Такой вопрос хочется задать клирикам и, в первую очередь, старшему священнику подворья Донского монастыря в посёлке Зеленогорадский городского округа Пушкинский Леониду Цапку, организовавшему в конце февраля историческую реконструкцию «Ледяной поход» Добровольческой армии 1918 года» под видом открытого урока истории для школьников на территории посёлка. По характерным элементам этой реконструкции, таким как изображение противоборствующих сил, и общему настрою организаторов можно судить, на чьей стороне выступили бы они сами, происходи эти события сейчас. И сторона эта — не народная.
Исторические реконструкции — бузусловно дело благое, направленное на визуализацию ярких событий прошлого для ныне живущих поколений. Посещая их, дети и молодёжь могут познакомиться с образами воинов прошлого — защитниками своего Отечества от супостата, прикоснуться вживую к раритетным образцам оружия и обмундирования или их современным макетам. Эти красочные масштабные мероприятия прекрасно дополняют сухие цифры и тексты школьных учебников. Но вот с выбором тем для реконструкций надо быть аккуратнее.
Более чем тысячелетняя российская история изобилует великими и славными победами нашего народа над иноплеменниками. Александр Невский над шведами и тевтонами, Дмитрий Донской на Куликовом поле, Александр Суворов и Михаил Кутузов над полчищами французов и их союзников из многих европейских стран, Красная армия над общеевропейским сборищем нацистско-фашистской нечисти под руководством гитлеровской Германии. И всё это — победы великие, неоспоримые, зафиксированные навечно в скрижалях отечественной и мировой истории. Нам есть, чем гордиться и есть, на чём воспитывать из школьников настоящих патриотов.
Но вот кого же решили достать из глубин исторической науки для демонстрации юным школьникам зеленоградские святые отцы? Армию генералов Деникина и Алексеева, являвшегося одним из организаторов свержения так почитаемого современными батюшками «святого» царя Николая Романова. Армию, до конца своего существования получавшую подачки от наших «европейских партнёров» по Антанте и расплачивающуюся с ними обещаниями будущих территориальных уступок за помощь в борьбе против народа, измученного веками крепостничества и барского гнёта. Армию, содержавшуюся и на деньги купчиков разных гильдий и промышленно-банкирских кругов, безжалостно эксплуатировавших своих работников. Неужели образ проигравших вчистую и отринутых своим народом разномастных беляков — этих и с политической, и с военной стороны лузеров, как выражается современная молодёжь, нужно преподносить детям в качестве стороны, у которой была какая-то «своя» правда? Где тут пример для подражания? На кого из этих деятелей можно равняться? Не эти ли недобитые «вояки» и их отпрыски вставали, благословляемые иерархами РПЦЗ, во времена Великой Отечественной Войны под знамёна белых генералов Петра Краснова и Андрея Шкуро, родившегося под говорящей фамилией Шкура и сменившего одну букву то ли для благозвучности, то ли чтобы замаскировать свою шкурную натуру. А кто же командовал во время ВОВ самими Красновым и Шкуро — соратниками Деникина по Белому Движению? Немецкий генерал Гельмут фон Паннвиц, повешенный по приговору советского суда, как и его подопечные бывшие белые генералы. Это такие вот персонажи должны олицетворять собой трагизм Гражданской войны в глазах школьников?
С 90-х годов прошлого века наша Русская Православная Церковь стала активно сближаться с РПЦЗ — русской зарубежной церковью, всегда являвшейся пристанищем для антисоветчиков всех мастей. В 2007 году произошло их объединение, и зарубежная церковь, для которой предатель Власов — герой-антикоммунист, получила своё представительство в Синоде РПЦ и влияние на общецерковные дела. Не с подачи ли этой зарубежной церкви и РПЦ на нашем ТВ экранизируются картины, где «красных» демонизируют, а «белых» представляют безвинно замученными идеалистами? И в то же время фильм, показывающий истинный моральный облик святого для них Николая Романова, был неистово оплёван позабывшими о своей «набожности» псевдоревнителями веры.
Может быть вспомнить батюшкам-реконструкторам настоящих патриотов Отечества, благословлявших красноармейцев на ратный подвиг в борьбе с гитлеризмом, Святейших Патриархов Московских и Всея Руси Сергия Страгородского и Алексия Симанского. Но при этом не забывать и о бесславной бесчестной судьбе их современников — первоиерархов РПЦЗ Антония Храповицкого и Анастасия Грибановского, из сытой враждебной заграницы напутствовавших беляков на борьбу с советским народом, строящим новое общество и государство для всех, а не для кучки «избранных». А уж если так морально тяжело для священников реконструировать бои победоносной Красной Армии, вполне можно пойти по пути реконструкции Бородина, Куликова поля, Полтавы и прочих наших доблестных побед под царскими знамёнами. На победах надо детей учить, а не на поражениях. И в пример надо приводить победителей, а не побеждённых. Ведь, какими бы не были тактические результаты этого приснопамятного «Ледяного похода», итоговая стратегическая победа осталась за «красными», а «белые» бежали из страны, поджав хвост, и только и могли, что пакостить из-за рубежа и приходить сюда незваными гостями под вражескими знамёнами, да и то ненадолго.
К сожалению, сейчас стало много программ по ТВ и в Интернете, где белогвардейские внуки, правнуки и праправнуки, вальяжно грассируя на плохом русском языке из своих заграничных особняков, несут всякий бред о «потерянной и истинной России», которую их предки якобы сберегли за рубежом. Но ничего, народ у нас умный, разберётся. За «красными» были и народная сила и народная правда, а за «белыми» оказались только пустая никчёмная болтовня и вечный несмываемый позор коллаборационизма во времена Гражданской и Великой Отечественной Войны.
Так с кем вы, батюшки?