Руководство страны взяло курс на модернизацию страны, которая, по замыслу, должна коснуться всех, без исключения, сфер жизни и деятельности общества. Вряд ли сегодня остались сомнения, что Россия, как никогда, приблизилась к тому рубежу, когда от правильности выбора пути дальнейшего развития зависит судьба государства и его граждан. Ответы и рецепты не могут быть найдены в "чиновничьих кабинетах" - времени на раскачку у нас не осталось.
КПРФ поддерживает курс на модернизацию, но мы считаем, что сегодня обновление страны тормозит сложившаяся политическая система, вопиющее неравенство, отсутствие у власти стратегического мышления. Нет понимания, что в первую очередь нужно развивать робототехнику, приборостроение, станкостроение, электронную промышленность, но зато много рассуждений о "прорывных технологиях", которые почему-то оторваны от реального производства... Ясно, что без восстановления высокотехнологичных отраслей производства никакая модернизация невозможна. Но компрадорской буржуазии, живущей за счет продажи наших сырьевых ресурсов, нет никакого дела и интереса развивать, модернизировать промышленную базу России, инвестировать в нашу науку и НИОКР. Зачем? Все их "активы", включая семьи, уже давно за рубежом, а недра наши еще дают газ и нефть. Вот почему наша партия выступила с идеей социалистической модернизации
Чтобы экономика страны смогла перейти на путь модернизации и инновационного развития, нам необходимо выработать условия и механизмы, опираясь на которые и можно совершить такой рывок. Новые задачи по обеспечению модернизации отечественной экономики стоят сегодня не только перед учеными, отраслевиками и бизнесом, но и перед законодателями.. На сегодняшний день отсутствует необходимая для реализации этих планов единая правовая база. Одним из таких "механизмов" и будет новый федеральный закон "О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации", который внесен в Государственную Думу и будет обязательно рассматриваться в весеннюю сессию.
На очередном заседании Консультативной группы Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России состоялось обсуждение концептуальных подходов к законодательному регулированию отношений в сфере инноваций и инновационной деятельности.
Хочу напомнить, что на протяжении последних 10 лет в недрах разных коллективов и учреждений разрабатывались "свои" варианты и модели рамочных законопроектов, но, реально к первому чтению подготовлен только этот, о котором я говорю. Законопроект является базовым для принятия целого комплекса новых норм.
Мы столкнулись с тем, что на уровне Российской Федерации и уровне субъектов Российской Федерации во многих законодательных и нормативных актах встречаются многочисленные ссылки на инновационную деятельность и инновационные отношения. Однако до сих пор является весьма затруднительным определить, какой именно вид деятельности считать инновационным. Т.ч. одной из основных задач, стоявших перед нами было определение с терминологией в отношении инновационной деятельности.
В законе под инновационной деятельностью понимается деятельность с момента создания результатов научной или научно-технической деятельности (инноваций) до момента выпуска инновационной продукции. Субъектом государственной поддержки является физическое или юридическое лицо при наличии его вклада в создание инновационной продукции.
В настоящее время у нас нет норм права, на основании которых государство могло бы стимулировать и поощрять инновационную деятельность, а крупный бизнес был бы уверен в экономической целесообразности своих инвестиций в модернизацию. Поэтому, "правила игры" должны быть. Пусть они на первом этапе будут несовершенны, но ведь отталкиваться от чего-то базового необходимо.
Государственная поддержка инновационной деятельности включает в себя налоговое и таможенное стимулирование, финансовую, организационно-правовую и информационную поддержку.
Так, в уже имеющихся механизмах налогового и таможенного стимулирования, содержащихся в соответствующих кодексах и имеющих конкретных адресатов, не названы субъекты инновационной деятельности. При размещении государственных и муниципальных заказов не учитывается инновационная направленность заявок. Кроме того, в законе не определены полномочия и функции органов государственной власти и порядок их взаимодействия в области поддержки инновационной деятельности. Последнее особенно важно, учитывая то, что инновационная деятельность предполагает поддержку со стороны органов власти всех уровней – Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, поскольку эта деятельность осуществляется в пределах определенных территорий, например, в наукоградах.
Господдержка будет оказываться не всем субъектам инновационной деятельности, а только тем, которые будут отвечать жестким требованиям, установленным в законе, что предотвратит «уравниловку» и неэффективное использование государственной помощи.
Наша партия считает, что роль государства в претворении в жизнь глобальных инновационных проектов должна быть определяющей, т.к. бизнес, частные инвесторы и предприниматели не смогут скоординировать инновационный проект с глубокой проработкой и большим привлечением научных изысканий. Именно государство должно стоять во главе крупного проекта, как это было в советское время с развитием космоса, атомной энергетикой, ПВО, жестко его контролировать и нести ответственность.
Я предвижу бурное обсуждение законопроекта в Госдуме - концепций и мнений взаимоисключающих друг друга много. Например, определения инновационной деятельности, сформулированные в проекте нового ФЗ, отличаются от определений, данных в проекте стратегии инновационного развития РФ до 2020 года ("Инновационная Россия-2020"), подготовленном Министерством экономического развития РФ. Но очень хотелось бы надеяться, что обсуждение все-таки закончится принятием закона и мы в очередной раз не погрязнем в теоретизированиях. Времени на это у нас уже нет.
Пока мы в Госдуме на протяжении всего созыва обсуждаем возможность внесения таких законопроектов, наши регионы уже приняли свои законы и успешно по ним работают. Так, наша Московская область стала первым регионом страны, в котором принят закон, регулирующий политику органов государственной власти в инновационной сфере. В документе определены ключевые понятия и установлены четкие правила игры для бизнесменов, которые собираются работать в этой сфере.