В июле Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты исследования, проведенного в партнерстве с Фондом Росконгресс, о том, как россияне представляют себе ученого и инженера.
С результатами исследования можно ознакомиться тут https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/obraz-uchenogo-i-inzhenera-glazami-rossijan
Ознакомившись с данными, я сделал для себя следующие выводы, что наши соотечественники в целом считают профессии учёного и инженера престижными 51% и 65% соответственно.
Но не смотря на положительное отношение, к этим профессиям у современного общества нет целостного образа восприятия этих специальностей и представления чем они занимаются. С образом учёного ассоциируются конкретные персоналии: Альберт Эйнштейн (10%), Дмитрий Менделеев (8%), Михаил Ломоносов (4%). Инженер воспринимается более абстрактно, конкретные фамилии практически не назывались. Это связано с тем, что представления о них формируются под влиянием массовой культуры, с которой у нас в государстве большие проблемы.
Исследование показало, что ситуация с популяризацией науки и инженерного дела на государственном уровне практически отсутствует и это в то время, когда страна находится под санкциями и должна заниматься импортозамещением огромного числа технологий и товаров народного потребления. Кажется, что именно сейчас должен был сделан упор на популяризацию профессий учёного и инженера, но к сожалению, увы…
92% опрошенных не смогли назвать имена современных российских ученых или инженеров. Это говорит, как о низком уровне знаний о современных ученых и инженерах, так и о слабой персонификации науки и инженерии, а также об отсутствии примера, ориентира для будущих поколений.
Государство на данном этапе не смогло создать образ современного инженера и учёного, а также не занялось популяризацией конкретных имён и достижений. В советское время был создан их образ, не только в кино, и литературе, но и в общественном пространстве. Учёные в СССР занимались не только наукой, но и её популяризацией, были на виду в общественной и политической жизни страны. Про инженеров постоянно писались заметки в газетах и так же снимались фильмы. Это то, к чему мы должны стремиться сейчас.
Кроме создания образов государству также нужно понимать, что учёным и инженерам нужны высокие зарплаты и их востребованность, исследование это подтверждает.
Представления о том, почему профессии ученого и инженера престижные, основываются на их вкладе в будущее страны, развитие технологий, достижение прогресса (38% у ученого и 30% у инженера). Но престиж профессии инженера гораздо чаще объясняется также востребованностью (26%) и высокими зарплатами (21%), тогда как о востребованности профессии ученого опрошенные говорят в 6,5 раза реже (4%), а высокие зарплаты в этой сфере называют 8%.
Доводы тех, кто не находит профессии инженера и ученого престижными, совпадают в представлениях об оплате труда: каждый второй в этих группах указал на низкую заработную плату (47% об ученых и 48% об инженерах).
Также данные опроса прямо говорят о том, что общество видит где конкретно не дорабатывает государство. Что касается учёных, то в первую очередь, это нехватка государственного участия в развитии науки — недостаточное внимание и финансирование (18% и 13%), низкая государственная поддержка и дефицит социальных гарантий (8%), незаинтересованность в развитии научных направлений (5%). Еще 10% отметили сложности с ограничениями в работе, блокировке исследований, а 9% указали на то, что большая часть наших ученых работает за границей. Часть опрошенных в этой группе говорили, что профессия непопулярна у молодежи, а труд ученых не ценится (по 7%), 6% полагают, что в науке плохие условия труда.
Несколько иная ситуация складывается с инженерами, на втором месте среди причин низкой престижности профессии стоит ее невостребованность — 21%. Еще 17% среди тех, кто считает профессию инженеров непрестижной, отметили, что об инженерах мало говорят, нет рекламы профессии в СМИ, а эта сфера труда мало популяризована. По 6% полагают, что инженерам уделяется мало государственного внимания, а также что профессия не востребована у молодежи. Еще 5% указали на низкий уровень образования по этой специальности.
Исходя из этого можно сделать следующий вывод, что государству необходимо изменить подход не только к науке, но и к культуре. Нужно создавать привлекательные образы учёных и инженеров и заниматься популяризации не только достижений, но и конкретных людей через СМИ, кино, литературу. Без этих действий государство не сможет сформировать не только образ будущего для молодого поколения, но и может уронить престиж профессий учёного и инженера, а как показывает жизнь, без этих профессий государство не может развиваться и быть независимым.