Доклад Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашин на расширенном заседании Комитета по вопросу «О совершенствовании государственного регулирования зернового комплекса РФ с учетом проблемы действующего механизма распределения доходов федерального бюджета от уплаты вывозных таможенных пошлин на зерновые и масличные культуры».
Уважаемые товарищи!
Мы сегодня рассматриваем очень важный вопрос для АПК Российской Федерации и жизни страны в целом – это особенности производства зерна в текущем году. Из зерна производится 250 видов продовольствия, и продовольственная безопасности во многом зиждется на том, какие условия созданы в стране для производства зернобобовых, масличных культур, и в целом для отрасли растениеводства.
В последние годы мы достигли приличной динамики по росту валового производства зернобобовых культур и по урожайности. Мы отмечаем усердие крестьянства в этой работе и гордимся результатами этого труда! Но мы знаем и те вызовы, которые сегодня стоят перед отраслью растениеводства и, в частности, его зерновом направлении.
Мы видим, в каком состоянии у нас находится плодородие почв.
Эта ситуация вызывает серьезную тревогу. Тут непочатый край работы, в том числе необходимость проведения затратных мероприятий, поскольку мы задолжали уже 140 млн. тонн действующего вещества Земле-Матушке!
Мы хорошо знаем, как оснащены наши хозяйства сельскохозяйственной техникой, в каком состоянии находится логистическая инфраструктура.
Потери урожая недопустимо велики, поскольку при проведении уборочной кампании серьезно нарушаются научно обоснованные сроки. А как по-другому, если нагрузка на комбайн зашкаливает, особенно у малых хозяйств.
Рядом стоят вопросы диспаритета цен.
Взгляните, до сих пор для покупки одной тонны дизельного топлива необходимо продать пять тонн пшеницы! Вспомните, какие были созданы условия в этом плане 30 лет назад, и сколько топлива можно было купит на одну тонну зерна. Посмотрите, как выросли цены на удобрения.
В этой связи я хочу еще раз обратить внимание на показатели урожайности в Поволжье.
В прошлом году 16-17 центнеров с гектара! Вот он лимитирующий фактор, который регулярно проявляет себя раз в два-три года. А это, все-таки, Поволжье, тоже житница. Там живут десятки миллионов людей. И с такой урожайностью, с такой себестоимостью, а теперь еще и при такой пошлине, вести расширенное воспроизводство не представляется возможным!
К тем вызовам, которые я уже обозначил, можно добавить нищенскую заработную плату, и в целом условия жизни на сельских территориях.
Поэтому, уважаемые товарищи, нас не может не волновать и не возмущать эта ситуация. Как только у крестьян появилась отдушина в виде справедливой цены на производимую ими продукцию, и возможность, хотя бы, на зерновом направлении получить прибыль, позволяющую купить удобрения, обновить технику, вложиться в развитие инфраструктуры хранения, увеличить посевные площади, выплатить работникам достойную заработную плату, сразу нашлись «голодающие».
Даже к этим небольшим средствам протянули руки!
С чего все это началось, мы хорошо помним. Поднялись цены на продукты питания. И для того, чтобы их сдержать в феврале 2021 года вышло постановление Правительства Российской Федерации № 117 «О ставках вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры…», затем, в тот же день, постановление, устанавливающее порядок возврата этой пошлины сельхозтоваропроизводителям.
Мы провели анализ статистических данных по ценам на основные продукты переработки зерна.
Но корреляции между ценами производителей зерна с потребительскими ценами на хлеб не оказалось! Падает цена производителя, или растет, на полке хлеб всегда только дорожает.
И при этом, не проговорив ни с Минсельхозом, ни с профильным Комитетом Государственной Думы, принялись ограничивать цену на сельскохозяйственное сырье.
Мы тут же отреагировали, высказали свои опасения и экспертные оценки. Публично выступили против введения этого механизма. Ведь у нас есть возможности государственных закупочных и товарных интервенций, которые, в бытность А.В.Гордеева Министром сельского хозяйства, доходили до 10 млн. тонн и сбалансированно решали проблему цен на внутреннем рынке.
Нет, ввели плавающую пошлину.
Уважаемые товарищи, посмотрите, пожалуйста, за счет чего, все-таки, складывается потребительская цена на продовольствие.
Наше зерно взяли по 14 рублей за килограмм. Выпустили из него муку - 21 рубль. Испекли хлеб - уже 56 рублей! А на прилавке он же лежит по 88,3 рубля. В 6,2 раз накрутили цену зерна!
Почему же наши регуляторы не смотрят в эту сторону? Одна только торговая наценка в 2 с лишним раза больше цены зерна! Вот где надо регулировать, а не ограничивать доходность крестьянина, который с утра до ночи пашет, получает копейку и живет в очень сложных условиях.
Комитет не раз предлагал отрегулировать ценообразование на продовольственные товары. Посмотрите на международную практику – она разная, от продовольственных карт, до гарантированных цен.
Давайте уже отрегулируем эти наценки. Почему такая накрутка идет на выпечке хлеба и в торговле? Давайте посмотрим всю структуру добавленной стоимости на этих этапах, потому что, как цену на зерно не ограничивай, дальше по цепочке она растет в разы!
Должен быть принят сбалансированный регулирующий механизм, а то, что введено сейчас – очень опасный инструмент. Напомню, что в 2012-2013 годах у нас всего 60 млн. тонн зернобобовых культур производилось. Мы же не хотим вернуться к таким показателям.
В условиях кризиса АПК – единственная отрасль стабилизирующая динамику экономики. Это позволяет и Президенту Российской Федерации, и Председателю Правительства, и всем нам гордиться и говорить слова благодарности в адрес крестьян.
Вот мы посчитали по Ростовской области.
С учетом цены зерна 19 тысяч рублей за тонну, за вычетом пошлины в 4 тысячи, затрат на производство и реализацию, остается прибыль 950 рублей с тонны. Это 13-ю зарплату не выплатишь! А как обновлять технику, а закупать удобрения, бороться со всеми названными выше вызовами, включая опустынивание? В Ростовской области, между прочим, до 10 миллионов гектаров подвержено активным процессам опустынивания! Зачем вести в таком ключе работу? Изъять 28,5 миллиарда, а вернуть 680 миллионов?
Мы вчера долго говорили с заместителем Министра финансов Российской Федерации И.А.Окладниковой и она обещала, что те пошлины, которые будут поступать в бюджет, будут 100% возвращены в АПК. Мы позавчера приняли постановление Государственной Думы по итогам правительственного часа, где отдельным пунктом записали рекомендацию Правительству отработать механизмы, которые бы сняли все тревоги сельхозтоваропроизводителей, экспертов, депутатов Комитета.
У нас много дыр в сельском хозяйстве, много кричащих вопросов. Но для их решения есть другие средства, в том числе федерального бюджета. За прошлый год цена нефти уже перевалила за 69 долларов за баррель. Снова появляются сверхдоходы на углеводородном направлении, а значит и возможности усилить поддержку АПК.
Давайте наращивать эффективность реализации наших трех государственных программ, в том числе через увеличение объема их финансирования и интенсификацию мероприятий. Надо возвращать долги крестьянину!
Повторюсь, пошлина не решает поставленной задачи по регулированию потребительских цен на продовольствие.
Сегодня уже 100 долларов с тонны зерна срезается в бюджет (7 рублей с килограмма). Поэтому мы должны в деталях рассмотреть все, что связано с изменением величины пошлины, ее снижением, минимум, до 20% от мировой цены, или вовсе отменой, а также всех вопросов, которые связаны с возвратом этих средств, и в первую очередь производителям зерна.
К нам обращаются фермеры, крупные производители зерна, целые районы, области, отраслевые союзы. Все пишут свои предложения, показывают расчеты. Многие говорят уже о том, что будут сокращать посевы. А ведь мы госпрограммой ставим задачу обратную – максимально вовлечь в сельскохозяйственный оборот неиспользуемые земли, увеличить посевную площадь. При этом надо развивать логистику, инфраструктуру хранения, и еще много чего по всем направлениям, включая плодоводство, овощеводство, животноводство, где очень сложная экономика, и именно зерно давало возможность держаться на плаву многим хозяйствам.
Вот, посмотрите на рентабельность.
Производство мяса говядины в минусовой зоне. Вообще рентабельность мясного направления ниже некуда.
Напомню, что по советским временам рентабельность считалась не как в промышленности. У нас если ниже 30%, то расширенного воспроизводства вести не получится, при условии сохранении достойной заработной платы работникам, хотя бы не ниже средней по экономике. А что сегодня? Если вывести зарплату в сельском хозяйстве на средний уровень, то рентабельность на всех направлениях рушится!
Давайте, уважаемые товарищи мы эту важнейшую тему сегодня подробно обсудим, чтобы к 16 февраля, когда у нас будут Парламентские слушания по ценообразованию, мы могли получить от министерств и ведомств, союзов, предметный ответ по выходу из сложившейся ситуации. Аграрии заслужили, чтобы их государство поддерживало. К предстоящей посевной кампании они должны подойти с полной уверенностью в завтрашнем дне!
Уважаемые товарищи, будем действовать в едином ключе. Комитет и Министерство сельского хозяйства работают очень тесно и дружно, с пониманием общей цели – укрепить наш агропромышленный комплекс. Мы все будем делать для того, чтобы господдержка по трем нашим государственным программам, и развития АПК, и комплексного развития сельских территорий, и «Второй целины», были реализованы согласно тому, как задумывались изначально, в том числе по финансовым параметрам.
Мы нацелены на то, что бы крестьянство, производители зерна, мяса, молока, плодов, овощей, картофеля, все сельскохозяйственные товаропроизводители были полностью защищены и могли эффективно решать задачу обеспечения продовольственной безопасности!