Два федеральных законопроекта, внесенных в Государственную Думу депутатами-коммунистами и направленные на согласование в Мособлдуму не были поддержаны Комитетом по вопросам государственной власти и региональной безопасности: «О внесении изменений в статью 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части наказания за неправомерное использование отличительного признака представителя средства массовой информации)», «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части назначения штрафов за правонарушения в сфере предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума)».
Эти законопроекты направлены на смягчение административных санкций. Фракция КПРФ в Московской областной Думе приняла решение вынести эти законопроекты на отдельное голосование и поручила выступить на пленарном заседании в поддержку законопроектов руководителю фракции КПРФ Александру Наумову.
Александр Наумов, выступая по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части наказания за неправомерное использование отличительного признака представителя средства массовой информации)», отметил:
-Уважаемый Игорь Юрьевич, уважаемые коллеги! Федеральным законом от 30.04.2021 г. № 102-ФЗ установлены значительные штрафы за незаконное использование на публичных мероприятиях отличительного знака представителя СМИ. За данное правонарушение предусмотрено наложение административного штрафа в размере от 20 тыс. руб. до 30 тыс. руб. Введенные размеры штрафа явно не соответствуют тяжести проступка. Размер штрафных санкций несопоставим с ответственностью, закрепленной в КоАП, за совершение правонарушений аналогичного характера. В частности, КоАП предусматривает ответственность за незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов, лицом, не имеющим на это право. За указанное правонарушение может быть наложен штраф в размере от 1,5 тыс. руб., до 2,5 тыс. руб. с конфискацией формы. При этом последствия, причиненные фактом совершения административного правонарушения, связанные с ношением формы сотрудника правоохранительных органов, представляются более существенными и серьезными, нежели вред, причиненный с использованием знака журналиста или сотрудника СМИ. В этой связи, законопроектом предлагается снизить размер штрафа, установив его в пределах от 1 тыс. руб. до 2 тыс. руб. Прошу поддержать.
Затем коллеги заслушали выступление руководителя фракции КПРФ Александра Наумова по проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части назначения штрафов за правонарушения в сфере предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума)»:
-Уважаемый Игорь Юрьевич, уважаемые коллеги! Законопроект разработан депутатами фракции КПРФ в Госдуме. В связи с тем, что в ходе избирательной кампании 2021 года во фракцию КПРФ в Государственной Думе поступали многочисленные обращения граждан, обеспокоенных суровостью мер административной ответственности по статьям 5.10 и 5.12 КоАП РФ. Здесь, как раз, могу привести много примеров в данном случае, особенно это касается обращений из Москвы. Санкции этих статей в действующей редакции были установлены федеральным законом от 9 марта 2021 г. Ими, в частности, предусматриваются значительные штрафы за проведение предвыборной агитации вне агитационного периода, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах. За изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдумов, агитационных материалов, с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах, за размещение печатных и агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях или на сооружениях и иных объектах без разрешения собственника или владельца указанных объектов. Здесь предусматриваются штрафы для физических лиц от 5 тыс. руб. до 20 тыс. руб., для должностных лиц – от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб., для юридических лиц – от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. Столь завышенные размеры штрафов не соответствуют тяжести совершаемых деяний. Они несоразмерны поступкам граждан и организаций, которые при проведении агитации или распространения агитационных материалов могут действовать неумышленно и по ошибке. Мы все знаем, участвуем в выборах. Поэтому агитаторы могут куда-то забрести, и за это организация может нести столь существенную ответственность. В то же время, в некоторых случаях, на это закрываются глаза. Мы выступаем не за то, чтобы отменить штрафы, но все-таки их значительно уменьшить. Причем, для физических лиц – до 5 тыс. руб., для должностных лиц – от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб., для юридических лиц – от 50 тыс. руб. до 150 тыс. руб. Они тоже значительные, но, в то же время, не столь драконовские. Поэтому прошу поддержать.
Депутаты-коммунисты и депутаты других оппозиционных фракций поддержали оба законопроекта, но большинство депутатов Московской областной Думы, представляющих партию власти, проголосовало против.