Генпрокуратура России заявила, что объём ввозимой в страну продукции не соответствует официально выращенной. Например, поставки яблок и грибов из Беларуси в пять раз превысили урожай в этой стране. Life.ru поинтересовался мнением директора ЗАО «Совхоз имени Ленина» Павла Грудинина.
— Как другие ведомства после заявлений нашей прокуратуры должны реагировать?
П. ГРУДИНИН: Никак. Они ни за что не отвечают. Это таможня, единое экономическое пространство, президент Лукашенко. Недавно Путин приезжал в Белоруссию и сказал: «Кончайте ввозить яблоки, мы вам поможем выращивать яблоки в Белоруссии». Никого же не удивляют белорусские устрицы, лимоны, ясно, что эти яблоки польские.
— Скажите, а что, у нас своих яблок мало, что они сюда ввозят?
П.Г.: Во-первых, мало. Во-вторых, у нас нет инфраструктуры для их хранения. Яблоки яблокам рознь. Если вы посадили интенсивные сады, которые производят качественные яблоки, а потом построите рядом с этими садами холодильники или склады с газовой средой, которые позволяют хранить все эти яблоки, и они не портятся, тогда вы на яблочном рынке король, как это сделала Польша. А если вы сажаете в огородах традиционные сады, которые производят технические яблоки для сока, и у вас нет стандартных яблок и нет мест для хранения, то вы остаётесь без яблок, хотя внешне их много. Поэтому мы не имеем стандартного качественного яблока. А денег, чтобы вложить в садоводство, мы почему-то не нашли, а поляки нашли. Если польский фермер сажает сад, то 70% за этот сад ему платит государство. Если он строит склад для хранения, то 70% ему тоже компенсируют. Но если поляк вывозит яблоки за рубеж, то каждый килограмм субсидируется государством, ему доплачивают за это. Польша за 20 лет стала крупнейшим производителем яблок в мире.
— Наверное, у них тоже стало всё плохо, когда перестали открыто эти яблоки к нам идти.
П.Г.: Нет. У них всё хорошо. Во-первых, белорусы закупают эти яблоки и привозят к нам, и мы едим те же самые яблоки. Из-за того, что покупательская способность у нас уменьшилась, мы теперь меньше яблок покупаем. Раньше покупали миллион двести тонн, а сейчас 700 тысяч тонн.
Второе — они нашли другие рынки сбыта. Они возят яблоки в Китай, мы-то снижаем потребление, а многие страны его повышают. Кстати, миф, что фермерам ЕС очень плохо — нет. Они увеличили экспорт продовольствия по сравнению с прошлым годом на 6%, потому что поменяли рынки сбыта. В этом году мы находили на оптовых рынках сбыта и турецкую, и греческую землянику в больших объёмах, потому что перештамповывают и везут через Белоруссию.
Обманывать друг друга не нужно, и Генпрокуратура правильно сказала, что нужно смотреть на то, что происходит. Систему сделали более коррумпированной, весь европейский товар, который хочет сюда попасть, попадает.
— Раз уж у нас такая ситуация: нет складов для хранения этих яблок, нельзя ли как-то диверсифицировать и поставлять это сырьё кому-то для пюре, соков технические яблоки?
П.Г.: Для этого нужны инвестиции в сельское хозяйство, проектное финансирование, о котором правительство говорит, но ничего не делает. Когда они написали антикризисную кампанию, дали триллион банкам и 50 миллиардов сельскому хозяйству. Им нужно делать наоборот —вкладывать деньги в производство, переработку. У нас 30% овощей и 50% фруктов пропадают в тех местах, где их производят. Это огромный потенциал, который мы должны использовать, обязаны. Нужно вкладывать деньги в переработку, а не в строительство каких-нибудь стадионов. Нам нужны реальные доходы населения, которые позволили бы фермерам производить качественную продукцию и продавать её на рынках России, а не куда-то вывозить за рубеж. Но это замена экономической программы, посмотрим, какие у правительства приоритеты в проекте бюджета. Если они опять не будут давать деньги в производство, а будут опять суррогаты предлагать, то у нас нет будущего. Мы же все ждём. Нужны мозги, а не деньги. Нам нужно выиграть конкурентную борьбу у Запада. Покупателю всё равно, откуда яблоки, главное, чтобы они были хорошими. Мы должны вложить деньги в хранение яблок.