Цена здоровья на рынке лекарств

Сегодня тема обеспечения населения лекарствами едва ли не самая «горячая» как в стране, так и в Подмосковье. Заместитель руководителя фракции КПРФ в Мособлдуме, член Комитета по вопросам охраны здоровья Константин Черемисов отвечает на актуальные вопросы.

– Константин Николаевич, согласно официальным сообщениям Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) стала проводить мониторинг, иначе говоря, отслеживание доступности лекарственных средств по цене и ассортименту в стационарных лечебно-профилактических (ЛПУ) и аптечных учреждениях РФ. Как бы вы прокомментировали это решение властей?
– Да, действительно, прошло всего 18 лет от начала гайдаровской «либерализации цен», прежде чем правительство РФ услышало голос возмущенных граждан и осознало необходимость обуздания бесконтрольного роста цен на лекарства. По информации Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, в условиях кризиса число жалоб по лекарственному обеспечению увеличилось примерно в три раза. Среди них львиная доля – жалобы на необоснованное повышение цен на медикаменты. В этих условиях даже правительственные газеты вынуждены задаться вопросом: почему цены на одно и тоже лекарство в разных аптеках отличаются в несколько раз? Наконец-то власти озадачились проблемой: какой фактор – цена оптовика (дистрибьютора), количество посредников, интересы аптек – является определяющим при «накрутке» цен для потребителя, с тем, чтобы воздействовать именно на этот фактор. 
Несколько слов о сути нововведения. В соответствии с приказом Минздравсоц-развития России от 27.05.2009 г. № 277-н с июня месяца региональные органы системы Росздравнадзора теперь обязаны проводить мониторинг цен и ассортимента лекарственных средств во всех стационарных ЛПУ (больницах, госпиталях и т.п.), для которых лекарства закупают за счет бюджета, а также в 15 % аптечных учреждений в регионах РФ (из них государственных и муниципальных – 50% и столько же – коммерческих). В контрольный перечень включены 134 лекарства, наиболее востребованные как в больницах, так и среди населения (из 2500 зарегистрированных в стране). Следует отметить, что более 3/4 годового объема поставок лекарств мы импортируем, но развал нашей фармацевтической промышленности – тема для отдельного разговора.
– Как же будет практически организовано это слежение за ценами?
– Вышеназванным приказом утверждены положение о мониторинге и формы отчетных документов. На первый взгляд, все просто: к 15 числу каждого месяца региональные управления Росздравнадзора должны собрать информацию о наличии и ценах на лекарства от контролируемых учреждений, к 5-му числу следующего месяца - передать её в Росздравнадзор, тот к 10 числу – в Минздравсоцразвития, а министерство к 15 числу – сводный отчет в правительство за истекший месяц для принятия каких-то регулирующих решений.
Однако специалисты сомневаются, что можно эффективно организовать этот контроль. Поясню это на примере Московской области, в которой более 2000 аптек. 15% от них это примерно 300. Половина от этого числа должна быть коммерческими. Как заставить их предоставлять информацию о ценах, если законом такая отчетность не предусмотрена? А если и будут предоставлять, то проверить, насколько она достоверна, невозможно. Что касается муниципальных аптек, которых в области около 500, то теперь у них прибавится большой объем отчетности, хотя никто толком еще не знает, какой это даст результат. 
– Каждый раз, когда заходит речь о контроле государства над процессами ценообразования, либеральная пресса поднимает крик о нарушении принципов свободного рынка. Как же обстоят дела с решением этой проблемы за рубежом? 
– Если государство действительно желает устранить хаос в этой жизненно важной сфере, то никакой свободный рынок не препятствие. В Германии, например, в любой аптеке один и тот же препарат продаётся по одинаковой розничной цене. Там цена производителя не регулируется, соблюдается свобода бизнеса, но при этом фармацевтические компании обязаны продавать свою продукцию всем оптовикам по одинаковой отпускной цене, и эта цена, в отличие от нашей страны открыта. В оптовом секторе торговая надбавка жестко фиксируется, хотя для дешевых лекарств она повыше. Но при этом наценка на один и тот же препарат, продаваемый в разных аптеках, будет одинаковой. Причем за этим следят не только государственные органы, но и профессиональные объединения – аптечные палаты. Да, у нас другие масштабы страны, транспортные расходы, но принцип государственного регулирования цен должен быть восстановлен.
– Может быть, существуют какие-то иные подходы к законодательному регулированию сдерживания цен, хотя бы на отечественные лекарства?
– В том-то и дело, что существующее законодательство в этой сфере не даёт возможности ограничить ценовой произвол и загоняет проблему в тупик. Ведь как организована продажа медикаментов? Например, Московская область, как субъект федерации, не может закупать лекарства для нужд своего населения напрямую, непосредственно у производителя, даже находящегося в Подмосковье. Сначала нужно провести конкурс на право поставки медикаментов среди продавцов (оптовиков), затем – делегировать победителя-посредника на предприятие, и только потом приобрести у него лекарства (разумеется, с его посреднической наценкой). В итоге цена лекарств для больниц, государственных и муниципальных аптек возрастает на 25-30 процентов. По-другому покупать нельзя – таков закон. 
Изменив закон на федеральном уровне, устранив ненужных посредников-паразитов, разрешив проведение конкурса на поставку медикаментов для государственных и муниципальных нужд среди предприятий-производителей, можно быстрее добиться регулирования цен на лекарства. Невозможно решить частные вопросы, не решив общих. Иначе нам никогда не выйти из этого порочного круга. 
– Федеральный закон определяет потребительскую корзину как минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Цены на лекарства растут, но не видно, чтобы это как-то отражалось при расчете стоимостной оценки этой корзины, т.е. прожиточного минимума по стране и в регионах.
– Когда стал вникать в этот вопрос, выяснилось, что согласно Методическим рекомендациям по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения по РФ и в субъектах РФ, утверждённым в 1999 году, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства включены в группу «непродовольственных товаров общесемейного пользования». Они объединены вместе с постельным бельем, посудой, бытовыми приборами, мебелью и другими товарами культурно-бытового и хозяйственного назначения. Считается, что доля предметов санитарии и лекарств в этой «корзине» должна составлять 11,4% общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц. Откуда взялась и как обоснована эта цифра - неизвестно.
На мой взгляд, включение лекарств, имеющих, как и продукты питания, приоритетное значение в сохранении здоровья и жизни людей, в одну группировку с кастрюлями, холодильниками, кроватями и другими культурно-бытовыми товарами длительного пользования, изначально было неправильным. 
Видимо, в правительстве РФ осознали весь абсурд этого положения и, проводя мониторинг цен, Минздравсоцразвития стремится в какой-то мере устранить этот нелепый 11-процентный барьер. Необходимо пересмотреть вышеуказанные рекомендации и выделить лекарства в отдельную группу, что позволит учитывать изменения цен на медикаменты при определении прожиточного минимума.
Да, это может изменить статистику бедности за счет учета реального числа малоимущих семей. Но правительству пора избавляться от иллюзий, изображая борьбу с бедностью. Бороться нужно с причинами, её порождающими, – порочным социально-экономическим курсом. И тот самый мониторинг цен, о котором шла речь выше, это всего лишь индикатор одного из слагаемых социальной катастрофы, в которую скатывается страна. Как термометр, который показывает температуру больного, но не может вылечить от болезни.
– Что и говорить, безрадостная картина вырисовывается. Что же делать простым людям, пока принесут плоды эти первые попытки государственного регулирования цен?
– Население всё больше сознаёт, что болеть в условиях буржуазной России – непозволительная роскошь, которая не каждому по карману. Поэтому нужно беречь здоровье близких, вести здоровый образ жизни. А рассуждения властей о какой-то «конкурентоспособности» граждан, фактически сводятся к издевательской поговорке, что «лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным». 
Сколько писем, обращений о коренном пересмотре финансово-экономической политики было направлено за эти годы в адрес правительства и президента РФ? Сколько законопроектов было отвергнуто госдумовским большинством? А ведь если бы правящая партия прислушалась к предложениям КПРФ – сколько можно было спасти людей, умерших преждевременно из-за плохого питания, недоступности лекарств или квалифицированной медицинской помощи? 
Если за годы так называемых «реформ» в России умерло 17 млн. человек, а смертность стала почти вдвое превышать рождаемость, то это о чем говорит? Право человека на жизнь стало зависеть от размера его кошелька. Мы живем в стране побеждающего социал-дарвинизма, а правительство предлагает населению верить в «светлое будущее» нацпроектов, надеяться на лучшее и слушать, как министры-миллионеры поют с экрана весёлую песню:
«Так будьте здоровы, живите богато,// коль так позволяет вам ваша зарплата.//
А если зарплата так жить не позволит,// – тогда не живите, никто не неволит»//.
Буржуазный строй и режим, развязавшие экономические репрессии против собственного народа, не имеют будущего. Рано или поздно это поймут большинство граждан. И чем раньше – тем лучше для них самих.

 

Беседовал
Александр Дегтярёв

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.




 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
Доклад Академика РАН В.И. Кашина на научной сессии общего собрания членов Отделения сельскохозяйственных наук Российской Академии Наук

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Депутат Госдумы помог ликвидировать несанкционированную свалку

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Вернем историческую правду!

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ Александр Наумов помог дошкольному отделению в Тарасково в рамках инициативного бюджетирования

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда