Выступление В.И. Кашина на научно-практической конференции по развитию рыбохозяйственного комплекса России

Пресс-служба ЦК КПРФ

Выступление Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина в Государственной Думе на научно-практической конференции на тему: «Правовое обеспечение развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации: прошлое, настоящее, будущее. К 15-летию принятия Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

В мероприятии, состоявшемся в Малом зале Государственной Думы, приняли участие заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации – Руководитель Федерального агентства по рыболовству И.В. Шестаков, Руководитель фракции политической партии ЛДПР В.В. Жириновский, вице-президент Российской академии наук А.В. Адрианов, Председатель Правления Ассоциации «ГКО «Росрыбхоз» В.Д. Глущенко, Президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Г.С. Зверев, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, а также руководители профильных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители отраслевых союзов, научного и экспертного сообщества – всего более 300 делегатов.

Выступление В.И. Кашина на научно-практической конференции по развитию рыбохозяйственного комплекса России
Выступление В.И. Кашина на научно-практической конференции по развитию рыбохозяйственного комплекса России
Выступление В.И. Кашина на научно-практической конференции по развитию рыбохозяйственного комплекса России

17 декабря 2019,
г.Москва,
Государственная Дума.

Уважаемые товарищи!

Тема сегодняшней научно-практической конференции позволила нам собрать представителей более 30 субъектов Российской Федерации, среди которых Приморский край, Камчатская, Сахалинская, Калининградская, Астраханская и Мурманская области, для которых рыболовство является приоритетной отраслью экономики. Участие крупного и малого бизнеса – промысловиков, производителей рыбной продукции, науки и профильных ведомств будет способствовать сегодня наиболее широкому обсуждению ситуации, сложившейся в отрасли в последние 15 лет после принятия базового Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Следует отметить, что Россия была и остается одной из ведущих морских, рыболовных держав. Все стратегические документы последних лет, включая Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, определяют обеспечение населения нашей страны качественной и безопасной отечественной рыбной продукцией как одну из важнейших задач рыбного хозяйства в Российской Федерации, а рыболовство вместе с аквакультурой можно рассматривать в качестве одного из основных факторов, обеспечивающих продовольственную безопасность страны.

При надлежащей государственной организации управления такими ресурсами обеспечиваются их устойчивый темп возобновления и рациональное использование нынешними и грядущими поколениями граждан России.

История отрасли имеет глубочайшие корни. Особое развитие она получила в годы Советской власти, когда наш рыбопромысловый флот осуществлял промысел в абсолютном большинстве морей Мирового океана. У нас было 7 тысяч судов: и крупнотоннажных, и среднетоннажных, и других классов.

Действовавшие в 50-е – 80-е годы ХХ столетия международные нормы в области рыболовства позволяли отечественному флоту наращивать объёмы вылова в необходимых стране количествах. В продовольственную корзину страны поступало почти в 7 миллионов тонн рыбы и рыбной продукции. В 1986 году Советский Союз вышел на добычу 11,3 млн. тонн рыбы, потеснив Японию с первого места по вылову.

В эти годы большое внимание в отрасли уделялось обеспечению промышленности стабильной сырьевой базой. Были развёрнуты научно-иcследовательские и поисковые работы по всему Мировому океану.

Осуществляемое в начале 90-х реформирование рыболовства, рост цен на топливо и другие виды снабжения судов, отсутствие оборотных средств, сокращение финансовой поддержки отрасли привели к росту экспорта рыбопродукции и потере части рыбопромыслового флота. Уже к середине 90-х годов по сравнению с серединой 80-х уловы в целом по России упали на 55%, производство пищевой рыбной продукции, включая консервы, сократилось на 42%.

Сегодня очевидна положительная динамика экономических показателей рыбохозяйственного комплекса. Объем вылова водных биоресурсов в 2018 году превысил 5,11 млн. тонн и стал рекордным за последние 25 лет.

Выступление В.И. Кашина на научно-практической конференции по развитию рыбохозяйственного комплекса России

Конечно, Дальневосточный и Северный рыбохозяйственные бассейны традиционно являются лидерами по объемам добычи (вылова) водных биоресурсов, но этот факт ни в коем случае не умаляет вклад и значение в развитие рыбного хозяйства других регионов – Волжско-Каспийского, Западного, Восточно-Сибирского и других бассейнов.

Для того, чтобы понять как мы движемся в вопросе повышения эффективности рыбохозяйственного комплекса, какими способами решать те задачи, которые перед нами поставлены Государственной программой развития рыбохозяйственного комплекса, в первую очередь, необходимо рассмотреть ситуацию с материально-техническим оснащением отрасли, основой которого является рыбопромысловый флот.

Выступление В.И. Кашина на научно-практической конференции по развитию рыбохозяйственного комплекса России

Рыбопромысловый флот составляет более 70 процентов основных производственных фондов отрасли и обеспечивает более 90 процентов общего вылова. На судах рыбопромыслового флота производится более 92 процентов общего объема мороженой продукции, более 96 процентов рыбной муки и около 15 процентов консервной продукции.

Раньше численность рыбопромыслового флота составляла 7 тысяч судов, сегодня мы видим цифру в 1,5 тысячи судов, основная часть которых сосредоточена в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне (71 процент), лишь 1 процент моложе 5 лет, остальные старше 25 лет.

За период с 2000 по 2018 год состав российских судов рыбопромыслового флота в количественном отношении сократился на 25 процентов. По оценкам отраслевых экспертов уже в 2020 году будет наблюдаться острая нехватка мощностей, что станет значимым ограничением в наращивании объема добычи (вылова) водных биологических ресурсов свыше 5 млн. тонн.

Что касается маломерных и среднетоннажных рыболовных судов, то только на юге и в центральном федеральном округе для замены флота необходимо построить около 120 новых судов, 100 из которых – это добывающие суда, и 20 судов – для обслуживания хозяйств марикультуры.

Необходима серьезная государственная поддержка в этом вопросе, так как самостоятельно рыбохозяйственные предприятия, осуществляющие рыболовство на Юге и в центральной части России, не смогут реализовать указанную потребность.

Та же ситуация с прибрежной рыбопереработкой, которая должна быть стимулом для рыбаков привезти рыбу на берег. Кроме того, развитие рыбоперерабатывающей инфраструктуры - одна из важнейших социальных задач в прибрежных регионах.

Вместе с тем холодильное оборудование складов сегодня изношено на 70-80%, дефицит площадей холодильного хранения в целом по России составляет около 1 млн. м² или около 600-700 тыс. тонн продукции.

Очевидно, что существующее состояние рыбоперерабатывающих мощностей не может не сказаться на качестве продукции, на потреблении рыбопродуктов населением России.

Как с такими показателями можно достигнуть задач, поставленных перед нами об удвоении экспорта, в том числе рыбной продукции?

Конечно, здесь следует отметить те рациональные шаги, которые были предприняты со стороны государства в решении вопроса обновления рыбопромыслового флота.

Благодаря изменению Закона о рыболовстве в 2016 году был введен механизм инвестиционных квот, реализация которого уже сегодня позволила предприятиям рыбохозяйственного комплекса приступить к строительству 21 берегового рыбоперерабатывающего предприятия и 33 судов рыбопромыслового флота.

Вообще, говоря о законодательном обеспечении развития рыбной отрасли, следует отметить, что за 15 лет в целях совершенствования Закона о рыболовстве было принято 30 Федеральных законов, в общей сложности было внесено более 800 поправок, большая часть которых носила существенный характер.

Выступление В.И. Кашина на научно-практической конференции по развитию рыбохозяйственного комплекса России

В период с 2008 года по 2015 год менялись основные понятия (рыболовство, общий допустимый улов, квота добычи (вылова) водных биоресурсов и др.), были определены рыбохозяйственные бассейны, введены положения о правилах рыболовства, введен долгосрочный период закрепления долей квот добычи (вылова), введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию рыболовных сетей из синтетических материалов, электроловильных систем, рыбаков обязывают доставлять уловы водных биоресурсов на таможенную территорию, запрещают осуществлять рыболовство иностранными лицами, а также на иностранных судах.

В 2016 году Федеральным законом № 208-ФЗ вводятся исключительно важное изменение, касающиеся запрета на использование дрифтерных сетей при осуществлении рыболовства, также предусматривается допуск всех желающих лиц к аукционам на право заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) анадромных видов рыб.

С 1 января 2019 года вводится фактически обновленная система государственного управления водными биологическими ресурсами, механизм инвестиционных квот, который является новой мерой государственной поддержки и призван исправить сложившийся негативный сценарий с состоянием рыбопромыслового флота.

Законом были введены именно экономические рычаги и механизмы повышения эффективности использования водных биоресурсов.

Особо значимым достижением в развитии рыбной отрасли стало принятие в 2013 году Федерального закона об аквакультуре.

Закон явился отправной точкой для перехода российской аквакультуры в новое правовое поле. Он оказался на стыке рыбного и сельского хозяйства, объединив водные, земельные и живые биологические ресурсы.

В декабре 2018 года принят Федеральный закон № 475-ФЗ «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», работа над которым велась с 2013 года.

Любительское рыболовство является самым массовым увлечением, связанным с активным отдыхом на природе. По экспертным оценкам любительским рыболовством занимается от 10 до 20% населения нашей страны, то есть численность рыбаков-любителей составляет от 15 до 25 миллионов человек.

Несмотря на мнение о второстепенности этого вида рыболовства и доминирующую ориентацию только на коммерческий промысел, любительское рыболовство способно играть более весомую роль в создании социального фона в регионах страны.

Несмотря на впечатляющие темпы развития законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов многие проблемы отечественной рыбной отрасли имеют давнюю историю и системный характер и говорить об их окончательном решении пока преждевременно.

Залогом эффективной работы рыбохозяйственного комплекса и системы государственного управления водными биологическими ресурсами является научное обеспечение деятельности рыбного хозяйства.

В настоящее время это 13 отраслевых научно-исследовательских институтов: 106 докторов наук, 682 кандидата наук, 31 профессор и 125 доцентов.

В настоящее время можно констатировать, что длительное время не проводятся исследования в перспективных районах для отечественного рыболовства, в первую очередь в Антарктике, где имеется значительный недоиспользуемый запас криля, а также в Юго-Западной Атлантике (кальмар) и южной части Тихого океана (ставрида). Россия ежегодно теряет свои позиции в конкурентной борьбе за мировые рыбные ресурсы, которые являются одним из важнейших резервов для наращивания объемов добычи (вылова).

Одним из факторов, не позволяющих расширить исследования, является нехватка научно-исследовательских судов и выход из строя существующих судов из-за большого физического износа, что в итоге приводит к недолову около 250 тыс. тонн различных видов водных биологических ресурсов, включая минтай и сельдь.

Общее количество судов в 2019 г. составляет 18 единиц, средний возраст – 26 лет. Все суда выработали установленный срок эксплуатации. Эффективное научное обеспечение отрасли может быть достигнуто путем выделения средств из федерального бюджета Российской Федерации для строительства не менее 9 научно-исследовательских судов, в том числе 3-х крупнотоннажных ледового класса, а в соответствии с экспертной оценкой минимальная стоимость одного научного судна составляет 3 млрд. рублей. Несложно посчитать в каких объемах необходимо минимальное дополнительное бюджетное финансирование.

Выступление В.И. Кашина на научно-практической конференции по развитию рыбохозяйственного комплекса России

Законом о федеральном бюджете на 2020 год финансирование на науку предусмотрено в размере 6, 5 млрд. рублей, а в 2021 и в 2022 годах меньше 5 млрд. рублей, тогда как по экспертным оценкам дополнительный объем средств федерального бюджета, составляет не менее 1,5 млрд. рублей ежегодно.

Если ситуация не изменится, то рыбохозяйственную науку ждет в ближайшей перспективе негативный сценарий развития.

Далее хотелось бы остановиться на кадровом обеспечении рыбной отрасли.

В настоящее время в рыбном хозяйстве задействовано более 135 тысяч человек. Здесь, конечно, необходимо отметить социальную направленность наших рыболовецких колхозов и прудовых хозяйств аквакультуры, которые не имея больших объемов получаемой рыбной продукции, порядка 150-200 тонн, тем не менее помогают существовать целым деревням.

Для того, что рыбное хозяйство эффективно функционировало и наращивало объемы производства, в нем должны быть задействованы высокопрофессиональные кадры.

В нашей стране осуществляется подготовка кадров более чем по 120 направлениям и специальностям высшего и среднего профессионального образования (сельское и рыбное хозяйство, морская техника, связь, машиностроение и др.).

Общий контингент обучающихся в образовательных учреждениях Росрыболовства составляет более 37 тыс. человек, за счет средств федерального бюджета обучается более 12 тыс. человек.

Выступление В.И. Кашина на научно-практической конференции по развитию рыбохозяйственного комплекса России

Но растить высокопрофессиональные кадры в существующих условиях обучения сложно, большая часть учебных корпусов и общежитий построены в 50-60-х годах XX века и требуют незамедлительной реконструкции,

На протяжении многих лет практически не выделялись финансовые средства на оснащение лабораторной базы, учебно-производственных мастерских и тренажеры для подготовки плавсостава.

В настоящее время при реальной потребности на обеспечение питанием, обмундированием, ремонт и строительство учебных корпусов и общежитий в 1 млрд. рублей ежегодно, расходы бюджета составляют не более 50%. В результате курсанты вместо трех раз обеспечены только одноразовым питанием, обмундирование приобретается за собственные средства.

Только в 2020 году дополнительная потребность в бюджетном финансировании составляет почти 2 млрд. рублей, а значит перспективы у кузницы кадров в рыбохозяйственной сфере крайне плачевные и это не только проблема Росрыболовства и Минсельхоза России, это наша общегосударственная задача – обеспечить такие условия обучения, при которых каждый потенциальный воспитанник, ученик, курсант будет с гордостью говорить о своих планах стать работником рыбного хозяйства. Учитывая, что организации, задействованные в рыбном хозяйстве, сегодня имеют стабильные условия работы и прибыль от осуществляемой деятельности, то целесообразно рассмотреть, в том числе и в законодательном плане, вопрос о том, чтобы рыболовецкое бизнес-сообщество также взяло на себя обязательства по содействию в обучении нового кадрового состава рыбохозяйственной отрасли.

Следующая проблема, это конечная стоимость рыбной продукции, та сумма, которую должен заплатить конечный потребитель за рыбу. Сегодня потребление рыбной продукции достигла 21 кг на 1 человека в год при норме 22 кг, но насколько объективна цена на то, что мы покупаем? Мы проанализировали порядок цен на рыбную продукцию, мясо и птицу в разрезе 90-х годов и в настоящее время.

Выступление В.И. Кашина на научно-практической конференции по развитию рыбохозяйственного комплекса России

В 1991 году мороженная рыба стоила в пять раз дешевле говядины, сегодня это совсем другое соотношение рыбная продукция стоит не меньше мяса птицы. А по отношении к говядине и свинине дешевле всего на два порядка. То есть цена на рыбу достаточно высокая, но анализ структуры такой цены показывает, что рыбак на берег поставляет продукцию в 2-5 раз дешевле, чем она в итоге стоит в магазине. Раньше, для примера, наценка составляла не больше 15%, а сейчас разница в стоимости различается в разы, такая же проблема существует и в целом сельском хозяйстве на продукцию сельскохозяйственного назначения, на товары первой необходимости - молоко, мясо, хлебобулочные изделия.

Труд рыбака в конечном продукте составляет не более 10%, а по отдельным видам продукции составляет всего 6-8%, а ведь за этими цифрами стоит не только труд товаропроизводителя, но и решение проблемы импортозамещения, продовольственной безопасности.

Еще много лет назад был разработан и внесен законопроект, регулирующий механизм формирования наценки, который предполагает, что в конечной цене продукции рыбака, как и крестьянина, их доля должна составлять не менее 50%, остальные 50% - это переработка и торговля. Многие страны так делают, и в Советском Союзе это было, надо вернуться к указанному законопроекту и общими усилиями добиться его рассмотрения в ближайшей перспективе.

Что касается аквакультуры, то все мы прекрасно понимаем, что дальнейшее серьезное увеличение производства рыбопродукции в России возможно за счет развития аквакультуры.

Вместе с тем товарная аквакультура по-прежнему занимает относительно невысокое место в производственной и экономической структуре рыбохозяйственного комплекса. Несмотря на опережающие темпы среднегодового роста производства - порядка 15 процентов в течение последних 5 лет - доля товарной аквакультуры в общем объеме предложения рыбной продукции остается на низком уровне всего 3,7 процента или 239 тыс. тонн в 2018 году.

Выступление В.И. Кашина на научно-практической конференции по развитию рыбохозяйственного комплекса России

С законодательной точки зрения созданы все условия для успешного, прогрессивного развития аквакультуры в стране, включая повышение эффективности реализации государственной политики в области развития аквакультуры, привлечение инвестиционных ресурсов, увеличение занятости трудоспособного населения и улучшения социальной обстановки в регионах.

Вместе с тем, до сих пор эффективно не работают основные направления государственной поддержки аквакультуры (рыбоводства) как одного из важнейших направлений сельскохозяйственной деятельности.

Что касается искусственного воспроизводства, то в 2018 году объемы выращенной и выпущенной молоди превысили 9,9 млрд шт.

Вместе с тем, объемы выпусков за счет собственных средств в отчетном году снизились на 12,4 %, а объемы выпуска молоди лососевых сократились на 19 %, а запланированные выпуски в объеме 23,5 млн шт. молоди в целях компенсации ущерба в 2018 году выполнены только на 57 %.

Выступление В.И. Кашина на научно-практической конференции по развитию рыбохозяйственного комплекса России

В целом, рассматривая проблему финансового обеспечения отрасли, очевидно, что средства, предусмотренные государственной программой на развитие аквакультуры, не могут быть признаны достаточными в текущей ситуации. Необходимы дополнительные ассигнования на развитие аквакультуры, в том числе на субсидирование процентных ставок, экономически значимые региональные программы, а также экосистемные исследования по подпрограмме «Развитие аквакультуры».

Также существенными причинами, сдерживающими развитие аквакультуры в Российской Федерации, является дефицит в качественном отечественном рыбопосадочном материале, импортозависимость по кормам для аквакультуры, недостаток квалифицированных специалистов - рыбоводов с профильным образованием.

По прежнему, остро стоит проблема сохранения племенных рыбоводных хозяйств. За последние годы прекратили свое существование многие рыбхозы, племенная продукция которых на протяжении многих лет отличалась высоким качеством.

Современная племенная база рыбоводства, включая селекционные достижения, племенные рыбоводные хозяйства, научное и информационное обеспечение во многом определяет нынешние объемы производства товарной рыбоводной продукции, но значительно уступает потенциальным потребностям развития сельскохозяйственного рыбоводства Российской Федерации.

Нельзя не отметить проблемы, возникающие в области охраны водных биоресурсов.

Несмотря на принимаемые органами государственной власти меры незаконная (браконьерская) добыча водных биоресурсов остается на высоком уровне.

Например, только в Волжском бассейне к настоящему времени потеряны естественные нерестилища русского осетра на 80%, севрюги – на 40 %, белуги – на 92%. Некоторые виды рыб, например, волжская сельдь, полностью исчезли.

Ущерб от преступных посягательств на водные биоресурсы только в 2018 году превысил 1,1 млрд. рублей.

Это связано с недостаточностью кадрового состава, а также из-за устаревшей материально-технической базы, недостаточной координации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль в области рыболовства.

В 2017-2018 годах обеспеченность территориальных управлений Росрыболовства горюче-смазочными материалами составляла около 30% от реальной потребности.

При этом в рамках Государственной программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса" на реализацию соответствующей подпрограммы "Охрана и контроль" заложен наименьший объем бюджетного финансирования. В 2019 году 1515871,8 тыс. рублей, а в 2020,2021 году финансирование вернется на уровень 2017-2018 годов и составит 934978,3 тыс. рублей и 950804 тыс. рублей соответственно.

И это при том, что по экспертной оценке в самое ближайшее время необходимо осуществить приобретение более 400 единиц судов, моторных лодок, катеров, более тысячи единиц автомобилей повышенной проходимости, вездеходов, снегоходов.

Далее следует отметить, что расчетная потребность инспекторского состава составляет около 5,5 тыс. человек, а фактически работает около 2,5 тыс. инспекторов.

Так, в 2017-2018 годах плановыми проверками Росрыболовства охвачено только 10% хозяйствующих субъектов, соблюдение правил рыболовства контролировалось только на 36% поднадзорной территории.

Вместе с тем зачастую инспектора лесного надзора и охотничьего надзора, нередко фиксируют признаки правонарушений в области рыболовства, но не имеют права принимать меры в отношении нарушителей.

Необходимо в ближайшее время законодательно наделить перекрестными полномочиями инспекторов рыбоохраны, охотничьего надзора и лесного надзора.

Подводя итог, следует отметить, что согласно последним указам Президента Российской Федерации, мы должны в ближайшей перспективе обеспечить экспорт в рамках агропромышленного комплекса не менее 40 млрд. долларов при существующем объеме в 20 млрд.долларов. Сегодня вклад рыбной отрасли в этот объем составляет не менее 5 млрд. и должен быть удвоен. Также стоит задача по увеличению валовой добавленной стоимости до 418 млрд. рублей за счет развития производства продукции глубокой переработки, достижению реальных показателей среднедушевого потребления рыбопродуктов в домашних хозяйствах Российской Федерации в объеме не менее 22 кг в год.

Указанные задачи требуют крайне продуманной и действенной системы государственного управления водными биоресурсами.

Среди основных эффективных мер необходимо отметить уход от сырьевой направленности экспорта, наращивание объемов производства продукции с высокой добавленной стоимостью, обеспечение достаточного финансирования в рамках Государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса» научных исследований в области рыболовства и аквакультуры, обновление рыбопромыслового флота и производственных мощностей, обеспечение законодательного регулирования формирования торговой наценки на рыбную продукцию, сохранение исторического принципа распределения водных биологических ресурсов, зарекомендовавшего себя, как оплот стабильности и уверенности в завтрашнем дне для рыбаков. Все эти направления должны быть реализованы в самые кратчайшие сроки.

Таким образом, очевидно, что в ближайшей перспективе предстоит большая и плодотворная работа на всех уровнях и ветвях государственной власти совместно с учеными, экспертами и бизнес сообществом в интересах нашей страны и отечественного потребителя.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также
Память о Ленине вечна!
Фрязинский ГК КПРФ и ГК ЛКСМ Фрязино провели торжественный митинг и возложили цветы к подножию памятника В.И. Ленину.

В Воскресенске прошла отчетно-выборная конференция местного отделения КПРФ
Секретарь Московского обкома КПРФ, главный редактор газеты «Подмосковная правда» Сергей Стрельцов принял участие в работе отчетно-выборной конференции Воскресенского ГК КПРФ.

Лучше поздно, чем никогда!
Несколько лет подряд депутат Совета депутатов от КПРФ Иван Политаев выступал с инициативой ввести меры социальной поддержки для педагогического состава городских школ.





 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: С КПРФ - к новым вершинам в науке!

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Депутат Государственной Думы Николай Васильев принял участие в Конференции «Кондитерские изделия XXI века»

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
День космонавтики

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме Александр Наумов провел прием граждан в Видном

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: памятник Ленину в Ларцевых Полянах давно требует реставрации


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда