Есть в Подмосковье чудесный город - Железнодорожный. В новой России он обрел новую жизнь и буквально расцвел за последние 10 лет: в каждом дворе есть детская площадка, в каждом микрорайоне появились бульвары, в любое место можно дойти по сухому брусчатому тротуару, современные многоэтажки лесом поднимаются в небо, да и люди стали как будто моложе и энергичнее...
Сегодня в России более 70% населения проживает в городах. Большая часть нашей жизни связана с городом. Важно понимать, что мы сильно зависим от этой среды, и любая мелочь может оказать существенное влияние на каждого человека, находящегося в ней.
Когда идет активное жилищное строительство, люди переезжают из ветхого дома в новую квартиру, обновляется инфраструктура, расширяется сеть социально-культурных объектов, пополняется человеческий капитал города. Рост численности населения стимулирует предпринимательскую активность. Все это, как по учебнику, происходит в Железнодорожном.
Отлично. Но вот мест для жилой застройки почти уже не осталось, участки производственного назначения заняты, а количество магазинов может поспорить с числом детских площадок и клумб. Почему же возникают проблемы? Почему не прекращаются жалобы горожан, и не уменьшается очередь на прием к руководителям местной администрации и депутатам городского Совета? Ответ, как представляется, скрыт не только в провале муниципальной реформы в России, но и в особенностях современного Железнодорожного: город в своем развитии опережает нынешнюю городскую политику.
Город давно перестал быть «придатком производства», местом сна и отдыха работников градообразующих предприятий. Конечно, экономика составляет одну из базовых основ, фундамент, на котором строится вся жизнь местного сообщества. Однако, в последнее десятилетие существенно выросли требования ко всем прочим «неэкономическим» городским вопросам, которые раньше считались второстепенными или вообще не учитывались (экология, досуг, благоустройство и озеленение, внешний архитектурный облик, качество и доступность жилищных, коммунальных, медицинских, образовательных услуг и др.). Комфорт в повседневном «использовании» города стал основным критерием качества жизни в нем.
Железнодорожный можно сравнить с обновленным домом: проект хорош, ремонт сделан, необходимое оборудование установлено, мебель приобретена. Можно жить? Ну, в принципе, да.... Но если повесить занавески на окна, на стол постелить белоснежную скатерть, поставить любимые тапочки в коридоре и наполнить воздух запахом вкусной свежей еды.... Теперь точно можно. Чувствуете разницу? Как дому необходима хозяйка, так и городу не хватает сегодня внимания к мелочам, повседневной заботы и просто атмосферы уюта.
Решение грандиозных стратегических задач можно дополнить кропотливой повседневной заботой о каждом горожанине, каждый день без выходных и, особенно, в праздники. Это намного повысит степень комфорта городского пространства.
Открылась новая детская поликлиника на ул. Юбилейная, но очереди на прием к врачу как были, так и остались. Конечно, маловато помещение, но может не ждать строительства нового здания, а уже сегодня ввести качественную систему записи, как это происходит, например, в частных медцентрах?
Мусор вывозится, но при этом все еще остаются «бесхозные» участки прямо в центре города (например, на ул. Пионерская д. 4а или вдоль заброшенных веток железных дорог в Саввине и Кучине), где никто не убирается, и эти, в буквальном смысле, клочки земли раздражают ужасно.
Почему надо сначала ремонтировать дорогу, а через неделю расковыривать ее, чтобы по уровню сделать колодцы? Почему совершенно невозможно разобрать, за что мы платим управляющей компании? Почему полиция не выходит на бульвары, где из-за одного «отдыхающего» выпивающего не могут спокойно гулять мамы с детьми? Почему продолжают грубить в муниципальных учреждениях тем, кто туда обращается с проблемой или (что еще чаще) отправляют ходатая (оплачивающего, к стати, работу всех чиновников) в долгое путешествие по коридорам власти?
Это уже вопросы не стратегического развития, не принципиальной волевой политики – это необходимость в ежедневном наведении порядка и «борьбе с пылью». В таких обстоятельствах городу нужен кропотливый повседневный «уход» и наведение чистоты.
Существует потребность в переориентации городской политики от бесконечной застройки на повышение качества муниципальных услуг, от вырубки деревьев на их посадку, от достижения количественных показателей на выработку беспрекословно уважительного отношения со стороны власти к каждому жителю города, на повышенное внимание к тем обращениям, которые поступают, как считается, по мелочам….
Мне как-то пришлось обращаться тогда еще в милицию по поводу клеветнической анонимной публикации в Интернете в мой адрес, из-за которой мне приходилось объясняться на работе (так как престижный университет, где я тружусь, следит за имиджем своих сотрудников) и перед избирателями, хотя ни малейшего основания не было в тех обвинениях. Но на мое заявление сотрудники органов, призванных защищать, с открытым неудовольствием заявили: «Что вы тут по всяким-непойми-чем обращаетесь, работать не даете…. Ну мало ли, на работе проблемы - найдете другую. Вот, если бы убийство – это дело. А так…».
Что для кого-то мелочи, для другого – серьезная проблема. А в городе, я уверена, мелочей не бывает. Работающая ночью дрель у соседей, сломанная лавочка у подъезда, брошенная кем-то много лет назад разбитая машина во дворе, многолетняя очередь в детский сад, сантехник, почти не говорящий по-русски…
Не все, конечно, можно решить на уровне местной администрации, но резервов улучшения жизни каждого горожанина в Железнодорожном еще много. Надо рукава только закатать, да вперед - за работу!