Александр Наумов: Практика инициативного бюджетирования - необходимо переходить от слов к делам

Александр Наумов, Секретарь МК КПРФ, Председатель Комитета Московской областной Думы по местному самоуправлению

20079

В Мособлдуме 13 марта прошёл круглый стол на тему: «Развитие практики инициативного бюджетирования в Московской области».

Инициативное бюджетирование – это новое направление в финансовой системе, позволяющее самим гражданам определять, разрабатывать, принимать участие в сборе средств на социально значимые проекты и контролировать реализацию проектов в муниципалитетах. Оно предполагает, что в муниципалитетах будет проводиться конкурсный отбор проектов, а также предоставляться региональные субсидии муниципальным образованиям, отобранным по результатам конкурсного отбора, на реализацию проектов. Кроме этого, при реализации практик инициативного бюджетирования планируется финансовое участие граждан и бизнеса. Московская область уже начала включаться в процесс реализации практики инициативного бюджетирования.

Участие жителей Московской области в проектах развития обеспечено целым рядом правовых актов, в которых предусмотрены механизмы реализации проектов и финансовые ресурсы. В частности, этому посвящен целый ряд законов Московской области, таких, как: «О развитии инициативного бюджетирования в Московской области», «Об отдельных вопросах осуществления общественного контроля в Московской области». Эти вопросы нашли отражение в ряде государственных программ Московской области.

Однако для реализации инициативного бюджетирования нужен правовой механизм и нужны проекты, а также порядок конкурсного отбора. Но, пожалуй, самое главное - необходимо изменить отношение к народным инициативам и проектам в умах чиновников. Ведь не секрет - многие региональные и муниципальные чиновники считают, что они лучше знают потребности территорий.

Для внедрения инициативного бюджетирования в Подмосковье необходимо, чтобы приоритетами в работе органов государственной власти и местного самоуправления стало: выстраивание конструктивного диалога с представителями общественности и вовлечение активных жителей в реализацию социально значимых мероприятий; поддержка инициатив, направленных на улучшение качества жизни в регионе.

Пилотный проект, и достаточно успешный, инициативного бюджетирования был реализован в Ленинском муниципальном районе. В муниципалитете были разработаны и приняты необходимые нормативные документы, устанавливающие общие правила и принципы, порядок реализации и внедрения практик инициативного бюджетирования на территории района. Определен порядок организации и проведения конкурсного отбора и установлены критерии отбора проектов инициатив граждан.

На реализацию проектов в бюджете Ленинского муниципального района было предусмотрено 10 млн. рублей, в бюджетах г.п. Горки Ленинские и с.п. Булатниковское - соответственно 5 млн. рублей и 1 млн. рублей. Инициаторы проекта, жители муниципалитетов, также приняли участие в реализации проектов софинансированием или собственным участием, т.е. работой.

Проекты, предложенные гражданами, были направлены на благоустройство территории поселений и создания комфортной среды проживания жителей на территории Ленинского района. В 2019 году планируется продолжить практику внедрения инициативного бюджетирования.

В Подмосковье есть общественные институты гражданского общества, с помощью которых можно реализовывать проекты с участием граждан. В Московской области зарегистрировано более 15 тысяч общественных организаций.

В каждом муниципальном районе и городском округе Подмосковья действует муниципальная общественная палата. В целях развития системы общественного контроля создаются общественные советы при органах власти всех уровней. Организована работа с обращениями граждан, поступающими как традиционными способами, так и через специализированные интернет-сервисы.

Важное значение приобретает непосредственное участия граждан в осуществлении местного самоуправления, в таких его формах, как ТОСы и сельские старосты. Это формы участия граждан и общественных объединений в решении важнейших вопросов социального и экономического развития муниципалитетов.

К сожалению, на сегодняшний день, по уровню развития института территориального-общественного самоуправления, Подмосковье уступает другим регионам. К сожалению, в муниципальных образованиях Московской области в последние десять лет количество ТОСов сокращается. Если в начале 2000-х насчитывалось около 400 ТОСов, то по состоянию на конец 2018 года было зарегистрировано только 155 ТОСов.

Сейчас наблюдается новый виток интереса к ТОС. Начался, хотя и медленный, рост количества охваченных подобным самоуправлением граждан.

По инициативе Комитета по местному самоуправлению, в 2017 году, Московской областной Думой принят закон Московской области «О поддержке территориального общественного самоуправления в Московской области». Так же, реализуется приоритетный проект Московской области «Создание условий для развития территориального общественного самоуправления (ТОС) на территориях городских округов, сформированных в 2015-2017 годах».

Однако необходимо признать, что, в силу своего достаточно специфического правового статуса, институт ТОС может быть жизнеспособным исключительно при условии поддержки, которую обеспечивают органы местного самоуправления и региональные органы власти – начиная с процедуры регистрации и заканчивая механизмами финансирования деятельности. И если такой поддержки нет, активность ТОС быстро сходит на нет. ТОС все время ищет ресурсы для решения проблем, ради которых люди объединились. Собственных средств участников ТОС на ремонт дороги, на обустройство парка - сложно собрать.

Практика участия ТОС в программах некоторых муниципальных образований позволяет решить злободневные вопросы жителей с привлечением средств муниципалитетов, бизнеса и граждан. Тут можно привести пример Мытищ. Здесь развитие ТОС шло через программные методы поддержки, ежегодные гранты. В течение уже более двадцати лет территориальное общественное самоуправление активно развивается и эффективно взаимодействует с администрацией муниципалитета в решении самого широкого круга вопросов: от решения вопросов благоустройства дворов, создания спортивных и детских площадок, парков, установки памятника А.В. Суворову. Проводятся спортивные, культурные и иные мероприятия, в которых участвует большое количество жителей.

Основной мерой реализации гражданских инициатив, представленных ТОСами, являются проекты. Примером служит благоустройство пляжной зоны в деревне Зарудня Коломенского городского округа или установка хоккейных площадок, которые есть практически в каждом крупном поселке городского округа. Во всех случаях администрация закупала материалы, а работы выполняли инициативные жители. Такой способ взаимодействия помогает не только четко выстраивать диалог между властью и обществом, но и благоустраивать территорию округа, создавая комфортные условия для жителей.

Хороший импульс развитию территориального общественного самоуправления может дать конкурсный механизм, применяемый для отбора проектов в рамках инициативного бюджетирования. Органы ТОС, заручившиеся общественной поддержкой, получают долговременный финансовый механизм для создания и обустройства зон отдыха, спортивных, детских площадок, восстановления историко-культурных памятников и др. Такое расширение и углубление практики инициативного бюджетирования за счет вовлечения ТОСов позволит придать инициативным группам долговременность, стимулировать их к созданию устойчивых общественных организаций и дальнейшей работе на благо местного сообщества. Деятельность ТОСов приобретает большую финансовую устойчивость.

Для обеспечения ежегодного процесса реализации практики инициативного бюджетирования и определения порядка и условий софинансирования из средств бюджета Московской области, проектов инициативного бюджетирования, отобранных в ходе предусмотренных практикой процедур, необходимо обеспечить своевременную разработку документов, определяющих общий порядок организации и проведения мероприятия по реализации практики инициативного бюджетирования на территории муниципальных образований Московской области.

Помимо нормативно-правовых актов для реализации практики целесообразно подготовить сопутствующие методические материалы, которые позволят оптимизировать и унифицировать работу.

Практика инициативного бюджетирования может стать важным фактором вовлечения жителей в решение местных вопросов и создание комфортных условий жизни, но для этого необходимо переходить от слов к делам.

Александр Наумов: Практика инициативного бюджетирования - необходимо переходить от слов к делам
Александр Наумов: Практика инициативного бюджетирования - необходимо переходить от слов к делам

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
  • Вконтакте
  • Комментарии: 0
  • Facebook:
Ваше имя:
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код:
Читайте также
Лучшее детям!
Коммунисты Пушкино в первый день лета приняли активное участие в акции «День донора».

Со Всемирным днем охраны окружающей среды и Днем эколога!
Поздравление заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика В.И. Кашина.

День защиты детей отметили в Подольске
День защиты детей отметили в ПодольскеЗаместитель Председателя ЦК КПРФ Владимир Кашин и Секретарь МК КПРФ Александр Наумов поздравили маленьких жителей Подольска на интерактивном фестивале «Подыграй!».

правовой, нужен, реализации, конкурсного, механизм, порядок, инициативного, нужны, отбора, также, бюджетирования, проекты

 

Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: Российскому сельхозмашиностроению – поддержку и развитие

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Павел Грудинин: «Коллектив настроен биться до последнего»

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Кому и зачем понадобилась пенсионная реформа?

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Чтобы молодежь не уезжала из страны

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, Председатель Комитета по местному самоуправлению Мособлдумы
Пить ли детям молоко!? Будет ли в школах безопасное питание?

Сергей СОСУНОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Власть и мусор: жителям Подмосковья пообещали «генеральную уборку». Чего ожидать?


 

 

контакты

Телефоны:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57
Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Все данные

Отделения КПРФ в Московской области:

партийная пресса

  • "Подмосковная правда", МК КПРФ
  • "На русском рубеже", г.Щелково
  • Газета "Советская Коломна"
  • Газета "Позиция", г.Королев

 

  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда