Как только с высоких государственно-правительственных трибун речь заходит о реформировании чего-либо, впору бить тревогу. Реформировать у нас весьма любят, приступают к этому процессу торжественно и державно-величаво, с помпой и размахом, только вот толку от этих телодвижений власти, как правило, с гулькин нос. В общем, как качают головами бабушки на лавочках у подъездов, «лишь бы хуже не стало». Особенно в такой отрасли, как здравоохранение…
Последние 20 лет у федеральных чиновников такая мода - реформировать здравоохранение. Не выявлять проблемы (многие из которых очевидны и лежат на поверхности), не улучшать материально-техническую базу медучреждений, не повышать зарплаты врачам и не работать над привлечением свежих кадров в поликлиники и больницы, а именно реформировать. И где же положительные и очевидные для всех нас, жителей, результаты этих реформаторских прожектов?!
Согласно данным международного опроса, всего лишь менее 30% россиян довольны качеством национальной системы здравоохранения. Дефицит медицинских специалистов на сегодняшний день составляет порядка 230 тысяч человек. Те же самые реформаторы признают, что порядка трети всех лечебных учреждений страны находится в аварийном или требующем капитального ремонта состоянии. Это результат реформ?!
Как грустно иронизировал Роман Карцев в одном хорошем фильме Эльдара Рязанова: «Бей жидов, спасай Россию! Жидов уже сколько лет бьют, а Россию так и не спасли». Похоже, с здравоохранением и медициной у нас в стране сегодня примерно та же самая ситуация. Суеты и громких фраз с высоких трибун много, а толка мало.
Предыдущий виток реформирования отечественного здравоохранения запомнился проездом административного катка по детской педиатрии, сокращением койкомест в стационарах, введением необеспеченных списков «бесплатных» лекарств, дальнейшей коммерциализацией медицинской сферы и громкими коррупционными скандалами, связанными с именем «и.о. главного медреформатора» Зурабова и членов его семьи. Стало от этого лучше здравоохранению в целом и нам, пациентам, в частности? Разумеется, нет. Увеличились утренние очереди в поликлиниках, повысилось число врачей, перешедших на работу в коммерческие частные клиники, вырос перечень услуг, за которые пациентам приходится платить из своего кармана, так и не улучшились качество и оперативность оказываемой медицинской помощи.
Знакомый врач делился трудовыми впечатлениями: «По существующим стандартам ОМС я должен на прием одного пациента тратить в среднем 5 минут, иначе план не выполняю, а значит, плохо работаю. Так ведь еще и отчетов всяких надо написать целый ворох. В противном случае - опять же неэффективность работы. И таких моментов множество. По сути, мы сегодня работаем не для пациента, а для ОМС».
Впрочем, властям, несмотря на все это, не терпится еще раз поиграть в свою любимую игру под названием «реформирование». Вот и объявлено, что с 2011 года начинается новый этап реформ в здравоохранении. Следующий акт почти бесконечной пьесы.
В первую очередь планируется повысить отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования на 2% (с 3,1 до 5,1%). Эти деньги якобы пойдут на улучшение здравоохранения в регионах. Но с оговорками. Средства, полученные от увеличения ставки отчислений, будут, по словам премьер-министра, распределяться только по тем регионам, которые «готовы преобразовываться». Степень и уровень «готовности» будут определяться, очевидно, по неким секретным правительственным методикам, но какие-то моменты оценок уже намечены. Так, согласно заявлениям чиновников, руководители регионов должны создать свои собственные программы реформирования, вкладывать средства в лечебные учреждения (и, конечно же, фонд ОМС!), а на основе этого федеральный центр будет оценивать их усилия по «готовности к преобразованиям».
То есть регионы должны еще больше извернуться и вложить дополнительное энное количество средств в систему государственного здравоохранения, а наверху начальственным взором оценят усилия и еще подумают - дать денег или нет, чтобы какая-нибудь районная больница совсем не развалилась.
Еще одним предлагаемым нововведением служит разделение медучреждений на казенные учреждения и «нового типа». Первые будут работать, как и прежде, по смете, а вторые - выполнять «госзадания». Причем во втором случае ограничения на коммерческую деятельность снимаются. Понятно, что в случае воплощения этого проекта в жизнь мы сделаем еще один шаг на пути превращения нашего здравоохранения в исключительно платное. Еще более увеличится количество приписок, возрастет отток специалистов в платную сферу, а уровень и качество услуг понизятся до самого минимума. То есть таблеткой аспирина вас еще угостят, а остальное - «оплатите в кассе».
Уже не в первый раз складывается впечатление, что наше правительство старательно выдавливает государство из социальной сферы. Под разговоры о социальных гарантиях образование и здравоохранение потихоньку переводят на коммерческие рельсы. Под уверения о защите интересов жителей за наш счет «укрепляют вертикаль власти» в интересах отдельных госчиновников.
Между тем медицина в России должна быть бесплатной и общедоступной. На практике, а не на бумаге. В жизни, а не по телевизору. И наша общая задача - как коммунистов, так и всех здравомыслящих людей, настоящих патриотов своего Отечества - приложить все свои силы и возможности к тому, чтобы не допустить превращения отечественного здравоохранения в административно-коммерческую машину для выкачивания денег из жителей и обеспечения узковластных интересов правящих элит.
Может быть, хватит уже реформировать здравоохранение и пора наконец всерьез заняться здоровьем людей?
P.S. Вот интересно, если бы всех чиновников и членов их семей обязали лечиться только в районных медучреждениях по месту жительства, возможно, от громких реформ мы все-таки перешли бы к конкретным делам?..