2010-02-16 18:42
Пресс-служба ОО Российские ученые социалистической ориентации
Поэтессе Людмиле Александровне Дербиной
Копия: Союзу писателей РФ
О РОЛИ И МЕСТЕ ТВОРЧЕСТВА НИКОЛАЯ РУБЦОВА
В РУССКОЙ И СОВЕТСКОЙ ПОЭЗИИ И
ВАШЕМ ЛИЧНОМ ВКЛАДЕ В ЭТОТ ПРОЦЕСС
Дорогая Людмила Александровна!
Вы подарили мне бесценные книги о Николае Рубцове – Ваши воспоминания о нем, книги «Стозвон», «Хуторок», «Крушина», книгу стихов Николая Рубцова «Той девушке, которую люблю», ставшей настольной в моем рабочем кабинете.
Великая сила любви навеки соединила ваши с Николаем Рубцовым сердца и набатом прозвучала в русской поэзии вслед за могучими голосами других поэтов, изливших свои глубокие чувства на страницах отечественной и мировой литературы.
Я слушал Вас, дорогая Людмила Александровна, на Ваших встречах с читателями в Доме журналистов на Старом Арбате, посвященных памяти Николая Рубцова. Как бы ни страдали наши души от потери дорогого нам человека, любимого, в сердце остается навсегда не только боль утраты, но и вечная, неугасимая любовь к нему, потрясающе близкий образ, знакомые черты, звуки и чувство реального осязания прекрасного товарища, друга.
Великий композитор Георгий Свиридов сказал, что «даже музыка не в состоянии выразить любовь между людьми так, как это возможно сделать в стихах. Бывают слова изумительной красоты (например, Рубцов), они сама музыка. Они не нуждаются в музыке, ибо для воплощения в музыке нужен примитив, который донесет красоту этих слов».
Конечно же, не всем это дано. Гармония созвучия душ, сердец, любви сливается в единый поток эмоций в силу резонанса, вызванного чувством влюбленности и готовности к самопожертвованию.
Я смотрю на девушку, стоящую в роще на берегу небольшой речушки, изображенную художником на обложке Вашей книги «Стозвон». В ее обвеваемой играющим ситцевым платьицем ветерком красивой фигуре с поднятыми над головой нежными руками–крыльями, во всем ее романтическом всепоглощающем образе мне видится благодать от соединения чувства любви с обворожительной окружающей природой.
Как можно было не влюбиться в такую девушку! Как можно пройти мимо нее! Николай Рубцов не прошел мимо. Идиллия «Хуторка» поглотила его с головой, увела от шума городского, наполнила душу елеем тишины, благостного состояния голубого неба, таинственного леса, непуганых зверей и птиц.
Я чувствую на этом рисунке двух до боли влюбленных сердец, до последней капли объятых в едином порыве жизненной силы, безгранично доверяющих друг другу людей и одновременно страдающих от безмерной любви, переживаний, почти физического страдания от ощущения приближающийся беды. Вы написали в книге воспоминаний о Рубцове, что «Все вещало нам грозную драму…». Эти слова на титульном листе воспоминаний о Рубцове отражают Ваше тревожное состояние и мятежность Вашей души в отношениях с Рубцовым. Ваш избранник, дорогая Людмила Александровна, был «долгожданным» поэтом. Так сказал о нем поэт Глеб Горбовский. «Блок и Есенин были последними, - писал он, - кто очаровывал мир поэзией. Время от времени в огромном хоре советской поэзии звучали голоса яркие, неповторимые, но все же хотелось Рубцова. Требовалось. Кислородное голодание без его стихов надвигалось. Долгожданный поэт, и в то же время как жданный». Трудно было поверить, что такой пришел», пишет стихи, и что будет он прекрасным русским поэтом.
О Николае Рубцове многие узнали как о большом поэте уже после его смерти. Вы же, Людмила Александровна, знали и понимали его всегда. Популярность его все время возрастала. Вы много сделали для этого. Низкий поклон Вам и огромная благодарность за это. Вы не прозевали момента рождения большого поэта, лирика, певца своей Родины. И родился он в самом разгаре нашей советской эпохи. «И вдруг – воскликнул поэт Горбовский – почти классик». А почему бы и нет? Разве не классик мог сказать такие слова о великом Пушкине:
Словно зеркало русской стихии,
Отстояв назначенье свое,
Отразил он всю душу России и
И погиб, отражая ее…
Или, например, пророческие слова Гоголя о русской деревне:
Однажды Гоголь вышел из кареты
На свежий воздух. Думать было лень.
Но он во мгле увидел силуэты
Полузабытых тощих деревень.
Великое видится на расстоянии. Это для большинства человеческих душ. Для Вас, Людмила Александровна, оно виделось и вблизи и на расстоянии. Вы разглядели, всей душой и разумом почувствовали и осознали не полностью состоявшееся великое предназначение Николая Рубцова как поэта. Талант, постоянный напряженный труд и одновременно безволие разрушали светлую и многообещающую его натуру.
Все еще было впереди кроме избавления от Бахуса, душевных терзаний и слабеющих физических сил. Вы Николая Рубцова любили и будете любить его всю свою жизнь до самой березки. Ваша любовь не была слепой. Вы верили, надеялись, в меру сил своих боролись за него, за его талант, его жизнь, за вашу большую любовь.
Николая Рубцова не стало, он рано ушел из жизни, не достигнув вершины творчества, на которую его благословило небо. У Вас осталось все, что связывало ваши души - память, любовь, огромное счастье и страдания вместе прожитых лет. Вы прекрасно сказали об этом в своем стихотворении «Тоска по Вологде сильна…»:
* * *
Тоска по Вологде сильна,
Она уже непреходяща,
Всплывает прошлое со дна
На гребень жизни настоящей.
Какая мука помнить сад
В красе заснеженных узоров,
Там на ветвях еще висят
Обрывки наших разговоров.
В полях осенняя стерня
Под хладным солнцем золотится,
Мы там прошли на склоне дня,
И след наш все еще дымится.
Чередой трогательных картин перед моим взором проходят ваши образы с Николаем Рубцовым, вызывающие глубокое уважение к вам в той реальной жизнью и одобрение вашего оптимизма - счастливого и драматического одновременно. Ваша любовь объединяла ваши души, вдохновляла на прекрасное творчество, на рождение замечательных стихов и жизненных поступков. У каждого из Ваших поклонников была и есть своя любовь со своими радостями и страданиями. Она живет и процветает под влиянием и Ваших замечательных стихотворений, глубоких чувств и счастливых минут жизни.
В современном мире, в России, к большому сожалению, многое разрушается, в том числе и духовные ценности. Самым опасным и страшным является уничтожение вечных чистых духовно-нравственных критериев жизни. Рушатся честь, совесть, нравственная чистота, верность, любовь, семья, преданность, ответственность.
Вы, дорогая Людмила Александровна, - мужественная женщина. Вы выстояли назло всем смертям. Вы пишите:
Никто не знает, сколько раз
Рождалась я и умирала,
И сколько раз в свой смертный час
Я начинала жить сначала.
Когда меня топтали в грязь,
А я прощенья не просила,
В меня невидимо лилась
Земли таинственная сила.
Уже поверженная ниц
Как хорошо я различала
Сквозь топот ног, гримасы лиц
В своем конце свое начало.
Творческий вклад Николая Рубцова и Ваш, Людмила Александровна, в поэзию является примером высокодуховного служения обществу. Он был, есть и будет примером для нынешних и будущих поколений людей, и прежде всего, для молодежи в создании условий для преодоления огромного ущерба в духовно-нравственном развитии народов России и других стран мира.
Член Союза писателей РФ,
Председатель ЦС РУСО,
академик РАСХН В.С.Шевелуха
Все статьи раздела "Российские ученые социалистической ориентации"