В минувшую пятницу, 3 июня, в подмосковном Троицке прошло заседание Лебедевского клуба (площадка, созданная по инициативе администрации в марте с.г., на которой представители общественных и политических организаций, жители Троицка обсуждают Программу развития города. - Ред.), посвященное реформе образования и обсуждению двух новых законопроектов, первый из которых предложен Министерством науки и образования, возглавляемом А. Фурсенко, а второй – альтернативный, разработанный фракцией КПРФ в Государственной Думе совместно с общественным движением «Образование без границ».
В заседании клуба приняли участие директора школ, преподаватели вузов, ученые, представители общественности, глава города Троицка В.В. Сиднев, первый секретарь горкома КПРФ Ю.Л. Капитульский. Гостем городского форума стал секретарь МК КПРФ, кандидат социологических наук, доцент РУДН, депутат Мособлдумы Александр НАУМОВ, который и выступил с докладом о состоянии образования в России и альтернативном законе об образовании, разработанном фракцией КПРФ:
«Закон об образовании определяет будущее страны, динамику развития экономики, науки, социальной сферы, от него зависит развитие человеческого потенциала, по которому Россия скатилась в шестую десятку стран. В этой связи он актуален для всего общества, всех социальных групп населения, всех сфер общественной жизни.
Законопроект, предложенный КПРФ, вобрал в себя все лучшее из советской школы, мирового опыта и предыдущих законов, касающихся системы образования. В отличие от законопроекта, предложенного правительством, который, по сути, выхолащивает систему образования и лишает молодежь социальной перспективы, предложения КПРФ являются ответом на вызовы времени и закладывают правовую основу для подъема науки, развития экономики и социальной сферы. Законопроект, предложенный коммунистами, гарантирует получение детьми и молодежью бесплатного среднего и профессионального образования, обеспечивает доступность единого высшего образования, не разделенного Болонской системой на два отдельных коридора (бакалавриат, магистратура. - Ред.).
Правительственный проект существенно ограничивает получение детьми качественного среднего образования, в разы снижает творческие возможности школьников и реализацию присущего детям поискового, исследовательского потенциала. Фурсенковский закон ограничивает доступность полноценного высшего и дополнительного образования. Принятие правительственного закона об образовании нанесет непоправимый ущерб нашей науке - и так в результате либеральных реформ мы скатились с лидирующих позиций, на которых находилась советская наука. В 2009 году научные публикации наших ученых от всех изданных в мире трудов составили всего 2,6%, в то время как вклад Индии составил 3%, а Китая - 8,4%.
Троицк, по праву являясь наукоградом, смог сохранить научную базу и, несмотря на уменьшение числа ученных, остаться одним из самых серьезных мозговых центров. В Московской области сохранились научные базы и научные школы во многих городах. Они охватывают практически весь спектр научных знаний. Здесь можно говорить о Королёве, Фрязино, Черноголовке, Жуковском, Пущино и многих других городах, располагающих богатейшим научным потенциалом. Именно в развитие этих центров правительству необходимо вкладывать деньги, а не в мифическое Сколково. Предлагаемый КПРФ проект закона об образовании определяет перспективу развития нашего общества и дает импульс для инноваций, для модернизации, для возрождения экономики нашей страны».
Развивая тему, Александр Наумов отметил: «Правительственный законопроект усугубляет катастрофическое состояние образования. В результате за годы разрушительных реформ Россия лишилась 19 тысяч школ, а за последние три года было ликвидировано 4 тысячи школ. Этот процесс правительство РФ называет оптимизацией, в это же время почти 2 млн детишек не ходят в школу, на этот вопиющий факт наши оптимизаторы закрывают глаза. В сельских школах учатся 4,2 млн ребят из 13,4 млн. Многим из них предлагается ездить за 30-40 км, так как их школа в родном селе, по мнению чиновников, нерентабельна. Бюрократией и «партией власти» с корнем вырываются из русской деревни ростки культуры, перспективы на будущее.
Законопроект КПРФ сохраняет и развивает сельскую школу. Мы предлагаем финансировать школу не только по душевому принципу, но и на 30% по нормативному. Тогда малокомплектные школы смогут давать ученикам необходимый багаж знаний. На встречах с педагогическими коллективами нам постоянно задают вопрос: объясните, почему нам говорят, что средняя зарплата в школах Московской области около 24 тысяч рублей. Но на деле учитель высшей категории получает всего 16 тысяч, а молодой педагог - 7-8 тысяч рублей. Получается, статистика лукавит и меряет «среднюю температуру по больнице», суммируя и зарплаты чиновников от образования, и сверхнормативные переработки учителей, и многое другое.
Коммунисты предлагают установить зарплату учителей выше, чем в среднем по промышленности в регионе. Не только сохранить имеющиеся у работников образования льготы, но и расширить их перечень. Учитель должен быть уверен в своем будущем, чтобы качественно передавать знания, умения и навыки ученикам. Мы предлагаем приравнять пенсию учителя к пенсиям госслужащих.
Премьер-министр на недавнем съезде Всероссийского педагогического совета заявил: мол, не беспокойтесь, образование у нас будет бесплатным, а школьники будут изучать и математику, и историю, и литературу. ЕГЭ будем совершенствовать, учителям повысим зарплату. В общем, все будет хорошо. Получается удивительная ситуация: мордовали-мордовали школу, а как приблизились выборы в Федеральное Собрание РФ и Президента, вспомнили о проблемах учителей. Прогноз на будущее для педагогического сообщества выглядит неутешительно. Выборы пройдут. Об обещанном будет забыто. А затем продолжится «оптимизация» образования и других сфер нашей жизни... Но это лишь в том случае, если партия «Единая Россия», фактически обслуживающая олигархо-бюрократическую систему, сохранит большинство в Госдуме.
Но Путин ничего не сказал о том, что пресловутый ФЗ № 83 необходимо немедленно отменить. Он ничего не сказал об изменении отношения к стандартам.
В то же время законопроект, внесенный КПРФ, предлагает изменить отношение к стандартам образования. Они должны опираться на структуру нашего исторического опыта и нашего образования.
ЕГЭ, основанный на тестировании и тестообразующих заданиях, подвергается критике со стороны и педагогического сообщества, и ректоров вузов, и родителей. Запад, на который равняются наши либералы, отказывается от этой системы как тормозящей развитие творческого мышления. Минобрнауки с настойчивостью, достойной лучшего применения, настаивает на сохранении ЕГЭ, им вторит премьер, заявляющий: «Мы будем совершенствовать единый экзамен, то есть мы будем совершенствовать тесты». Наш законопроект предлагает сохранить традиционный экзамен и оставить ЕГЭ по выбору для желающих. Реформаторы образования с их угадайкой уже добились того, что, по данным социологических опросов, 28% молодежи уверены, что Солнце вращается вокруг Земли. Это факт нашего сегодняшнего образования.
Система двухуровневого высшего образования (разделение на бакалавров и магистров) значительно ослабляет профессиональную подготовку специалистов. В результате на 40% снижена нагрузка по специальным дисциплинам. Коммунисты предлагают отменить искусственное разделение и готовить полноценных специалистов.
На сегодняшний день произошло разрушение начального профессионального образования. Не хватает специалистов по основным профессиям. Коммунисты предлагают возродить систему средне-специального образования, наполнить производство своими специалистами, только в этом случае можно будет говорить об инновациях, нанотехнологиях и модернизации. Коммунисты выступают за бесплатное и доступное образование для всех!» - подвел итог своего выступления Александр Наумов.
В ходе развернувшейся интересной дискуссии выступили глава города Троицка В.В. Сиднев, профессор В.Ф. Шарков, директор «Байтика» Т.П. Кузькина, депутат горсовета Е.И. Киревнина.
В общем, состоялся интересный и крайне важный как для Троицка, так и для будущего страны разговор, в котором коммунисты донесли до научного сообщества свою позицию.