Я вступил в партию в 1977 году. И прежде чем ответить на вопрос, что значит быть членом КПРФ, постараюсь ответить, что значило для меня и вообще для советских людей быть членом КПСС.
Можно, конечно, сказать: быть членом Коммунистической партии - значит руководствоваться Программой и Уставом КПСС. Но ведь, кроме обязанностей, которые определены здесь, была и есть живая преемственность традиций, выработанных поколениями коммунистов, были прочные нравственные принципы, тоже определяющие поведение члена партии.
Иногда эти партийные традиции фиксировались в партийных документах. Так, II съезд РСДРП, положивший фактическое начало нашей партии, не только принял Программу и Устав, но, в частности, принял резолюцию о том, как члены партии должны вести себя на допросе («О показаниях на следствии»). В этой резолюции был закреплен опыт членов сначала народовольческих, а затем марксистских кружков в их борьбе с царской охранкой.
Но в целом, повторю, нормы поведения коммунистов были шире зафиксированных в Уставе и считались сами собой разумеющимися. Так, в Уставе, принятом XVIII съездом ВКП(б) (1939 год), которыми руководствовались члены партии в Великую Отечественную войну, не было записано, что коммунисты должны первыми подыматься в атаку. Однако, если командир или политработник говорил: «Коммунисты, вперед!», то подымались в атаку первыми. И это не выдумка пропагандистов, как сегодня нас пытаются уверить антисоветчики и антикоммунисты. Там, где воевал мой отец, в 98-й гвардейской Свирской дивизии, бойцов поднимали словами: «Коммунисты и комсомольцы, вперед!»
Но были в КПСС времена, когда партийные организации снижали требования к коммунистам. Например, в 70-е годы прошлого века.
Нельзя сказать, что руководство партии не понимало этого. Так, член Политбюро ЦК, секретарь ЦК КПСС, будущий Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У. Черненко в 1982 году отметил:
«Партия предъявляет к коммунисту три главных требования: постоянной идейно-политической закалки; высокой нравственной чистоты; партийной, гражданской активности и творческой инициативы, горячего участия в работе своей организации, своего трудового коллектива, ответственности за положение дел в обществе, в стране. Понятно, насколько шире это триединое партийное требование в сравнении с еще бытующим на практике несколько суженным, заземленным пониманием роли и личного примера коммуниста: хорошо работай, будь морально устойчив, и на том спасибо». (Журнал «Коммунист», №6, 1982 год).
Но зачастую занижались и эти требования - хорошо работай и будь морально устойчив. Партийные организации не реагировали не только на общественную пассивность, но и на случаи нарушения трудовой дисциплины, пьянство на работе среди коммунистов и т.п.
Правда, при новых руководителях КПСС - Ю.В. Андропове и К.У. Черненко требовательность к членам партии усилилась. Так, за три года (1983-1985) из нашей парторганизации было исключено пять человек. Раньше такого не было.
В обществе тогда и среди коммунистов, и среди беспартийных росло стремление решить назревшие проблемы и выйти на новые рубежи развития, подчеркну, социалистического общества.
Не получилось. В 1991-1993 годах проблемы членства в партии, роли коммуниста в обществе были решены самым радикальным образом - запретом КПСС и последовавшим затем формированием Коммунистической партии путем добровольной перерегистрации бывших членов КПСС.
Какая ситуация сложилась? Люди годами работали вместе в одной партийной организации или аппарате райкома, горкома партии. Но теперь одни сразу забыли свое членство в КПСС, как будто такого факта в их биографии и не было, а другие перерегистрировались во вновь созданной КПРФ. Что для них, перерегистрировавшихся, значило быть членом партии и отличало их от, увы, подавляющего числа остальных?
Давайте вернемся к статье К.У. Черненко, последнего руководителя КПСС, действительно, а не на словах преданного идеям коммунизма, как тогда говорили, верного ленинца. Вернемся к тем трем требованиям, которые партия предъявляет к коммунистам.
Отличались ли все члены КПРФ знанием марксизмаленинизма по сравнению с остальными бывшими членами КПСС?
Нет, такого я сказать не могу.
Отличались ли какой-то особой нравственной чистотой?
Нет. За исключением какогото числа людей, особенно из руководящих работников партийного, комсомольского, профсоюзного аппарата, которые в 1990-е годы захватили общенародную собственность, воровали, брали взятки (ведь государственный аппарат «демократической» России формировался во многом из бывших членов КПСС), подавляющая часть коммунистов, особенно рядовых - рабочих, колхозников, инженеров и т.д. - как были порядочными людьми до 1991 года, так ими и остались. Но им не хватило того, что отличает настоящего коммуниста: «горячего участия в работе своей организации, своего трудового коллектива, ответственности за положение дел в обществе, в стране» (К.У. Черненко).
И отвечая на вопрос, что значит быть членом Коммунистической партии, я прежде всего скажу: быть человеком неравнодушным.
Разумеется, это не умаляет необходимости такого важного для коммуниста качества, как идейная убежденность. Большую роль в жизни партии сыграло принятие в 1995 году Программы КПРФ. Программа - это ясное и точное заявление о том, чего партия добивается и за что она борется. Программные установки, с которыми согласуется Устав партии, являются теми ориентирами, которыми должен руководствоваться каждый коммунист.
Но одного знания Программы и даже стремления ее выполнять мало. Быть коммунистом - значит обладать определенными человеческими и морально-политическими качествами.
И одним из таких качеств я бы назвал смелость. Много знал людей, которые ругали буржуазный режим, читали наши газеты, говорили, что сохранили партийный билет, но вот когда речь заходила о конкретных действиях - прийти на митинг, подписать бюллетень «Народного референдума», - трусили. Что может быть более далеким от звания коммуниста, чем трусость, малодушие, приспособленчество?
И еще одно моральное качество коммуниста - бдительность. Понятие нынче почти забытое. И забытое уже давно. Когда я вступал в партию и говорил об обязанностях коммуниста - бороться за создание материально-технической базы коммунизма, проводить решения партии, активно участвовать в политической жизни страны, - мои старшие товарищи согласно кивали головами. Когда же я дошел до положения - «проявлять бдительность, хранить партийную и государственную тайну» (из Устава, утвержденного XXII съездом КПСС), то мои товарищи немного посмеялись, сочли это анахронизмом, чуть ли не пережитком «культа личности».
Между тем бдительность - это умение предвидеть, распознать и своевременно предотвратить враждебные делу борьбы пролетариата, делу социалистической революции, делу строительства социализма и коммунизма выступления реакционных сил.
Вот из-за потери бдительности мы и потеряли социализм и Советскую власть: не предвидели, не распознали и своевременно не предотвратили. Все коммунисты - и руководители, и рядовые. Ведь XIX съезд партии (1952 год), последний сталинский съезд, в принятом Уставе определил, что «бдительность коммунистов необходима на любом участке и во всякой обстановке».
Я думаю, это положение Устава, обращенное к коммунистам середины прошлого столетия, также обращено и к нам, коммунистам третьего десятилетия XXI века!
Давайте не будем забывать:
«Мы, коммунисты - люди особого склада. Мы скроены из особого материала. Мы - те, которые составляем армию великого пролетарского стратега, армию товарища Ленина. Нет ничего выше, как честь принадлежать к этой армии. Нет ничего выше, как звание члена партии, основателем и руководителем которой является товарищ Ленин…
Уходя от нас, товарищ Ленин завещал нам держать высоко и хранить в чистоте великое звание члена партии. Клянемся тебе, товарищ Ленин, что мы с честью выполним эту твою заповедь!»
Так сказал товарищ Сталин 26 января 1924 года в своей речи «По поводу смерти Ленина». И Коммунистическая партия была верна этой клятве - по крайней мере, до второй половины 1950-х годов.
После XX съезда прекратилось издание работ Сталина, а после XXII съезда они были изъяты из библиотек. Поколения советских людей входили в сознательную жизнь, не читая Сталина. Не знали произведений Сталина и вступающие в КПСС. Я сам ознакомился с ними уже в 1990-е годы.
Теперь мы, коммунисты XXI века, имеем доступ к выступлению Сталина, в котором он от имени партии дал великую клятву хранить и претворять в жизнь заветы Ленина. Слова этой клятвы обращены и к нам, современным коммунистам.
Быть настоящим коммунистом нелегко. Бывает и крайне тяжело. Но - кому много дано, с того много и спросится. Коммунистам дан авторитет Коммунистической партии и коммунистической идеи. Современным коммунистам - уважение к советскому времени, когда КПСС была правящей партией, уважение к Ленину и Сталину.
Значит, и спрашивать надо по полной, и прежде всего - с самих себя.
Быть коммунистом - это значит нести ответственность. За свою партийную организацию и за место, где ты живешь. За нашу партию и за нашу любимую Родину.