2009-12-10 20:39
Kprf.ru
10 декабря газета «Правда» рассказала о результатах исследования, проведенного историками Московского государственного университета. Они проанализировали 187 школьных учебников истории в 12 странах, некогда входивших в Советский Союз. Главная характерная черта школьных пособий в бывших советских республиках — насаждение образа «заклятого врага» в лице России и русских.
«Как отмечают российские учёные, сообщает агентство «Новый регион», наиболее сильно искажены такие события, как Февральская и Октябрьская революции, периоды строительства социализма, Вторая мировая война и послевоенная эпоха. Кроме того, до смешного извращаются и ключевые моменты куда более древних времён. Авторы учебников, наплевав на исторические факты, сочиняют откровенные мифы, желая представить свой народ древнейшим на Земле. Подобный лжепатриотизм порой доходит до абсурда.
Например, в прибалтийских учебных пособиях есть глава «Этническое происхождение людей каменного века», а предки азербайджанцев оказываются современниками шумеров. Причём «старинность» Азербайджана позволяет заявить, что «современная Армения возникла на территории Западного Азербайджана».
В грузинских учебниках истории и географии в качестве «исторических областей Грузии» на картах обозначены территории, находящиеся в составе Азербайджана, России и Турции.
Но главная характерная черта школьных пособий в бывших советских республиках — насаждение образа «заклятого врага» в лице России и русских, являвшихся якобы источниками всевозможных бедствий. «Грабежи, разорения и убийства несли нашему народу русские на протяжении многовековой истории», — внушают со страниц учебников подрастающему поколению. И в этом смысле, повторим, приятный, если так можно выразиться, контраст составляют только Армения и Белоруссия.
Эстонские пособия повествуют о золотом веке, когда страной правили шведы, умалчивая, что именно в эти «благословенные» времена погибли 4/5 населения края. Даже с националистической точки зрения этот период нужно признать страшным, но авторы учебника преподносят кровавые события как встраивание Эстонии в Европу, возможность сохранить самобытность и избежать обрусения.
Вхождение в состав России сплошь и рядом оценивается только негативно. Главный акцент делается на утрате самостоятельности, а положительные моменты вообще не упоминаются. Так, воссоединение Украины с Россией украинским школьникам трактуют как признание Москвой независимости Украины. При этом детям живописуют вымышленную «Украинскую казацкую державу», впоследствии подло уничтоженную Россией.
Самая «больная» тема — период СССР, представленный сплошным противостоянием «свободолюбивых» народов и оккупантов. Убивает цитата из казахстанского учебника: «Борьба казахского народа против российского колониализма длилась долго, охватив вторую половину XVIII века до 90-х гг. (!) XX в.». Вторит ему и грузинское пособие, утверждающее, что в результате установления «военно-оккупационного режима» население страны «оказалось в тяжелейшем положении и вынуждено было вести борьбу с российским господством за восстановление государственного суверенитета». Школьникам прочих стран также красочно рассказывают об ужасах этнических чисток времён советского геноцида.
Ещё одна общность учебников Украины, Грузии, Молдавии и прибалтийских государств — связь начала Второй мировой войны с пактом Молотова — Риббентропа и объявление СССР агрессором. Только такая трактовка позволяет возвести в ранг «героев» бандеровцев, «лесных братьев» и латышских эсэсовцев, провозглашая фашистских прихвостней борцами за свободу и независимость.
Как подчеркивают историки МГУ, обо всём хорошем, многие десятилетия связывавшем наши народы, учебники умалчивают. К сожалению, если эта тенденция сохранится, через 15—20 лет истинный ход событий XX века будет окончательно забыт, а в сознании бывших народов СССР сформируется образ России как зловещей империи, веками уничтожавшей, подавлявшей и эксплуатировавшей своих «подданных».
Реальная картина поистине исторического прорыва многих народов (той же Средней Азии и Казахстана) буквально из средневековья в индустриальную эпоху при Советской власти остаётся не просто забытой, а цинично оболганной. Жаль, что у наших соседей ложь становится государственной идеологией».
Все статьи раздела "Коммунисты и российское общество"