Лицом к лицу… Лиц детских не видать или как решают в области проблемы детей-сирот

Светлана Грищенкова

29 января 2019 года в детскую больницу Подольска в состоянии комы поступил трехлетний малыш, покрытый синяками, с черепно-мозговой травмой. 4 февраля, не приходя в сознание, он умер в реанимации.

Вопиющий случай фактического убийства ребенка приемной матерью. Следствию предстоит разобраться в деталях происшедшего. Расследование дела будет контролироваться центральным аппаратом Следственного комитета России. По информации из разных источников, ребенок был взят на воспитание женщиной, состоящей в фиктивном браке с женихом своей дочери ради пособия, которое платят опекунам. Семья (трое детей своих и трое под опекой) проживала в съемной квартире. Сотрудникам отдела опеки предъявлено обвинение по факту возможного халатного отношения к обязанностям, повлекшим за собой смерть человека.

Заметим, и муж, и жена прошли школу приемных родителей.

В Управлении опеки и попечительства Подольска, как и в Министерстве образования Московской области, от комментариев отказались.

Эта трагедия произошла фактически сразу после большого январского интервью Министра образования Московской области Ольги Забраловой. «Сейчас в регионе насчитывается более 4 тысяч приемных семей, из них 415 созданы в 2018 году. За прошлый год органы опеки и попечительства Министерства образования Московской области устроили в приемные семьи более 2 тысяч детей-сирот…За последние пять лет мы закрыли 29 детских домов. В ближайшие три года планируется закрыть еще 8 подобных учреждений. Сейчас в Московской области 15 детских домов» - цитирует Ольгу Забралову агентство РИАМО.

И снова отчет во Славу Отечества! Странная штука получается. Общее число приемных семей в Подмосковье на сегодняшний день, по словам министра — более 4 тысяч. А детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в семьях — более 24 тысяч. Судя по цифрам, приведенным в интервью Министром образования Подмосковья, можно посчитать, что в каждую из 415 приемных семей было помещено в среднем по 5 детей. Вот так результаты, на деле это разве возможно? И не напоминает ли это работу наспех, под показатели? Или цифры все-таки врут...

Группы, где 5-6 приемных детей, с большой натяжкой можно назвать семьями. Для того, чтобы воспитывать столько детей, родители должны обладать знаниями в области педагогики, психологии. Эта форма устройства детей требует особенного контроля, которого, судя по нашумевшим в сети скандалам с приемными семьями, практически нет.

При этом открыто 83 службы сопровождения замещающих семей- огромный новый штат. А как с экономией средств для государства? Ведь именно этот аргумент приводили инициаторы уничтожения детских домов в России.

Странное явление происходит в последние годы. Новым вирусом охвачены все Министерства и ведомства. Ищут деньги. Где бы сэкономить. Похоже, в этом вопросе чиновниками организовано целое соревнование. Огромное количество новых модных терминов и слов: оптимизация. подушевое финансирование…Сегодня экономия затронула самую незащищенную категорию граждан– детей-сирот.

«Общество, которое не может защитить своих детей, не имеет завтрашнего дня», - эти полные оптимизма слова на одном из заседаний Совета при Президенте РФ произнес Президент. И это так. Любящая полная семья - отличный старт для успешной жизни каждого ребенка. Если добиться этого не получается - дом ребенку дает государство. По статистике только 0,5% детей в детских домах- круглые сироты. Почти 17% оказались в таких организациях из-за лишения родительских прав их родителей. 84% воспитанников становятся сиротами при живых родителях.

За последние десять лет число детей-сирот стремительными темпами уменьшается, все чаще это явление создается искусственно.

Созданная в Советском Союзе система помощи сиротам и бездомным детям давала хорошие результаты. Детские дома были под особым контролем. Оказанная помощь состояла не только в создании хорошей материальной базы. Часто, это была школа, воспитавшая лучших педагогов, подарившая миру уникальную системы воспитания и новые педагогические технологии. Именно комплексная работа обучения и воспитания позволила многим не потеряться в жизни, стать мастером своего дела, создать семью и с уважением вспоминать годы, подарившие счастливое детство.

Неподражаемый исполнитель шлягера советских лет «Увезу тебя я в тундру» Кола Бельды, знаменитый цирковой артист и врач Валентин Дикуль, певица Лидия Русланова получили воспитание в детских домах. Актер и режиссер Николай Губенко, снявший знаменитый фильм «Подранки», прошел путь от детдомовца до министра культуры. Сиротами, выросшими в приютах, были поэт Николай Рубцов, писатели Анатолий Приставкин и Виктор Астафьев. Сегодня их имена известны всем, и тысячам поклонников трудно поверить в то, что их путь не был устлан розами с самого рождения. Их истории- доказательство того, что и сироты, выросшие в детских домах, могут добиться успеха и признания.

По мнению отдельных экспертов, сегодня сиротские учреждения стали фабриками по производству криминализированных личностей. Перспективы в жизни у большинства сирот выглядят очень печально. Согласно статистике, 40% выпускников детских домов, в первые годы после выпуска, попадают в тюрьму, столько же становятся бездомными, 10% совершают самоубийства. В итоге, по их мнению, лишь единицы встают на ноги и налаживают нормальную жизнь.

Неутешительные цифры последних десятилетий, скорее результат непрофессионального подхода и необдуманной работы по разрушению уникальной системы помощи детям, потерявшим родителей. Постоянное реформирование системы образования привело к быстрому, порой необоснованному изыманию детей из семей в пользу приютов, реабилитационных центров и домов-интернатов, чье финансирование и штат зависят от постоянного количества прибывающих там детей.

Непрофессионализм особо ретивых исполнителей привел к тому, что из-за огромного количества жалоб, 1 января 2017 года Владимир Путин поручил Министерству труда и социальной защиты, Общественной палате РФ и Уполномоченному по правам ребенка при президенте РФ проанализировать практику изъятия несовершеннолетних из семьи, с точки зрения избыточно применяемых мер или неправомерного вмешательства в семью.

Более 10 лет назад, государство взяло курс на «сомнительную инновацию» по закрытию детских домов. По словам сторонников реформы, вместо казенного дома дети получат семью, а бюджет сэкономит средства на содержание сирот. Это породило, с одной стороны, дискриминацию родных семей: на финансирование кровной семьи государство тратит в шесть раз меньше, чем на финансирование приемной. С другой стороны, учитывая катастрофическое падение доходов населения, для части жителей России, содержание детей-сирот в семье стало источником дохода. При этом оказалось, что контролировать то, как живется ребенку в платной приемной семье, органы опеки не в состоянии.

В работе по закрытию детских домов Московская область снова впереди планеты всей. Курс взят на полную их ликвидацию.

Во-первых ликвидация идет за счет укрупнения детских домов. (прощай получившая когда-то поддержку и жизнь идея маленьких семейных детских домов!!!). Во-вторых, в детские дома, попавшие в список для закрытия, больше просто не направляют детей. Выросшие дети покидают детские дома по возрасту. Естественная убыль воспитанников, никаким образом не связанна с направлением детей в приемные семьи.

В-третьих, не смотря на протест врачей и психологов, утверждающих об очередной получаемой детьми психологической травме, дети переводятся в оставшиеся интернаты и детские дома. Они вынуждены снова привыкать, с трудом адаптируясь к очередному переезду, потеряв друзей и привычную среду обитания.

Часть детей, действительно, ждет жизнь в приемных семьях. Хорошая приемная семья- замечательный подарок ребенку, мечта каждого детдомовца. Плохо, когда идея превращается в сухую цифру, а благое дело по увеличению количества приемных семей становится показателем успешности региона, заложенными в критериях работы области.

Замещающей семье выплачиваются деньги на содержание детей. Тревога общественности с самого начала проекта заключалась в том, что при подобных выплатах, интерес взять ребенка часто основан не на желании ему помочь, а на желании заработать денег.

Эксперты Родительского Всероссийского Сопротивления (РВС) уже 5 лет, выступая на лучших общественных площадках, посвященных вопросам детей-сирот, говорят о сильном иностранном влиянии в этой сфере как угрозе национальной безопасности. Система государственной заботы о детях-сиротах была несколько лет назад переформатирована в пользу института платного родительства. Очередной эксперимент скопирован из опыта западных стран. При этом многие западные специалисты считают, что устройство детей в фостерные (платное родительство) семьи — это наихудшая и самая разрушительная форма устройства детей-сирот.

Часто, платное родительство приводило к повторной психической травматизации сироты, когда платные родители на основе договора и легко могут вернуть ребенка. Для ребенка же этот отказ является вторичным сиротством. Платное семейное устройство детей значительно повышает риск эксплуатации детей сирот, из-за сниженного, по сравнению с детским домом, контроля. Согласно докладу ФБР 2014 г., в Конгрессе США, 60% детей, попавших на криминальный рынок работорговли и сексуальных услуг — из приемных семей.

Такая же ситуация и со второй объявленной целью-уменьшением нагрузки на бюджет за счет обеспечения сирот приемными семьями. По некоторым данным выплаты приемным семьям уже сравнялись с расходами государства по содержанию детских домов.

Курс на закрытие детских домов многие педагоги-практики считают ошибочным. Конечно, нужны и стандарты качества работы, и детский дом должен отвечать за качество выходящего выпускника. Сегодня за это никто не отвечает. У государства до сих пор нет заказа, кого мы выпускаем из детского дома. Деньги в систему идут потоком.

Последние годы, детские дома ликвидируются повсюду от Москвы до Сахалина. Означает ли это, что страна «решила проблему» с сиротами? Вовсе нет. Семейное устройство — это тонкий, ювелирный процесс. И, главное, долгий. Проще и быстрее сократить число детских домов. Закрывают детские дома, в которых существует сложно разработанная, опробованная система устройства детей в семьи, весь опыт и наработанные технологии- на свалку.

Еще хуже от того, что спускается план, сколько детей нужно устроить в приемные семьи. В итоге, сироты попадают в неблагополучные семьи, к алкоголикам, безработным, которые брали их только ради денег. В съёмные квартиры, как это было в Подольске.

Наша страна не первая, которая задалась благой целью найти всем детям семью. Италия пытается это сделать с 2001 года, но никак почему-то не выходит. Румыния и Венгрия, раздав большое количество детей по семьям, столкнулись с огромной волной возвратов.

Общественность, средства массовой информации активно обсуждают попытку по созданию сложной системы, которая позволила бы не только устроить ребенка в семью, но сделать это грамотно.

Парадокс в том, что подобная система существовала. Комплексная, продуманная, детальная, эффективно действующая. Работали над профилактикой сиротства, с кровными семьями, чтобы вернуть детей в родную семью. Ребенок, попадая в детский дом, немедленно получал психологическую помощь, семья подбиралась очень внимательно так, чтобы и ребенок подходил семье, и семья ребенку. Приемные семьи сопровождали специалисты. Существовала система помощи выпускникам детских домов.

Подобные организации устраивали до 95 процентов детей в семьи, и потом детские дома, на базе которых они существовали, превращались в центры семейного устройства. Это была комплексная модель, где воедино сводились и вопросы профилактики, и устройство семьи и защиты прав.

Система убита очередной реформой. Высококлассные специалисты, единственные в своем роде, которых в принципе нигде не готовят, остались за бортом.

Скептики говорят, что детские дома разрушают личность. Страшно, когда непрофессионализм и популизм, рейтинги и отчеты убивают жизнь… Еще страшнее, если это жизнь ребенка, так и не увидевшего счастье жизни в новой приемной семье.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.




 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
Доклад Академика РАН В.И. Кашина на научной сессии общего собрания членов Отделения сельскохозяйственных наук Российской Академии Наук

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Депутат Госдумы помог ликвидировать несанкционированную свалку

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Вернем историческую правду!

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ Александр Наумов помог дошкольному отделению в Тарасково в рамках инициативного бюджетирования

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда