В мероприятии, состоявшемся под председательством Губернатора Алтайского края В.П. Томенко, также приняли участие заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации О.Н. Лут, первый заместитель руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору С.А. Алексеева, заместители губернаторов, курирующие вопросы сельского хозяйства, руководители органов управления АПК крупнейших сельскохозяйственных регионов России, представители законодательных органов власти субъектов Российской Федерации, представители общественных организаций и экспертного сообщества.
Центральной темой обсуждения стал перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 26 декабря 2019 года.
В рамках мероприятия В.И. Кашин поблагодарил членов рабочей группы и аппарат, обеспечивший проведение заседания Государственного Совета, за эффективную работу и содержательный подход к подготовке перечня поручений.
Президент поддержал все внесенные нами предложения о необходимости законодательного обеспечения эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, утверждения Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и сохранения плодородия почв, доведения финансирования государственной программы комплексного развития сельских территорий до паспортных значений, а также другие наши инициативы.
При этом В.И. Кашин заострил внимание участников на том, что эффективность выполнения поставленных Президентом задач требует учета в работе ряда важных вопросов.
В рамках подготовки новой государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса мы не можем игнорировать вопросы охраны и воспроизводства плодородия почв. Комитет 17 февраля провел всероссийские парламентские слушания, в рамках которых все участники единогласно высказались за более комплексный подход и обязательный учет в этой госпрограмме вопросов сохранения плодородия.
Кроме того, закладываемые в основу государственной программы мероприятия должны исходить из необходимости введения в сельскохозяйственный оборот к 2030 году, как минимум, 20 млн. га пахотных земель. Ведь чем дольше заброшенные земли будут находиться вне сельскохозяйственного оборота, тем большие ресурсы и затраты понадобятся для их вовлечения в производство сельскохозяйственной продукции.
Именно поэтому мы говорим о комплексном подходе, ведь требуемая динамика определяет потребность увеличения парка сельскохозяйственной техники (минимум 3 тыс. комбайнов и 4 тыс. тракторов на 1 млн. введенных в оборот гектаров пашни), увеличения объемов внесения удобрений, ускоренного развития системы мелиорации, и т.д.
Наша задача – системно доработать существующий проект государственной программы, который сегодня проходит процедуру оценки регулирующего воздействия, а также обеспечить ей соответствующую законодательную поддержку.
Далее В.И. Кашин заострил внимание участников заседания на задачах развития отраслевого бюджетирования.
Необходимо эффективно отработать корректировки федерального бюджета в части расходов на реализацию наших трех государственных программ – программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, программы комплексного развития сельских территорий и программы вовлечения в сельскохозяйственный оборот заброшенных земель и охраны плодородия почв.
Так, по Госпрограмме комплексного развития сельских территорий финансирование на текущий год должно быть увеличено на 43,4 млрд. рублей. А если говорить о 2021-2022 годах, то увеличение должно составить 126,2 млрд. руб. и 158,2 млрд. руб. соответственно. Финансирование новой госпрограммы по землям сельскохозяйственного назначения на 2021 и 2022 годы уже сейчас должно быть заложено в бюджет, а это дополнительные суммы до 140 млрд. рублей в год. Не менее важно, исходя из поставленных перед отраслью новых задач, откорректировать в сторону увеличения финансирование госпрограммы развития сельского хозяйства.
В заключении, в рамках обсуждения плана работы на 2020 год, В.И. Кашин обратил внимание на целесообразность включения в перечень тем, запланированных к обсуждению на рабочей группе, вопросов повышения доходности сельскохозяйственного производства, борьбы с диспаритетом цен, а также совершенствования системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Сегодня низкая доходность сельскохозяйственного производства не позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям вести расширенное воспроизводство, а также является фактором, определяющим низкую инвестиционную привлекательность отрасли.
Ситуация усугубляется диспаритетом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. В этой связи мы воспринимаем поручение Президента о снижении стоимости электроэнергии для сельскохозяйственных потребительских кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств, как первый шаг к тому, чтобы установить справедливые тарифы для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Напомню, что население сегодня в среднем платит за 1 кВт/ч 3,7 рубля, промышленность 2,6 рубля, а сельхозтоваропроизводители – 8 рублей.
Не меньше вопросов вызывают изменения условий налогообложения плательщиков ЕСХН в части признания их плательщиками еще и НДС, если их доход превышает 90 млн. рублей. Мы убеждены, что пороговое значение дохода сельхозтоваропроизводителя для признания его плательщиком НДС должно быть не ниже 400 млн. рублей. В противном случае налоговая нагрузка просто задушит наши и без того убыточные хозяйства.
Без решения этих ключевых вопросов нам не удастся обеспечить прорывной динамики в развитии АПК. Именно поэтому Государственный совет Российской Федерации должен дать сложившемуся положению дел критическую оценку и предложить комплексный подход к изменению ситуации в лучшую сторону.Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академик РАН В.И. Кашин принял участие в заседании рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по направлению «Сельское хозяйство».