Почему в космическом наукограде на железнодорожных путях по прежнему гибнут люди и нет консенсуса по проблеме создания доступной пешеходной среды?
При объединении городских округов Королёв и Юбилейный, которое произошло в 2014 году, возникла проблема пешеходной и транспортной доступности. Дело в том, что объединенный наукоград по-прежнему разрезан на три части линиями железной дороги, под которой оборудованы только два подземных перехода, автомобильных эстакад также только две.
Многих королёвцев не устраивает пользование удаленными подземными переходами, которые имеются только на железнодорожных станциях «Подлипки-Дачные» и «Болшево». К тому же первый переход неудачно сконструирован: он тесный, с крутым спуском, скользким и неровным покрытием, низкими перилами. Особенно тяжело пользоваться этим переходом мамам с колясками, инвалидам и пожилым горожанам.
Заметим, что в советское время был оборудован ещё третий подземный переход, через который в лихие девяностые годы проложили трубопровод от котельной (так, наверное, застройщикам дешевле) и он перестал функционировать как пешеходный.
Ни руководство РЖД, которой принадлежат железнодорожные переходы, ни местные власти, которые отвечают за развитие доступной городской среды за минувшие годы так в целом и не решили проблему пешеходных переходов через железнодорожные линии.
Вот и переходят королёвцы железнодорожные пути по старинке «народными тропами». Именно тропами, потому что многие из них переходами трудно назвать. Только один наземный переход оборудован всеми необходимыми элементами – резиновым настилом, направляющими для колясок, звуковой сигнализацией и светофорами. Это переход – с улицы Ленинской в микрорайоне Юбилейный в центральную часть города, где расположены торговые и офисные центры. На этом переходе также установлена так называемая «змейка» - изгибающийся защитный барьер, который не позволяет пешеходам не останавливаясь выскочить на переход, а велосипедистов и любителей самокатного транспорта, а также лыжников вынуждает спешиваться.
Все другие переходы оборудованы по упрощенной схеме: в лучшем случае прорезиненный, а то и деревянный настил, информационный стенд и крайне редко - светофор. Даже на широко разрекламированной и открытой в 2020 году в Королёве вело-пешеходной дорожке Акуловского водоканала на пересечении с железной дорогой не установлена элементарная «змейка». Именно здесь в минувшее воскресение (7 февраля) среди бела дня электричка сбила школьника, который скончался до приезда скорой помощи.
Но самым проблемным является переход через железную дорогу около станции «Подлипки-Дачные» с улицы Карла Маркса на улицу Грабина. Этот переход опасен, но им пользовались многие, так как ближайшая альтернатива – подземный переход под самой железнодорожной станцией с крутыми ступеньками, плохим освещением и грязью. Он неудобен для маломобильных граждан, которые настойчиво просят оборудовать наземный переход по всем правилам безопасности. Это давно необходимо делать, ведь ежедневно станцией «Подлипки-Дачные» пользуются более 30 тысяч человек, многих из которых не устраивает подземный переход, а на необорудованном наземном переходе только за последние 3 года погибли 16 человек!
Вместо этого сотрудники РЖД, в чьей зоне ответственности находится этот небезопасный наземный переход, неоднократно блокировали проход, но люди каждый раз демонтировали ограду и возобновляли движение по «народной тропе». Несколько лет совместно с прокуратурой местные власти убеждали РЖД о том, чтобы здесь был сделан безопасный и удобный переход.
В мае 2020 года старший инспектор Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Р.Юнисов сообщил, что «по многочисленным просьбам жителей и для предупреждения дальнейших травмоопасных случаев решено возвести здесь максимально безопасный вариант перехода через пути». Летом 2020 года для безопасности королёвцев здесь должны были появиться и лабиринт («змейка»), и резиновый настил, а также световое и звукооповещение. Но вопрос был вновь отложен, по сообщению представителей РЖД ориентировочно до 2025 года, когда планируется масштабная реконструкция всего привокзального пространства в Подлипках.
В этой связи местные власти пошли по простому пути - установке в этом месте железобетонной стены, чтобы полностью исключить опасный проход через железнодорожные пути. Это решение вызвало негативную реакцию у многих жителей, ожидавших оборудования безопасного и удобного наземного перехода.
Жителей проинформировали, что в 2021 году будет проведена модернизация устаревшего подземного перехода. Здесь будут установлены лифты и устранены небезопасные пандусы, а выходы накроют новым навесом. На проведение работ потребуется около восьмидесяти семи миллионов рублей.
Одновременно газета «Спутник» проинформировала королёвцев, что в перспективе в Подлипках планируется строительство современного конкорса (распределительный зал, устраиваемый между платформами и основными помещениями железнодорожного вокзала), что будет стоить порядка двух с половиной миллиардов рублей. Масла в огонь народного недовольства добавил опубликованный редакцией газеты эскизный вариант проекта, на котором конкорс займет значительную часть березового сквера, прилегающего к станции.
Когда жители поняли, что вместо обещанного безопасного наземного перехода предстоит реконструкция непопулярного подземного перехода, а потом и строительство крупного конкорса, под который может пойти территория березовой рощи – недовольство переросло в сход граждан, на котором было больше вопросов, чем ответов на них, поскольку ни представителей РЖД, ни городской администрации на этом мероприятии не было. Жители озабочены отсутствием информации о сроках и порядке реконструкции наземного «народного» перехода, выразили недовольство закрытием бетонной стеной этого маршрута и опасаются, что будет вырублен березовый сквер при возведении конкорса и реконструкции привокзальной территории.
Представители Королёвского ГК КПРФ и местного отделения организации «Дети войны» 7 февраля 2021 года провели встречу с жителями Королёва в районе железнодорожной станции «Подлипки-Дачные», внимательно выслушали их мнение, которое доведено до соответствующих властей.
Жителям доведена позиция Королёвского ГК КПРФ: на станции «Подлипки-Дачные» должны быть оборудованы безопасные и удобные пешеходные переходы: как подземный, так и надземный, а при строительстве конкорса не должны пострадать зеленые насаждения. Кроме того граждане должны получить полную информацию о сроках, объёмах и порядке проведения всех планируемых работ. Горожане ждут от РЖД и властей города решения проблемы.
Для обеспечения депутатского и общественного контроля за созданием безопасных переходов через железнодорожные магистрали и развитием доступной городской среды в Королёвском ГК КПРФ создается рабочая группа из числа депутатов от КПРФ и представителей общественности.