Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – 131-ФЗ) предусматривает различные формы непосредственного осуществления (участия в осуществлении) населением местного самоуправления:
местные референдумы,
сходы и опросы граждан,
собрания,
публичные слушания,
общественные обсуждения и др.
Одной из форм участия граждан в местном самоуправлении являются наказы избирателей. Наказы – это утвержденные предложения от жителей, проживающих на территории соответствующего избирательного округа, направленные на:
• экономическое, социальное и культурное развитие муниципального образования, улучшение материально-технической базы социальной сферы;
• реализацию проектов для создания благоприятных условий проживания и благоустройства отдельных территорий муниципального образования;
• улучшение работы органов местного самоуправления, решение вопросов местного значения и внесение изменений в муниципальные правовые акты.
Предложения для включения в перечень наказов депутатам могут быть озвучены жителями на встречах с депутатами в устной форме, в виде письменных обращений, на собраниях, сходах, конференциях, на личном приеме у депутатов.
Одобренные собранием и (или) депутатом предложения о наказах рассматриваются органом местного самоуправления (в том числе, специально организованными комиссиями) на предмет:
• наличия противоречий законодательству;
• возможности реализации в рамках компетенций органов местного самоуправления;
• экономической, технической возможности реализации и целесообразности;
• дублирования предложений, данных разным депутатам.
Одобренные предложения включаются в перечень наказов для исполнения за счет местного бюджета и иных, не противоречащих закону, источников. Решение о включении предложения о наказе в перечень должно быть доведено до сведения граждан. Муниципальным образованием может быть принята специальная муниципальная программа или несколько муниципальных программ, в рамках которых формируется план мероприятий по реализации наказов. Исполнителями мероприятий могут быть сами депутаты, структурные подразделения органов местного самоуправления или привлеченные на конкурсной основе подрядчики. Организацией и координацией выполнения мероприятий, как правило, занимается администрация муниципального образования. Депутаты осуществляют контроль исполнения наказов.
На территории г.о.Фрязино действует соответствующее положение об организации работы с наказами избирателей, утвержденное решением Совета депутатов от 22 августа 2013 года №224, в рамках которого в том числе и проводится работа с обращениями граждан.
Так, в 2021 году от жителей г.о.Фрязино поступило более 30 обращений и просьб, по результат рассмотрения которых на расширенной депутатской комиссии Совета депутатов г.о.Фрязино был утвержден сводный перечень наказов на 2022 год из 27 позиций. Необходимо отметить, что перечень является довольно «гибким» документом, в который могут быть внесены изменения в течение года исходя из приоритетных задач, которые ставит перед собой представительный орган местного самоуправления, а главное – руководствуясь принципом «всё для людей»! К концу 2022 года перечень насчитывал уже 34 позиции.
Согласно утвержденному бюджету на 2022 год на реализацию наказов избирателей было выделено 10 млн.руб.
Отмечу, что проблемы с которыми обращаются жители из года в год, как правило одни и те же: благоустройство дворовых территорий (установка лавочек, урн, дополнительного освещения, обустройство газонов), дополнительное финансирование организаций доп.образования, спортивных организаций, на полноценную деятельность которых выделается недостаточно бюджетных средств (покупка формы для спортсменов, организация выездных соревнований, закупка спортинвентаря и пр.).
Не могу не сказать, что в 2022 году благодаря наказу избирателей, было выделено около 6 млн. на оснащение средствами обучения и воспитания, играми и игрушками, мягким инвентарем, посудой, мебелью, теневыми навесами, МАФами здания, предназначенными для размещения детского сада, что являлось, пожалуй, самой актуальной проблемой нескольких лет, когда здание, изначально предназначенное для размещений детского дошкольного учреждения, простаивало, разваливаясь на глазах.
Также отмечу, что активность родителей воспитанников СШ Олимп г.Фрязино и близость депутатов к проблемам своих избирателей помогли организовать выезд спортсменов СШ в течение года на различные соревнования с проживанием и питанием. Были выделены средства в размере около 3.3 млн.руб.
Безусловно, реализация наказов невозможна без тесного взаимодействия представительного и исполнительного органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, т.к. мало утвердить перечень наказов, надо еще и просчитать стоимость каждого мероприятия в рамках наказов, возможности реализации того или иного наказа т.д. В г.о.Фрязино налажено сотрудничество депутатов со специалистами финансового управления, которые всегда готовы предоставить актуальную информацию запланированным и использованным денежным средствам на тот или иной наказ, а сотрудники муниципальных учреждений в сфере культуры, спорта, образования, благоустройства, как правило осуществляющие закупки в рамках реализации наказов избирателей в соответствии с 44-ФЗ, представляют свои предложения и замечания на предмет правильной формулировки мероприятия по наказу, смету расходов и пр., т.к. от этого зависит и возможность проведения конкурсных процедур и дальнейшего заключения контрактов.
Завершая выступление, скажу, что наказы избирателей - это действенный механизм реального участия граждан в управлении делами того или иного муниципального образования, а также укрепления связей депутатов местных представительных органов с жителями.