том числе к местным, средствам массовой информации; ограничения связанные с возможностями агитации представителей партий и общественных объединений за выдвинутых ими кандидатов. А самой серьезной проблемой является вопрос явки избирателей на муниципальные выборы.

С основным докладом «Проблемы политической конкуренции на муниципальных выборах» выступил Председатель Комитета по местному самоуправлению Мособлдумы Александр Наумов. Он отметил, что в Московской области, 10 сентября 2017 года в Единый день голосования, состоялась 81 избирательная кампания по выборам в органы местного самоуправления:

- Избиралось 540 депутатов Советов депутатов и 21 глава городских и сельских поселений. В местных выборах приняло участие 14 политических партий. Было зарегистрировано 2248 кандидатов, в том числе: 1785 кандидатов, выдвинутых от политических партий, и 463 самовыдвиженца. Численность избирателей, в муниципальных образованиях в которых состоялись местные выборы, составляет 1 330 724 человек. В советы депутатов избраны представители 7 партий и большая группа самовыдвиженцев.

Результаты выборов оказались вполне прогнозируемы: большинство мандатов получили представители ЕР, далее по убывающей КПРФ - 12%, самовыдвиженцы - более 8%, по 4% СР и ЛДПР. Остальные партии получили менее 1%. В чем же причина низкой явки и успеха ЕР?

Во-первых – назначение Единого дня голосования на сентябрь. Во-вторых - правовое и административное снижение конкурентности выборов. В-третьих, как следствие - снижение агитационной активности партий и кандидатов. В-четвертых, непрозрачность подведения итогов голосования. В совокупности все эти факторы приводят к низкой явке и преобладанию Единой России.

Постоянно происходящие изменения в федеральном и региональном законодательстве снижают возможности оппозиционных партий получать политическое представительство на муниципальном уровне.

Снижая явку неудобной для избирателей и агитации датой выборов, правовыми и административными ограничениями политической конкуренции, минимизацией информации о выборах, ставка делается на административно зависимые группы населения и лояльных к власти избирателей. Для этого проводится мобилизация бюджетников и работников предприятий посредством аффилированных и зависимых от власти предпринимателей, и руководителей. В целях административной мобилизации граждан стимулируют к участию в досрочном голосовании и голосовании на дому. Понятно, что есть категория избирателей, которые по тем или иным причинам не могут прийти на избирательный участок, но желают проголосовать и выполнить гражданский долг. Правда процент таких избирателей от числа проголосовавших на муниципальных выборах не столь велик, голосующих на дому и досрочно обычно насчитывается не более 5% от проголосовавших.

Завышенные показатели голосования на дому и досрочного голосования могут свидетельствовать как минимум о стимулировании избирателей к участию в выборах. По данным протоколов, внесенных в систему Гас-выборы, на 193 избирательных участках на дому проголосовало более 10%, на 49 участках этот показатель превысил 30%. Более 10% проголосовали досрочно на 52 избирательных участках, а более 5% на 214 участках.

Для исключения такого стимулированного голосования, возможно, законодательно ограничить досрочное голосование.

В ряде муниципальных выборов зафиксирована повышенная доля недействительных бюллетеней. Несомненно, что при голосовании избиратели ошибаются и их бюллетени признаются недействительными, но максимальное количество таковых, как правило, не более 3%. Большее количество недействительных бюллетеней свидетельствует о неблагополучии. В сентябре на более чем 500 избирательных участках доля недействительных бюллетеней превысила показатель 4%, а на 73 участках 10%.

Для развития партийной конкуренции на верхнем уровне местного самоуправления следовало бы вернуться к прежней системе формирование советов по пропорциональной или смешанной системе.

Для обеспечения прозрачности выборов необходимо предоставить политическим партиям и общественным объединениям право отзыва членов избирательных комиссий, направленных в избирательную комиссию политическими партиями и общественными объединениями.

Должности председателей, заместителей и секретарей комиссий замещать лицами, выдвинутыми в состав комиссий, парламентскими партиями. Вернуть в трудовое законодательство запрет на увольнение членов комиссий с работы по инициативе работодателя.

Для повышения явки и развития политической конкуренции, для обеспечения по-настоящему легитимных выборов необходимо не на словах, а на законодательном уровне обеспечивать равные возможности участникам избирательного процесса.

«Необходимо глобальное изменение самого подхода к организации выборов. Совершенно очевидно, что просто ожидать изменения мнения избирателя о процедуре голосовании и его активизации, прилагая традиционные способы его информирования и популяризации процедуры выборов, чтобы вернуть его на избирательные участки, сегодня недостаточно, - заявил руководитель Главного управления Территориальной политики Московской области Александр Костомаров, - Надо идти за избирателем, а не ждать его. Приходить к нему домой. Доводить до него лично его права и возможности, подсказать как реализовать их. Использовать новые каналы коммуникации».

Заместитель председателя Избирательной комиссии Московской области Наталья Земскова высказалась, что проведение различных избирательных кампаний в единый день голосования проводится в соответствие с действующим избирательным законодательством:

- Однако любая прошедшая избирательная кампания вносит свои коррективы в части применения норм избирательного права и способствует процессу совершенствования избирательного законодательства Московской области. В этой связи Мособлизбирком реализует свое право по внесению законодательных инициатив в урегулировании вопроса по однозначному применению норм избирательного права.

В ходе круглого стола были продемонстрированы новейшие комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), которые будут установлены на избирательных участках региона. Умная машина рассчитана как для голосования на участке, так и для выездного голосования. КОИБ подскажет, когда пришло время отдать бюллетень, высветит порядковый номер принятого документа и автоматически считает информацию, за кого отдал голос избиратель.

По результатам дня голосования автомат выдаст итоговый протокол утвержденной формы, соответствующий требованиям ЦИКа. А в качестве награды операторам за проведенную работу машина сразу после распечатки итогового протокола «засыплет» экран цветным конфетти. В Московской области КОИБами будут оборудованы 1100 избирательных участков.

Во время дискуссии также обсуждались проблемы, связанные с регистрацией кандидатов, досрочным голосованием и фальсификацией выборов.

«Мы недавно провели выборы. Очень интересно, что 35% проголосовавших, сделали это досрочно. Причем, глядя на заявления о досрочном голосовании видно, что они по 60-70 штук написаны одной рукой, основания, указанные в заявлениях, заставляют усомниться в их правдивости. Поэтому, я считаю, что досрочное голосование нужно отменять, - высказал свое мнение Председатель Совета депутатов г.п. Видное Павел Грудинин, - Если власть постоянно будет заниматься фальсификацией выборов, делать так, чтобы люди не верили, что выборы на что-то влияют, будет пытаться ограничить права и полномочия местной власти, то будет получать тот результат, который получает сейчас. Если думать о будущем, надо менять систему. А если речь идет о сохранении власти для себя любимых, то можно идти по проторенному пути, но тогда скоро вообще никто ходить на выборы не будет, кроме бюджетников, которые стали «бюджетными рабами», обязанными прийти проголосовать за нужного кандидата».

Помощник депутата Мособлдумы Олег Дружинин отметил, что повышение явки на выборах прямо пропорционально влияет на легитимность выборов, отношение и доверие к ним избирателей:

- Многие из кандидатов, решивших принять участие в выборах, не преодолевают этап регистрации. Часто это связано с неправильной подачей документов. В связи с этим предлагаю закрепить за избирательными комиссиями, принимающими документы на регистрацию кандидатов, ответственность за правильность их составления, определить сроки, в которые они должны давать пояснения по неверно составленным документам. Такие действия позволят увеличить количество кандидатов, участвующих в выборах и возможно повысит явку.

В ходе круглого стола также выступили: заместитель Председателя Мособлдумы, руководитель фракции ЛДПР Кирилл Жигарев, заместитель Председателя Мособлдумы, руководитель фракции «Справедливая Россия» Игорь Чистюхин, руководитель регионального отделения партии «Яблоко» в Московской области Александр Гунько, президент Института Региональных Проектов и Законодательства Борис Надеждин, исполнительный директор Совета муниципальных образований Московской области Олег Иванов, депутат Мособлдумы от фракции «Единая Россия» Роман Горбунов, Председатель территориальной избирательной комиссии г.о. Электрогорск Александр Иванов, Председатель территориальной избирательной комиссии г.о. Шатура Юлия Лаврентьева, Председатель территориальной избирательной комиссии г.о. Серпухов Виктория Жарикова, Председатель участковой избирательной комиссии № 3537 г. Электросталь Марина Беляева.

По итогам круглого стола была выработана резолюция, в соответствии с которой разработан план мероприятий по совершенствованию избирательного законодательства. План касается ограничения досрочного голосования при проведении муниципальных выборов в субъектах, установления обязательств по предоставлению бесплатного эфирного времени для телевизионных или радио-дебатов зарегистрированным кандидатам в СМИ, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов.

После завершения Круглого стола была принята резолюция.

В единый день голосования 10 сентября 2017 года в Московской области проведены выборы глав и депутатов Советов депутатов муниципальных образований. Прошедшие выборы в Подмосковье показали, что законодательство о муниципальных выборах в Московской области динамично развивается. Обсудив итоги прошедших избирательных кампаний, а также рассмотрев проблемы, возникающие в ходе проведения муниципальных выборов, участники круглого стола предлагают:

Комитету по местному самоуправлению Московской областной Думы:
1. С учетом замечаний и предложений, поступивших в ходе обсуждения, доработать проект закона Московской области «О внесении изменений в Закон Московской области «О муниципальных выборах в Московской области».
2. Разработать проект законодательной инициативы Московской областной Думы по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по вопросам: установления дня голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления на март месяц; ограничения досрочного голосования при проведении муниципальных выборов в субъектах Российской Федерации; предоставления политическим партиям и общественным объединениям право отзыва членов избирательных комиссий, направленных в избирательную комиссию политическими партиями и общественными объединениями; установления обязательности предоставления бесплатного эфирного времени для телевизионных и (или) радиодебатов зарегистрированным кандидатам в средствах массовой информации, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.

Избирательной комиссии Московской области:
Рекомендовать разработать унифицированные требования к документам, представляемым в избирательную комиссию муниципального образования, при выдвижении и регистрации кандидатов от избирательных объединений на муниципальных выборах в Московской области.

Органам местного самоуправления Московской области:
1. Выделять специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка не позднее, чем за 30 дней до дня голосования. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям должна выделяться равная площадь для размещения печатных агитационных материалов;
2. Заблаговременно информировать избирателей о местах голосования;
3. Выделять помещения для участковых избирательных комиссий необходимой площадью, обеспечив возможность доступа в помещения для голосования маломобильным категориям граждан;
4. Привлекать к участию в избирательной кампании общественные организации, территориальное общественное самоуправление, старост.

Участковым избирательным комиссиям муниципального образования:
В период избирательной кампании усилить информационную работу с избирателями путем доведения до избирателя информации об адресе и номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне, месте и времени голосования.

Станут ли доступными муниципальные выборы в Московской области для кандидатов и избирателей?
Станут ли доступными муниципальные выборы в Московской области для кандидатов и избирателей?
Станут ли доступными муниципальные выборы в Московской области для кандидатов и избирателей?
Станут ли доступными муниципальные выборы в Московской области для кандидатов и избирателей?
Станут ли доступными муниципальные выборы в Московской области для кандидатов и избирателей?
Станут ли доступными муниципальные выборы в Московской области для кандидатов и избирателей?
Станут ли доступными муниципальные выборы в Московской области для кандидатов и избирателей?
Станут ли доступными муниципальные выборы в Московской области для кандидатов и избирателей?
Станут ли доступными муниципальные выборы в Московской области для кандидатов и избирателей?
Станут ли доступными муниципальные выборы в Московской области для кандидатов и избирателей?
Станут ли доступными муниципальные выборы в Московской области для кандидатов и избирателей?
Станут ли доступными муниципальные выборы в Московской области для кандидатов и избирателей?
Станут ли доступными муниципальные выборы в Московской области для кандидатов и избирателей?
Станут ли доступными муниципальные выборы в Московской области для кандидатов и избирателей?
Станут ли доступными муниципальные выборы в Московской области для кандидатов и избирателей?
Станут ли доступными муниципальные выборы в Московской области для кандидатов и избирателей?
Станут ли доступными муниципальные выборы в Московской области для кандидатов и избирателей?
Станут ли доступными муниципальные выборы в Московской области для кандидатов и избирателей?

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.



 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
На путях к 80-летию Великой Победы. История и современность

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Н.И. Васильев выступил на X (октябрьском) Пленуме ЦК КПРФ

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Зампред Мособлдумы Константин Черемисов: Сельскому населению постоянную заботу

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Состоялось заседание фракции КПРФ и 97 пленарное заседание Мособлдумы

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда