Второе августа. Ильин день… День Преподобного Ильи пророка...
Для Подмосковья, достаточно милитаризированного региона с его четырьмя пассажирскими аэропортами и несколькими военными аэродромами, области, поправку гордящейся земляками - десантниками - это действительно великий праздник... про День ВДВ, второго августа уже кто только не сказал, и это правильно, но сейчас речь пойдёт о Талдоме, об одном из самых северных городов Московской области...
Здесь нет аэропортов и аэродромов, единственный аэродром сельхозавиации канул в лету ещё в конце восьмидесятых, а ближайший к Талдому Досаафовский «Борки», по сути, бывший Тушинский аэродром, переехавший на границу с Московской областью, в связи массовой жилой застройкой Тушинского района Москвы, находящийся в Кимрском районе Тверской области переживает сейчас не лучшие времена... о чем в ближайших выпусках «Подмосковной правды» мы обязательно расскажем.
Второе августа - Престольный праздник Талдома, по сути День основания города, хотя, скорее всего, его в этот день никто и не основывал. Традиция отмечать летом - осенью дни рождения городов, как мы писали в одном из выпусков нашего издания пришла с празднованием восемьсотлетнего юбилея столицы в далеком 1947 году и возобновилась спустя сорок лет в 1987 году.
Кашин, небольшой городок, в уезд которого одно время входил Талдом, почему-то называют городом русской души, Урюпинск в Волгоградской области -городом русской провинции, а вот Талдом, как и Кимры столицами русской обувной промышленности, городами башмачников и сапожников …
Впервые Талдом я посетил 7 ноября 1988 года и так сложилось, что этот город стал для меня, по сути родным, Москва расстраивается… уничтожаются районы, кварталы и улицы, даже на окраине…, к примеру, уникальные спортивные объекты, такие как, ранее расположенный напротив моего дома стадион «Локомотив» в Лосиноноостровском районе, переименованный в «Красную Стрелу», который был снесён с лица земли, с его двумя футбольными полями в Год Чемпионата Мира по футболу, а на его месте возник огромный многоэтажный жилой комплекс, «человейник», так его называют москвичи…
Поэтому Талдом, который знаком тебе с отрочества становится наиболее близким и дорогим, впрочем, как и Дмитров, Дубна и Кимры, наши северные города региона, сохранившие, по большому счету, исторические облики...
Итак,1988 год, вокзал Талдома-деревянное здание, с большой голландской печью, который, увы, не дожил до наших дней, как и многие деревянные вокзалы Савеловского направления, постройки начала ХХ века...
Мало кто помнит, но еще двадцать лет назад с Савеловского вокзала ходили четыре пары пассажирских поездов, два на Рыбинск, один на Углич, и еще один, самый «долгоиграющий» на Санкт-Петербург, прибывавший на Витебский вокзал, следовавший через : Калязин – Кашин - Кесову Гору - Сонково- Овинище –Пестово – Бугдошь - Мгу… до северной столицы почти двадцать шесть часов…, делавший, кстати. остановку в Талдоме, Орудьево и Дмитрове.
«Савеловская глухомань», есть такая страничка в интернете, но это не насмешка и стеб над этой местностью, это своего рода память о действительно заповедной местности нашего региона.
Можно кончено привести аналогию из известного романа Марка Твена, о том, где жили свободные люди, на севере или юге, но как бы кто не говорил, север Подмосковья, Талдом, как и города, расположенные неподалеку от него всегда отличались свободомыслием и собственным мнением…
Да, сейчас у Талдома не круглая дата, город отмечает 344 День Рождения, и пусть эти четверостишья расскажут нашим читателям о маленьком городе на севере Подмосковья…
Среди болот, лесов и пашен
Вдали от шумных автострад
Стоит без всяких важных башен
Наш город Талдом, я им рад
Журавль, скажут нам про Талдом
Тот, что в сапог залез ногой
Да, есть журавль есть и волки
Кого не встретишь под Москвой
Медведи тоже есть, ведь север
Пускай не крайний, а такой,
Что расположен между Хотчей,
Кунавкой, Куйменкой, Дубной
Бывают лисы и зайчата,
Что скачут в поле в Лебзино
Встречаются и соколята,
Их Талдоме у нас полно
Как не сказать что есть олени,
Пусть не в лесах и у реки
Зато на донышке фарфора
Их знает точно пол страны
Наш Талдом славен земляками
Которых почитал и царь
Михал Евграфыч ведь прославил
И Тверь, и Пензу, и Рязань
Рязань возвысил сам Есенин
Размах такой, как океан
У нас Клычков, крестьянский гений
Поэт, писатель и бунтарь...
Гордится Талдом Михаилом,
Собор стоит у каланчи
Другой Михайло, только Пришвин
Писал про Талдом, не стихи
Он видел ту природу края,
Что мы когда - то сберегли
Он видел пашни и разливы
У главной Родины реки
Мы ценим север Подмосковья,
Тот край, где птицы родились
Они прославили Японию
Вознесшись осенью ввысь
Да, Талдом город не великий
Но мы гордимся стариной
И пусть считают глухоманью
Савеловской или иной
Прошли столетия Талдом, Ленинск,
Остался городом купцов, сапожников,
Рабочих строек, валяльщиков, обувщиков
Он был свободным и остался
Стоять на севере Москвы
Он город вольный, бесподобный
Цветёт внутри моей души