Выступление на пленарном заседании Государственной Думы заместителя Председателя ЦК КПРФ, заместителя председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАСХН В.И.Кашина 21 сентября 2010 года по вопросу об отчете правительства РФ об исполнении федерального бюджета за 2009 год.
Кашин Владимир Иванович заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАСХН, депутат Государственной думы РФ (фракция КПРФ). |
Правительство в очередной раз пытается выдать желаемое за действительное. Если послушать министра финансов, его пафосное заявление о выполнении правительством в 2009 году всех социальных обязательств, и это позволили безбедно жить пенсионерам, безработным, не забытыми оказались промышленность и сельское хозяйство, то хоть медаль ему вешай! Как будто и нет за окном никакого кризиса, а решительные действия его ведомства спасли нас от катастрофы. Неадекватная оценка правительством своей деятельности дезориентирует общество, ставит перед ним ложные цели, приводит к ошибочным решениям и выводам, которые только усугубляют и без того сложное положение в экономике и социальной сфере. Такая позиция правительства вредна и опасна для страны в целом.
На самом деле все обстоит далеко не так гладко, как об этом доложил А.Кудрин. К слову сказать, правительству давно следовало бы перестать прикрывать провальность проводимого им курса мировым кризисом. Мы не раз здесь заявляли, и говорили об этом на встречах с руководством России, что пристраиваясь в хвост так называемой «рыночной экономики», страна неизбежно столкнется с теми же проблемами, которые периодически сотрясают капиталистические страны. Посадив страну на нефтяную иглу, власть привязала экономику страны к конъюнктуре мирового рынка. Высокие цены на нефть, которые держались несколько лет подряд, породили у высших чиновников, кроме жажды наживы, самоуверенность в непоколебимости сложившейся ситуации. К сожалению, наши прогнозы и предупреждения оказались верными.
Вторая половина 2008 года поставила страну на грань банкротства. Развалив промышленность и сельское хозяйство, апологеты либеральных реформ заставили стоять экономику России на одной сырьевой ноге, что не добавило ей устойчивости, а скорее наоборот лишило ее этого свойства. Стоило только качнуться спросу на энергоносители вниз, как все началось рушиться, несмотря на заявления правительства, что Россия находится в тихой заводи и кризис ее не коснется.
На ком, прежде всего, отразились результаты подобной политики? Естественно на простом человеке. Это он стал безработным, это ему снизили заработную плату, это он жил впроголодь, когда скачками повысились цены на все самое необходимое – от хлеба до лекарств, а в текущем году ему пришлось еще и задыхаться от лесных пожаров, а то и заживо сгорать в огне стихии.
Кого бросилось спасать правительство? Свою опору – банкиров и олигархов. В 2009 году на реализацию антикризисных мер затрачено 2 трлн. рублей. Но до реального сектора экономики эти деньги практически не дошли, ни в качестве инвестиций, ни в качестве кредитов. Хотя банки получили для поддержания ликвидности свыше 4 трлн. рублей.
Куда делись эти огромные суммы? Более 6 трлн. рублей брошено в топку кризиса, но результатов ощутимых нет, каковы могли бы быть, если бы эти средства, как предлагала наша фракция, были вложены в развитие экономики страны. В итоге доля России в мировом ВВП снизилась до 3,05%, уступая всем развитым странам, включая Китай, доля которого выросла до 12,5%. Показатель ВВП на душу населения в 2009 году составил 32,2%, ухудшившись на 1,5% по сравнению с 2008 годом, уступая по данному показателю Польше, Чехии и многим другим странам.
Правительство уже почти 20 лет безуспешно борется с инфляцией, неуставая стерилизовать денежную массу, складывая нефтедоллары в кубышку и отправляя их, вместо своего реального сектора экономики, на поддержку экономики западных стран. Власть никак не возьмет в толк, что с инфляцией можно бороться только развивая материальное производство и стимулируя внутренний спрос. Выдавая кредиты под 20 и более процентов, нельзя ожидать снижения инфляции, ибо величина кредита неизбежно скажется на себестоимости продукции и его цене. В тех странах, где экономическая политика проводится в собственных интересах, инфляция не поднимается до 9-12%, как это имеет место в России, а находится, даже в условиях кризиса, в приемлемых границах. В Китае, например, в 2009 году инфляция составила всего лишь 0,7%, а в Бразилии 4,3%.
Анализ инфляционных процессов показывает, что рост цен в существенной мере обусловлен монополизированностью внутреннего рынка. Государство ушло от даже минимального влияния на ценообразование. Под давлением, прежде всего, нашей фракции правительство пошло на уступки. В принятых законах о лекарственных средствах и о торговле введен контроль цен на некоторые виды лекарств и продовольствия. Но эффективно ли работают данные законы, если в течение 2009 года цена на лекарства выросла на 17,6%, значительно превысив уровень инфляции. Подорожали и многие другие товары. Например, цена сахара увеличилась на 42,7%, рыба и морепродукты – на 11%, одежда – на 11%, бензин – на 8%, моющие средства – на 13%, табачные изделия – на 19% и т.д. На 20-25% выросли тарифы на услуги ЖКХ, плата за электричество, транспорт, связь. Если учесть, что в предыдущие годы и в 2008 году тоже были значительные скачки цен (на молоко -12%, на рыбу и морепродукты - 15%, на мясо - 22%, крупы и бобовые - 26%, на хлеб и хлебобулочные изделия - 26%), то стоимость жизни за последние 3-5 лет возросла в разы при практически неизменных доходах граждан. Значительный рост цен наблюдается и в текущем 2010 году. За всеми этими цифрами люди, граждане России, проживающие в селах, поселках, городах больших и малых.
Все это не могло не сказаться на уровне жизни. В 2009 году реальная начисленная среднемесячная заработная плата снизилась на 3,5%. Дифференциация населения по уровню доходов находится на очень высоком уровне и достигает 16,7 даже по официальным данным, хотя все прекрасно знают, что эта цифра, как минимум, в два раза выше.
Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в 2009 году выросла до 2131 рубля в расчете на месяц, а средний размер пенсий составил 5191 рубль. Правительство представляет нам как достижение, что указанный размер пенсии превышает прожиточный минимум пенсионера в 4100 рублей. Цинизм подобных заявлений не вызывает сомнений, ибо доход в 4 доллара в день – это абсолютная нищета по международным стандартам. Чем вы гордитесь, господа? В нынешних условиях, при нынешнем уровне цен прожиточный минимум и минимальная пенсия должны составлять не менее 15 тысяч рублей. И возможности у государства для этого имеются. Вся проблема в приоритетах экономической и социальной политики.
Мы неоднократно предлагали правительству для пополнения федерального бюджета ограничить аппетиты олигархов, вернуть в собственность государства сырьевые отрасли, перейти на прогрессивную шкалу налогообложения, ужесточить меры борьбы с коррупцией, установить государственную монополию на алкоголь и табак, некоторые другие меры. Мы эти проблемы обсуждали на парламентских слушаниях и круглых столах с участием специалистов, ученых, руководителей предприятий, представителей законодательной и исполнительной власти, общественных организаций. Рекомендации слушаний неизменно направлялись в правительство, однако власть предпочитает ничего не менять, очевидно, рассчитывая на то, что терпение народа бесконечно.
Конечно, это не так. И свидетельство тому нарастание протестного движения. Мощные выступления в целом ряде мест (г.г.Иваново, Сычево, Пикалево, Галич, Владивосток, Балаково и др.) показали, что терпению народа может наступить конец. И народ на улицы выведут не коммунисты, а результаты проводимых либеральных реформ, опускающие граждан в беспросветную нищету, для которых становятся недоступными не только продукты питания, но и образование, медицинское обслуживание, возможность иметь крышу над головой, работу и достойную заработную плату.
Обращаясь к итогам экономического развития страны, необходимо отметить, что они не вселяют никакого оптимизма. Развитие экономики в 2009 году происходило под влиянием низких относительно 2008 года цен на основные товары российского экспорта, высокого уровня консолидированного внешнего долга Российской Федерации, существенного объема вывоза капитала из страны и ухудшения условий кредитования, снижения притока иностранных инвестиций, сокращением внутреннего инвестиционного спроса и сжатия внутреннего потребительского спроса. ВВП снизился на 7,9%. Спад промышленного производства составил 9,3%. Наиболее значительное падение отмечается в обрабатывающих отраслях – на 15,2%. Производство транспортных средств упало на 37,2%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования – на 32,2%, машин – на 31,5%. Машинного оборудования у нас производится в 82 раза меньше, чем в Японии, в 30 раз меньше, чем в Германии, и в 31 раз меньше, чем в Китае. Между тем общеизвестно, что развитие машиностроения - важнейший фактор обеспечения модернизации экономики. Объем произведенной продукции и оказанных услуг в сфере высоких технологий составил в 2009 году 4,3 млрд. рублей при запланированном значении 43,8 млрд. рублей. И это все происходит под разговоры о модернизации. О какой модернизации может идти речь, если уничтожается ее материально-техническая база? Сколково и корпорация «Нанотехнологии» не решат этой задачи, если параллельно уничтожается прикладная и фундаментальная наука и ее центры. Сегодня председатель правительства заговорил о недопущении деиндустриализации страны. Но не поздновато ли? И не его ли правительство в этот процесс внесло свой весомый вклад, разваливая и банкротя наукоемкие производства? Понятно, что в преддверии президентских выборов мы можем и не то еще услышать.
Правительство нашло средства для поддержки банков, а вот на финансирование ФЦП их не хватило. Эти программы профинансированы только на 90,6%. По 51 ФЦП из предусмотренных к выполнению 865 целевых индикаторов в полном объеме выполнено только 607 (70,2%). По важнейшей ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы" из 9 запланированных целевых индикаторов и показателей эффективности не достигнуто 7 (77,8%), по ФЦП «Жилище» из 17 индикаторов не достигнуто 12 (70,6%).
По приоритетному национальному проекту «Образование» провалено образование детей-инвалидов. Сумма в 1,0 млрд. рублей, выделенная на эти цели освоена всего лишь на 12,3%. Созданы условия для 736 детей-инвалидов при необходимости создать условия учебы для 3166 детей.
По другому проекту «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в 2009 году ввод жилья снижен на 13,1%.
Не полностью профинансирована и Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Даже те мизерные суммы, которые государство выделяет на поддержку села, урезаются, продолжая уничтожать своего кормильца. Страна потеряла продовольственную безопасность. Завозит около 50% продовольствия из-за рубежа. Причем, зачастую поставляется продовольствие не только низкого качества, но и опасное для здоровья. Так, например, ООО "Ставпродукт" поставлено мясо свинины, зараженное вирусом африканской чумы, которое было заложено на хранение вместе с другими мясными продуктами. В итоге весь объем мяса пришлось уничтожить. Но правительство упорно предпочитает тратить огромные средства на закупку импортного продовольствия вместо поддержки отечественного сельхозпроизводителя. По оценкам специалистов при сложившейся в текущем году ситуации в результате засухи и пожаров правительству придется затратить около 50 млрд. долларов на эти цели. Наши настойчивые призывы к власти повернуться лицом к деревне пока остаются практически безответными. Единственный положительный момент заключается в том, что по указанию президента разработана и им утверждена Доктрина продовольственной безопасности, в которой хотя бы заданы индикативные уровни решения данной проблемы.
Не обеспечено финансирование и Федеральной адресной инвестиционной программы. Из 1413 строек и объектов, предусмотренных к вводу в 2009 году, введено только 249 (17,6%). На 27,5% увеличился объем незавершенного строительства.
На реализацию Программы экологических мероприятий в 2009 году недофинансирование составило 15,3%. И это при тех кричащих экологических проблемах, которые накопились за годы демократических реформ!
Бездарная экономическая и бюджетная политика только усугубляют ситуацию. Объем государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации вырос до 3,2 трлн. рублей, увеличившись почти на 600 млрд. рублей. Консолидированный внешний долг составил 471,6 млрд. долларов, что превышает объем международных резервов России почти на 7%. Государственный долг субъектов Российской Федерации увеличился в 1,5 раза. Резервный фонд за год потерял 2,2 трлн. рублей.
Остается крайне неудовлетворительным состояние с самим процессом формирования бюджета. Низкое качество прогнозирования свидетельствует о недостаточном профессионализме работников Минфина. Так, например, фактический объем ВВП в 2009 году оказался меньше прогнозируемой величины на 24,1%, цена нефти - на 35,%, цена газа - на 40,8%., по доходам разница составила почти 10%, размер дефицита бюджета отличается на 26%. По Минрегиону России разница прогноза и реальные цифры отличаются на 79%. В течение года в макроэкономические характеристики бюджета 9 раз вносились поправки.
Не справляются со своими обязанностями налоговые службы. Так, например, недобор налога по НДС составил почти 340 млрд. рублей, а по налогу на добычу полезных ископаемых - более 10 млрд. рублей. Совокупная задолженность по уплате налоговых санкций и пений на 1 января 2010 года составила 1,3 трлн. рублей, или 18% доходов федерального бюджета, что на 200 млрд. рублей больше, чем в 2008 году. Неспособность власти собрать даже налоги привела к тому, что бюджет России в денежном выражении соответствует бюджету среднего штата США. По сути 2009 год окончательно похоронил разрекламированную идею В.В.Путина об удвоении ВВП в ближайшие 3-5 лет.
Недофинансирование суммарно по всем статьям федерального бюджета 2009 года составило 277 млрд. рублей. Это равно объему бюджетных средств 12 регионов таких как Костромская область.
В течение всего 2009 года наблюдалась неравномерность финансирования из федерального бюджета. Так, например, расходы в декабре 2009 года были в 1,8 раза выше среднемесячных кассовых расходов бюджета, а в январе - ниже в 2 раза. За три последних месяца 2009 года расходы федерального бюджета составили почти треть расходов, произведенных в целом за год, а за декабрь - 82,7% расходов I квартала 2009 года.
В 2009 году правительством Российской Федерации не принято 86 нормативных акта (87,5%) из 96, предусмотренных графиком подготовки нормативных актов. Из 25 статей федерального закона о Федеральном бюджете исполнено только 19.
Многочисленные факты нецелевого использования бюджетных средств, увод бюджетных средств через коррупционные схемы свидетельствуют о слабом контроле за их использованием.
Совершенно очевидно, что исполнение федерального бюджета организовано неудовлетворительно. Фракция КПРФ не будет голосовать за представленный отчет правительства.
Мы видим сегодня, что у власти по-прежнему нет ясной программы выхода из кризиса. Нет политической воли предпринять радикальные шаги по смене провалившегося курса. Наоборот, этот курс закрепляется в принимаемых Государственной Думой законами, сердцевина которых уход государства от ответственности за происходящее и укрепление прав частного собственника. Такие базовые законы как Земельный, Лесной и Водный кодексы по этой причине нанесли огромный ущерб нашей экономике, среде обитания людей. Пожары летом текущего года, которые и сегодня еще продолжают бушевать в некоторых регионах (Свердловская, Ульяновская, Саратовская области), это наглядно продемонстрировали. Даже президент был вынужден назвать указанные законы вместе с законом о технических регламентах – «дурацкими законами». Мы высказывались в таком духе еще на этапе принятия данных законодательных актов, но парламентское большинство «Единой России» продавило их принятие.
Несмотря на заявление президента о необходимости отказа от сырьевой модели, тем не менее, реальная политика правительства в этой части не меняется. Более того, распродажа невосполнимых запасов энергоресурсов набирает обороты. После того как газ и нефть закончатся, а это неизбежно произойдет, те, кто выкачивает последние соки из русской земли, перекочуют в теплые края, оставив холодную страну на произвол судьбы.
Наша партия и наша фракция давно предлагает свою программу выхода из той ситуации, куда завели страну отцы демократических «реформ». Помимо национализации сырьевых отраслей, создания государственной банковской системы, прогрессивного налогообложения мы предлагаем поднять платежеспособный спрос за счет поднятия заработной платы, пенсий и других социальных выплат, увеличить финансирование строительства жилья, сельского хозяйства, восстановить единую энергетическую систему, возродить отечественное машиностроение, поддержать науку, образование, здравоохранение и т.д. Все это могло бы способствовать сплочению людей и возрождению экономики страны. Игнорирование инициатив КПРФ усугубляет и без того сложную экономическую ситуацию. В текущем 2010 году положение в стране обостряется не только в связи с неблагоприятными природными условиями и пожарами, но и продолжающейся провальной экономической политикой правительства.
Только такая программа, которая учитывает интересы страны, интересы большинства народа, учитывающая современные тенденции исторического развития общества, базирующаяся на коллективистских принципах, опирающаяся на собственный потенциал, на его развитие, способна сплотить людей и вывести Россию из кризиса. То, чем занимается сегодня правительство и проправительственное большинство в Думе – это путь в никуда, это, как метко подметил народ, дорога из кризиса в тупик. Правительству давно следует или заняться серьезно экономикой, или уйти в отставку, прекратив издевательство над страной и народом.