Что такое административная реформа в Подмосковье, о необходимости проведения которой сразу после выборов заявил наш новый губернатор Андрей Воробьёв? По версии правительства области реформа вызвана двумя причинами: убыточностью 80% поселений (они являются дотационными) и необходимостью сокращения числа чиновников, которое, по подсчётам губернатора, за 9 лет увеличилось в Подмосковье в 41 раз(!). В связи с этим предстоит укрупнение ряда поселений, слияние районов и районных центров, что позволит сконцентрировать полномочия и ресурсы на районном уровне и использовать их более эффективно. Однако, не только у чиновников, которым предстоит серьёзная встряска, но и у простых жителей области эта реформа вызывает массу вопросов.
Во-первых, почему государственная власть допустила катастрофическое увеличение чиновников и соответственно средств на их содержание в местном самоуправлении? Дело в том, что в Федеральном Законе №131 (ФЗ №131) вопрос о штате администрации поселений до сих пор остаётся открытым. Этой лазейкой не замедлили воспользоваться главы поселений. В результате штаты и расходы на содержание чиновников стали увеличиваться в геометрической прогрессии. Так, в г.п. Щёлково количество сотрудников администрации со дня введения местного самоуправления выросло в три раза, а нынешние расходы на их содержание составляют уже 234 млн. рублей в год (треть городского бюджета). Совершенно очевидно, что содержание двух администраций в одном городе стало непозволительной роскошью, поэтому вопрос объединения администраций городского поселения Щёлково и Щёлковского муниципального района давно назрел, можно сказать перезрел. Одно важно: средства, освободившиеся при сокращении аппарата Щёлковской городской администрации, должны остаться в бюджете Щёлковского района, а не забираться областью. Но ни в коем случае они не должны пойти на увеличение численности аппарата районной администрации. Они необходимы в ЖКХ, в благоустройстве дворов и улиц, развитии спорта и культуры. Если этого не произойдёт, то зачем тогда снова «огород городить», если от этого местное население ничего не выиграет.
Вопрос второй. Какие критерии ложатся в основу принятия решения об укрупнении мелких поселений, особенно сельских? Главный довод, что надо укрупнять поселения, потому что они дотационные, неубедителен. Ведь если объединять два дотационных поселения, то, понятно, что на выходе мы получим большое дотационное поселение. Если объединять дотационное с бездотационным поселением, то не факт, что мы в сумме получим бездотационное поселение. Кстати, в Щёлковском районе и без укрупнения количество бездотационных поселений за последние четыре года увеличилось в два раза: с трёх до шести. Успешно развиваются Огудневское, Трубинское поселения, посёлок Загорянский тоже приближается к бездотационному бюджету. Так, может, лучше сохранить всё как есть. Глядишь, и года через три все поселения Щёлковского района станут бездотационными.
Поэтому в вопросе объединения небольших поселений надо не рубить с плеча, а всё тщательно просчитать и взвесить. В газете «Волхонка» за 4 января 2014 г. Глава Ногинского района В.Н. Лаптев, рассматривая вопрос объединения с.п. Степановское с г.п. им. Воровского, отмечает, что от этого будет одна польза для жителей обоих поселений. Например, возможно строительство больницы, а сейчас имеются только амбулатории. Но какая может быть польза, если жителям с.п. Степановское, чтобы попасть в единую администрацию в г.п. им. Воровского, придётся использовать автобус плюс проехать 7 км по железной дороге (с трехчасовым технологическим перерывом движения электричек) и еще 20 минут пройти пешком? Что касается строительства больницы для укрупненного поселения, то Владимир Николаевич, наверное, забыл, что у него на районном балансе висит ещё недостроенная с Советских времён больница в г. Электроугли. И вряд ли она в ближайшее время будет достроена.
Нельзя забывать и о том, что одним из основных источников пополнения бюджета поселений является налог на землю. С момента введения самоуправления этот налог начал расти как на дрожжах и к настоящему времени увеличился почти в 5 раз. Сейчас он полностью остаётся в поселении и тратится непосредственно на нужды его жителей. А, если, например, г.п. Загорянский присоединят к Щёлкову, станет ли город отдавать посёлку весь собранный здесь налог на землю? Вряд ли. Произойдёт фактическое ограбление жителей небольших поселений, так как ясно, что эти поселения будут финансироваться по остаточному принципу. Как это уже и было до введения ФЗ №131.