Редкий случай произошел 9 ноября в Балашихе: местная газета Балашихинского информационного агентства Московской области опубликовала репортаж с «коммунистического» митинга, состоявшегося 7 ноября недалеко от ДК «Балашиха».
Из кратких строк репортажа читатель узнал о послании многотысячного коллектива Балашихинского завода имени 40-летия Октября (сегодня это публичное акционерное общество (ПАО) «Криогенмаш»), обращенного к ныне живущим потомкам работников одного из градообразующих предприятий Балашихи.
Мы, коммунисты, ветераны «Криогенмаша», конечно же благодарны Главному редактору местной газеты за освещение нашего митинга, но считаем своим долгом рассказать о своем предприятии – первенце кислородного машиностроения, более подробно.
Развитие криогенной техники тесно связано с развитием передовых отраслей промышленности страны: черной и цветной металлургии, оборонной, химической промышленности, авиации и морского флота, космонавтики и ракетной техники, энергетики и электроники, биотехнологии, медицины, генной инженерии и ядерной физики. Масштабное использование криогенных технологий имеет фундаментальное значение в интенсификации промышленных процессов, в развитии экономики и научно-техническом прогрессе.
Начало зарождения в Советском Союзе криогенной науки и техники относится к началу 1930-х гг. У истоков стояли выдающиеся ученые, конструкторы, технологи: нобелевский лауреат, академик П.Л. Капица, профес-сора С.Я. Герш, Н.А. Доллежаль, В.И. Епифанова, И.П. Усюкин.
Уже в мае 1943 года на государственном уровне назрела необходимость формирования отрасли кислородного машиностроения. День выхода постановления о создании Главкислорода (Постановлением Совнаркома СССР от 22 мая 1943 г. N 576-177с «Об утверждении Положений о Главном Управлении по Кислороду при Совнаркоме СССР и о Техническом совете по внедрению и использованию кислорода в промышленности») - специальной организации по внедрению технологий с применением кислорода в народное хозяйство и военную технику, явился днем рождения криогенной отрасли.
В годы войны кислород и другие продукты разделения воздуха пробивали себе дорогу в технологии ведущих отраслей тяжелой промышленности. Соответственно продвигалась вперед и техника кислородного машиностроения.
В 1949 году Балашихинский завод кислородного машиностроения выпустил первые воздухоразделительные установки.
Широкая перспектива внедрения кислорода и других продуктов разделения воздуха в технологические процессы в различных отраслях промышленности потребовала решения ряда проблем как теоретического характера, так и практического плана. Требовалось глубокое и всестороннее изучение низкотемпературных процессов со всеми их составляющими элементами на более высоком качественном уровне научно-исследовательских работ, по отработке кислородной технологии, отработке методов внедрения продуктов разделения воздуха и практического их осуществления.
С целью усовершенствования способов производства жидкого и газообразного кислорода, азота и других продуктов разделения воздуха, конструирования новых типов кислородных машин, аппаратуры и оборудования хранения, транспортирования, газификации жидких криогенных продуктов, использования у потребителей, в 1956 г. был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт кислородного машиностроения - ВНИИКИМАШ. В дальнейшем история завода и института окажется тесно связанной - они станут двумя составными частями научно-производственного объединения, одного из крупнейших в отрасли.
Особая веха в истории Криогенмаша – участие в развитии отечественной космонавтики и ракетостроения. Накопленный исследовательский, конструкторский, технологический и производственный опыт позволил коллективу Криогенмаша успешно решать задачу создания инфраструктуры обеспечения ракетно-космических комплексов криогенными компонентами топлив: жидкими водородом (в настоящее время жидким метаном) и кислородом, технологическим продуктом – жидким азотом. Причем речь идет о создании не только стартовых комплексов, но и стендовых систем, обеспечивающих испытания двигателей ракет и блоков. Кроме этого, на Криогенмаш также возлагалась задача создания крупных термовакуумных камер, обеспечивающих испытания элементов ракетно-космической техники в условиях, приближенных к условиям космического пространства, а в дальнейшем – систем термостатирования отсеков ракет – носителей и трубопроводов высококипящих компонентов топлива.
Становление нового направления – создание уникального оборудования для ракетно-космической техники – относится к началу 1960-х гг.; оно началось по инициативе и при помощи Главного конструктора, академика АН СССР С.П. Королева.
Важным и в значительной степени поворотным моментом в истории Балашихинского машиностроительного завода им. 40-летия Октября явилось посещение его в феврале 1960 г. секретарем ЦК КПСС Л.И. Брежневым и председателем Военно-промышленной комиссии, членом ЦК КПСС Д.Ф. Устиновым. Это имело не только политическое значение, оно способствовало ускорению темпов технической перестройки завода и явилось вестником новых, неординарных идей и задач, которые стали для предприятия решающими.
После этого посещения в 1961-1962 гг. вышел ряд постановлений ЦК КПСС и Совмина СССР о развитии завода. Этими постановлениями на Балашихинский машиностроительный завод им. 40-летия Октября возлагались функции головного предприятия страны как для выпуска крупных воздухоразделительных установок, необходимых для технического перевооружения черной и цветной металлургии, нефтехимической промышленности, так и для создания крупных криогенных заправочных систем для стартовых комплексов боевых позиций РВСН и космодромов.
Поворотным моментом в истории ВНИИ «Криогенмаш» и БМЗ явилось создание в 1972 г. одного из первых в СССР научно-производственного объединения – НПО «Криогенмаш», что позволило объединить для решения сложнейших задач создания криогенной техники конструкторов, ученых, технологов, производственников. Главная заслуга в создании объединения принадлежит выдающему ученому и организатору производства генеральному конструктору, Герою Социалистического Труда, лауреату Ленинской премии, д.т.н., профессору, член-корр. АН СССР Виктору Петровичу Белякову и его сподвижникам. Он стал первым генеральным директором НПО «Криогенмаш», замкнув на себе в этот период руководство и заводом, и институтом. Численность работников, занятых на НПО «Криогенмаш» в то время составляла около 10 тысяч человек.
За многие десятилетия работы «Криогенмаш» для комплектации стартовых комплексов различного назначения создал базу криогенного оборудования: стационарные резервуары различной конфигурации с объемами от 5 до 1400 кубических метров, трубопроводы с экранно-вакуумной изоляцией, арматуру диаметром до 500 мм и давлением до 2,5 Мегапаскалей (25 атм.), автомобильные и железнодорожные транспортные цистерны объемами до 45 и 100 кубических метров соответственно. Перечисленное оборудование по многим показателям, особенно по тепловым характеристикам, превосходило аналогичное оборудование зарубежных фирм.
Успешные запуски ракеты-носителя «Энергия» в мае 1987 г. и многоразовой космической системы «Энергия-Буран» с успешной посадкой космического челнока «Буран» в автоматическом режиме в ноябре 1988 г. явились триумфом в развитии ракетно-космической техники страны, показавшим всему миру, что нашему государству по силам решать такие сложнейшие научно-технические задачи.
Вклад коллектива НПО «Криогенмаш» в дело создания уникального комплекса «Энергия-Буран» был высоко оценен правительством страны: 45 рабочих, инженеров, конструкторов, научных работников объединения были награждены орденами и медалями СССР.
Мы гордимся что в составе стартового оборудования космодрома «Восточный», предназначенного для запусков ракет - носителей «Союз» и «Ангара» применяются системы, разработанные на нашем предприятии.
Силами трудового коллектива НПО «Криогенмаш», в составе которого работал один из авторов этой статьи И.П. Комаров, были разработаны, изготовлены и смонтированы в институте имени И.В. Курчатова системы криогенного обеспечения для первых в мире термоядерных реакторов со сверхпроводящей магнитной системой тороидального поля «Токамак – 7» и «Токамак – 15». Данные установки предназначались для экспериментальных исследований в области применения термоядерной реакции в мирных целях.
Мы с грустью выслушали обращение наших предшественников из далекого 1967 года, пронизанного оптимизмом и верой в светлое будущее. Никто не думал, что нам предстоит пережить распад Союза ССР, разгром ее экономики, в том числе и нашего предприятия.
Однако, еще живы носители славных трудовых традиций «Криогенмаша». Мы оптимисты и уверены, что придет время и наше родное предприятие восстановит свою былую славу.