22 мая 2015 года Заместитель председателя Комитета по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Московской областной Думы Виталий Фёдоров принял участие в заседании Экспертного совета по градостроительной деятельности при Комитете Государственной Думы по земельным отношениям и строительству на тему: «О роли Национальных объединений СРО в формировании национальной платформы нормативно-технического регулирования и повышения конкурентоспособности строительной отрасли».
Экспертный совет по градостроительной деятельности при Комитете Государственной Думы по земельным отношениям и строительству (далее – Экспертный совет) является постоянно действующим консультативно-совещательным органом. Помимо экспертизы и оценки профильных законопроектов и иных нормативных актов Экспертный совет взаимодействует с различными государственными, общественными, научными организациями и органами. Важным аспектом деятельности Экспертного совета является открытость. Информация о деятельности Экспертного совета и его решениях, а также выступления членов совета присутствуют в средствах массовой информации.
По результатам обсуждения вышеобозначенной темы участники заседания приняли решение согласиться с мнением экспертного сообщества о том, что проводимая работа по совершенствованию нормативной базы технического регулирования в строительной отрасли требует определенного структурирования с учетом:
- нормируемых видов требований по безопасности к зданиям и сооружениям, классов и уровней ответственности капитальных объектов;
- четкого разграничения понятий и принципов обязательности, добровольности и альтернативности применения документов стандартизации для нормирования характеристик объектов;
- перспективы сближения отечественной нормативной базы с международными стандартами и системами проектно-строительного производства в условиях возрастающей конкуренции, требований к качеству и ответственности за конечный результат.
Участниками было отмечено, что основные задачи по реформированию технического регулирования отрасли в 2015-2016 гг. содержатся в Плане мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование технического регулирования, ценообразования и сметного нормирования, саморегулирования в строительной сфере и развития контрактной системы (в части размещения государственных заказов на проектирование и строительство объектов капитального строительства)» (утвержден в декабре 2014 г. Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козаком, прилагается).
Основные мероприятия 2015 года должны обеспечить:
- взаимную согласованность нормативно-технических документов (сводов правил, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, санитарных норм и правил) в строительной сфере;
- исключение существующих коллизий между нормативно-техническими документами в строительной сфере;
- разграничение областей применения процедур принятия стандартов, сводов правил (строительных норм) на национальном уровне;
- уточнение порядка подготовки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации.
Также было отмечено, что установление на уровне соответствующего законодательного акта обязательных нормативно технических требований в области строительства единым федеральным органом исполнительной власти (Минстроем России) в форме нормативных правовых актов требует, прежде всего, внесения изменений в федеральные законы: № Э84-ФЗ от 30 декабря 2009 г. «Технический регламент о безопасности задний и сооружений»; № 123-Ф3 от 22 июля 2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; № 116-ФЗ от 21 июля 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности».
Кроме того было решено поддержать предложения ТПП РФ о том, что для обеспечения безопасности строительных объектов необходим комплексных подход - одновременно с развитием нормативной технической базы строительной отрасли требуется совершенствование:
- системы государственного надзора и строительного контроля;
- системы оценки соответствия по этапам жизненного цикла капитального объекта.
Особо был отмечен положительный опыт ОАО «Газпром» по внедрению современной системы управления реализацией проектов строительства и стандарта контроля качеств строительства генподрядными организациями на объектах.
Участниками Экспертного совета было решено предложить Минстрою России с участием Национальных объединений (НОПРИЗ и НОСТРОЙ) рассмотреть предложения ОАО «Газпром» по разработке системы нормативно-технической документации для оценки соответствия деятельности всех участников процесса контроля качества строительства: заказчиков, изыскателей, проектировщиков, подрядчиков, эксплуатации и 3D моделирования, а также просить Минстрой России с участием Национальных объединений (НОПРИЗ и НОСТРОЙ), профессионального экспертного сообщества и научной общественности в целях выполнения поставленных задач, руководствуясь новой редакцией Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденной 14 мая 2015 года, в возможно короткие сроки:
1. Завершить работы по анализу нормативной базы в строительной отрасли, выделить первоочередные документы (нормативные правовые акты, своды правил и СНиПы) для принятия решения, организации проведения работ по корректировке, отмене и разработке новых документов;
2. Обеспечить тщательную выверку и подготовку единой терминологии, не допускающей расширительных толкований.Предлагается использовать в работе Терминологический словарь для национальных нормативных документов, реализующих Еврокоды, подготовленный в 2014 году Национальным объединением проектировщиков;
3. Привести в соответствие с принятыми решениями и поручениями «дорожной карты» следующие нормативные правовые акты:
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 № 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;
Приказ МЧС России по вопросам разработки специальных технических условий для подготовки проектной документации на объект капитального строительства;
Приказ Росстандарта от 12.12.2013 № 1464 «О деятельности технического комитета по стандартизации "Производство работ в строительстве. Типовые технологические и организационные процессы"», включая приложения к нему;
Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»;
Постановление Правительства РФ от 27.09.2011 № 791 «О формировании реестра типовой проектной документации и внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации»;
4. Провести выборочный анализ качества и соответствия требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (№ 384-ФЭ от 30.12.2009) используемых СРО нормативного обеспечения, стандартов СРО и действующих систем выдачи допусков своим членам;
5. Организовать системное информационное взаимодействие с органами государственного надзора для оценки выполнения СРО положений ст.55.13 - 55.15 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях выявления системных причин аварий и происшествий на объектах капитального строительства;
6. Подготовить предложения по внесению дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях повышения административной ответственности за ненадлежащее исполнение саморегулируемыми организациями своих обязанностей в случае:
- нарушения СРО норм градостроительного законодательства в части установления требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
- за бездействие, выразившееся в несообщении органу государственного строительного надзора сведений о фактах нарушения членом СРО требований технических регламентов, проектной документации при выполнении работ в процессе строительства;
7. Для повышения качества документов территориального планирования и документации по планировке территории в целях снижения рисков невыполнения требований по безопасности капитальных объектов, сроков реализации проектов и их стоимостных характеристик:
- завершить подготовку законопроекта «О внесении изменений в Градостроительных кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории»;
- подготовить предложения по закреплению на законодательном уровне института технического регулирования и экспертизы проектов территориального планирования и планировки территории на соответствие установленным техническим регламентам и нормам градостроительного проектирования;
8. Организовать взаимодействие с Росстандартом по вопросу совместной подготовки новой редакции федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации».
При этом необходимо:
- обеспечить межотраслевую координацию при подготовке и выпуске нормативно-технических актов;
- особое внимание уделить выработке стратегии импортозамещения и прицельному применению инструментов стандартизации, направленных на воспроизведение импортных технологий и реализацию активной промышленной политики;
- в первоочередном порядке осуществить разработку нормативнотехнической документации, способствующей формированию институтов и инструментов поддержки инновационного и технологического развития строительных производств, технологий проектирования, внедрение современных систем информационного моделирования по всему жизненному циклу строительной продукции на базе единой нормативно-технической платформы.