Регионы стали одинаково бедными

25150

2009-12-20 11:19
Леонид Говоров
Кирилл и Мефодий

Как выясняется, зияющие дыры в региональных бюджетах далеко не всегда являются следствием объективных трудностей, вызванных кризисными явлениями в российской экономике. Зачастую они возникают вследствие безынициативности, иждивенческих настроений, а то и откровенной беспечности со стороны элит субъектов Федерации, пишет «Кирилл и Мефодий».

В качестве показательного примера можно привести следующий факт. Некоторые регионы, которые имеют бюджетный дефицит и могли бы, следовательно, рассчитывать на финансовую помощь со стороны федерального центра, так и не удосужились разработать и утвердить свои антикризисные программы. Что, в свою очередь, приводит к срывам в выделении госпомощи.

Понятно, что в конечном итоге за безалаберность местного руководство придется отвечать рядовым гражданам, которые позже испытывают все прелести проживания в регионе с секвестированными расходными статьями бюджета. И хотя некоторые эксперты объясняют такое парадоксальное (если не сказать больше) поведение местных властей их необоснованным оптимизмом по поводу дальнейшей динамики социально-экономической ситуации в подведомственных им регионах (дескать, многие субъекты РФ подумали, что кризис закончится уже в следующем году), в это все же достаточно трудно поверить.

Или другой пример. Как пишет «Независимая газета», на реализацию антикризисных мер в бюджете-2009 было выделено более 1,27 трлн рублей. Из которых по состоянию на последнее время было освоено лишь 758,7 млрд. (или 75,6%). Конечно, неповоротливость федерального бюрократического аппарата, который принимает решение о выделении средств в регионы, уже давно стала притчей во языцех. Однако без «содействия» со стороны региональных чиновников в этом вопросе тоже явно не могло обойтись.

Вместе с тем уже сейчас понятно, что финансовая помощь центра была бы точно нелишней для подавляющего большинства российских территорий. По данным Минфина, на 1 октября текущего года большинство субъектов РФ имеют профицитные бюджеты (примерно 220 млрд рублей). Однако, как заметил заместитель руководителя департамента межбюджетных отношений Минфина Олег Безжаев, уже в следующем году консолидированный дефицит бюджетов субъектов РФ может превысить 300 млрд рублей.

В самом сложном положении окажутся свыше 300 потенциально проблемных моногородов. Как заявил глава Минрегиона Виктор Басаргин, в 40 из них требуется «определенное вмешательство государства с точки зрения реализации совместных программ». К числу «самых критических» Басаргин отнес, прежде всего, Пикалево, Байкальск, Светлогорск.

Директор Центра социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН Сергей Валентей лтмечает, что нужно различать антикризисную программу и программу развития региона в целом. Что касается последних, то они существуют. Другое дело, какого они качества. Я считаю, что существующий подход нужно менять. Во-первых, следует говорить о низком уровне подготовке кадров, которые эти программы готовят. Причем, как в регионах, так и в центре. Их практически нет. В течение 15 «замечательных» лет реформ мы почти полностью уничтожили такую дисциплину, как экономическая география. Она, конечно, преподается в вузах, но у меня даже в школе был серьезнее учебник по этому предмету, чем нынешние вузовские пособия (я конечно, несколько утрирую, но общая суть такова).

Я считаю, что регионам в этом вопросе нужно оказать помощь. Центр должен разработать методологию подготовки такого рода антикризисных программ. Для того, чтобы появились требуемые для их составления интеллектуальные ресурсы, нужно обучать людей в регионах. Это должен быть специалист со стажем подготовки в 10–15 лет. Кроме того, он должен иметь соответствующую практику. И всего этого нам не хватает.

Еще одна проблема состоит в том, что поскольку регионы разные, то у них должны быть и разные программы. Но механика их подготовки примерно одинаковая. Во-вторых, нужно решить вопрос, за что, собственно, отвечает сам регион. Вчера на заседании Совета Федерации выступал человек из Ивановской области. Им дали исполнительные полномочия, а средств под них выделить «забыли». Говорят, «потом дадим». В общем, возвращается практика нефинансируемых мандатов.

Вместо этого нужно четко разделить полномочия между центром и регионами. А для этого нужна правильная государственная региональная политика. Чтобы было понятно, кто и за что отвечает – государство, субъект Федерации и муниципалитет. Та система межбюджетных отношений, которая существовала в нашей стране в течение последних 10 лет, была направлена на то, чтобы как-то распределить средства, чтобы были решены социальные программы. В итоге мы пришли к равенству в бедности. Регионам стало просто невыгодно зарабатывать деньги — все равно потом заберут. Поэтому нужно менять всю стратегию, считает Валентей.



Все статьи раздела "Единоросы "кошмарят" страну: план Путина в действии"

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
  • Вконтакте
  • Комментарии: 0
  • Facebook:
Ваше имя:
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код:
Читайте также
В Серпухове закончилось голосование
112 избирательных комиссии закрывают свои двери для избирателей и приступают к подсчету голосов.

«Законодательные аспекты рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения»
Доклад В.И. Кашина на расширенном заседании Научно-экспертного совета Комитета ГД по аграрным вопросам.

В Подмосковье открылся VIII (июньский) Пленум ЦК КПРФ
В Подмосковье открылся VIII (июньский) Пленум ЦК КПРФВ Пленуме приняло активное участие Московское областное отделение КПРФ: секретари МК КПРФ, первые секретари городской и районной партийных организаций.


 

Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: Энерговооруженность АПК. Реальность и перспективы

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Павел Грудинин: «Коллектив настроен биться до последнего»

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Кому и зачем понадобилась пенсионная реформа?

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Налоги против народа

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, Председатель Комитета по местному самоуправлению Мособлдумы
Пить ли детям молоко!? Будет ли в школах безопасное питание?

Сергей СОСУНОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Власть и мусор: жителям Подмосковья пообещали «генеральную уборку». Чего ожидать?


 

 

контакты

Телефоны:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57
Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Все данные

Отделения КПРФ в Московской области:

партийная пресса

  • "Подмосковная правда", МК КПРФ
  • "На русском рубеже", г.Щелково
  • Газета "Советская Коломна"
  • Газета "Позиция", г.Королев

 

  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда