Индексация социальных выплат, отношение к региональному бюджету и ожидания от предстоящих выборов. Каким уходящий год стал для Подмосковного отделения Коммунистической партии, и что ее представители планируют изменить в наступающем году? О громких инициативах узнаем у заместителя председателя Московской областной думы, руководителя фракции КПРФ Константина Черемисова, это "Интервью 360".
- До завершения 2015 года остается меньше месяца. Этот год оказался насыщенным для вашей партии, о каких результатах можно говорить? Всем довольны?
- Я бы хотел отметить, что этот год насыщенный в целом для нашей страны, потому что это год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Мы провели широкомасштабные мероприятия всей страной. И когда проводили мероприятия, мы не делились на членов партий или по национальностям. Главный итог этого года я вижу в том, что мы все сплотились еще раз вокруг этого великого события и показали всему миру, что наш народ особый, что мы всегда готовы к трудностям. И то, что сегодня мы активно боремся с терроризмом, мы еще раз доказали всему миру, что нашу страну не победить. И в этом русле строилась работа нашей партии, в том числе Московской области. Потому что те законопроекты, которые вносились, мы считали и считаем, что они были направлены в первую очередь на то, чтобы обеспечить социальную достаточность нашего населения. Чтобы мы могли сделать все возможное, даже в условиях санкций, которые затронули, кстати, не только всю страну, но и все регионы. И поэтому проблемы, которые возникали у нас в Московской области из-за этих санкций, решались, чтобы народ не почувствовал обделённость в том или ином вопросе. Год был нелегким. И те законопроекты, которые принимались, они вызывали споры, и дальше будут вызывать, в следующем году. Но вся законотворческая деятельность нашей партии направлена на то, чтобы мы могли обеспечить населению Московской области социальную защищенность.
- Главное, что цель одна у представителей всех фракций.
- Да, я не сомневаюсь. Просто у нас свое определенное видение на многие моменты, у представителей других партий другое. Может быть, мы хотим что-то сделать быстрее, чем это возможно, но я считаю, что это нормально.
- Говоря о ваших инициативах, их было в этом году много. Но не все были поддержаны вашими коллегами. Если бы вам сказали "да", какие бы из них начали действовать уже со следующего года? О чем сожалеете больше всего?
- Я сожалею больше всего о том, что мы вынуждены в большей степени быть не удовлетворены тем, что мы приняли законы, которые ухудшили положение определенной категории граждан. В первую очередь пенсионеров. Я имею ввиду закон, по которому лишены права бесплатного проезда по территории Москвы определенные категории граждан. Мы не ожидали, что такой законопроект будет внесен, будет рассмотрен и будет принят. Потому что 10 лет после 2005 года, когда был принят закон о монетизации льгот, этот закон был принят у нас в Московской области, и он работал достаточно активно. И поэтому, если кому-то из инициаторов этого законопроекта захотелось лишить определенную категорию граждан бесплатного проезда по Москве, мы считаем, что это неправильно.
- Вы предлагали компромиссный вариант.
- Да. И не один. Мы говорили о том, что надо сделать все возможное, чтобы эта помощь была адресная. Мы об этом много говорим. И нам было сказано о том, что все равно мы сделаем все возможное для того, чтобы тем, кому необходимо ехать в Москву, например, на лечение (у нас есть медучреждения Московской области на территории Москвы) и по ряду других причин, будет оказана адресная помощь. Но с 1 августа всего такой адресной помощью воспользовались 2 человека. И потом, когда мы встречаемся с избирателями и спрашиваем, почему так, они говорят, что там столько бюрократии, что легче заплатить свои деньги и поехать. Но то, что людей лишили, и было сказано, что на этом мы сэкономим 2,3 млрд рублей, и они пойдут на строительство детских садов и школ, куда пошли эти деньги на самом деле? Когда мы принимали бюджет, о котором мы тоже будем говорить, министру финансов задали вопрос члены нашей фракции: а что на эти деньги будет построено? И внятного ответа мы так и не получили. И нас это очень расстроило. Потому что мы говорим, что деньги сэкономили, а людей поставили вот в такое положение. Поэтому у нас еще есть ряд законопроектов, которые мы в дальнейшем будем выносить для того, чтобы мы вернули бесплатный проезд определенным категориям.
- Тем не менее, принятый бюджет социально ориентирован. И около 70% пойдет именно на социальные нужды. Вы фракция, которая не поддержала бюджет. Почему так произошло?
- Мы всегда готовимся к принятию бюджета очень тщательно. И поэтому за последние годы мы впервые проголосовали против по целому ряду причин. Во-первых, в этот раз не получилось диалога у нас с исполнительной властью по этому бюджету. То есть, когда мы предлагаем какие-то поправки, зачастую они даже не обсуждаются, а просто получаем сухой ответ, что на это деньги в бюджет не заложены. Так мы для того и даем поправки, чтобы изменить и заложить. Хотя что отрицать, у нас действительно один из самых социальных бюджетов из всех регионов. И мы горды, что у нас 70% бюджета идет на социальные нужды населения. Но когда мы говорим, что мы предлагаем то-то и то-то, почему это даже не обсуждается? Давайте сядем на уровне министерств, на уровне комитетов и обсудим тот или иной вопрос. Хотя надо отдать должное, что если мы говорили, что надо выделить больше средств на капитальный ремонт, это было сделано. Если мы говорили, что надо поддержать сельское хозяйство побольше, 300 млн на поддержку производителей молока было выделено. Надо отдать должное. Но когда мы говорим, почему мы проголосовали, что у нас миллион людей пьют неочищенную воду, и надо не урезать бюджет на 60% по программе "чистая вода", а наоборот хотя бы оставить прежний, и заложить в бюджет 2017-18 гг, нам отказывают. Мы же принимали бюджет на 3 года, а сейчас мы вносим определенные изменения. И этого не сделано. Мы говорим, что по капремонту надо давать больше денег, и опять урезали на 50%.
- Вы сами говорили о том, что в непростой экономической ситуации надо делать так, чтобы всем было хорошо, и народу в первую очередь. Может быть такое перераспределение средств - это оптимальный вариант? Или те предложения, которые вы пытались внести, учитывали экономическую ситуацию?
- Мы бы хотели, чтобы нам доходчиво разъяснили отдельные пункты этого бюджета, в частности того, что касается эффективной политики, где заложено и увеличение до 36 млрд рублей, почти на 6 млрд. Когда мы у министра спрашиваем, что из себя представляет этот пункт и на что это все пойдет, мы не получаем внятного ответа. У нас есть люди (и этому законопроекту уже 6 лет от нашей фракции), которым уже четверть века не присваивается статус ветерана труда. И мы говорим, давайте тем, у кого стаж 45 лет и больше доплачивать хотя бы по 500 рублей. Мы уже просчитали, на все про все требуется всего 120 млн рублей, чтобы этим людям доплатить хотя бы по 500 рублей. Они говорят, что у нас нет денег в бюджете. Как? В бюджете заложено увеличение на те же самые 120 млн на СМИ, но что для нас важнее СМИ или люди? Если СМИ для вас так важны, давайте мы найдем другие источники для того, чтобы этих людей хоть как-то поддержать. И так целый ряд вопросов, в частности по сельскому хозяйству. Мы сейчас говорим об импортозамещении. Видите, что мы уже ввели санкции против Турции. И поэтому понимаем, что нужен наш производитель. И когда у нас в бюджете заложено меньше 1% на поддержку сельского хозяйства, а в других регионах, даже соседних, там по 15%, мы говорим, давайте увеличим хотя бы до 3-4%, чтобы мы могли развивать сельское хозяйство. Тем более правильная политика сегодня у губернатора и у Правительства, что мы сейчас возвращаем земли в сельхозоборот. Но эти же земли надо обрабатывать, надо заводить туда сельхозпроизводителей. Давайте им помогать. Московская область в советское время всегда была в числе передовых.
- Но и сейчас по многим сельхоз показателям мы на первом месте.
- Так вот я и говорю, что надо поддержать сельхозпроизводителя в данном случае. Если не сейчас, то хотя бы чтобы был нормальный диалог. Если бы нам сказали, что при наличии ресурсов внесут изменения в бюджет в 2016 году, по ходу и тогда что-то будет сделано. А эти сухие ответы нас не устраивают. Потому что мы хотим сделать все, чтобы население себя чувствовало комфортно на территории Московской области.
- Вас не устроил и размер индексации социальных выплат. Какую цифру вы считаете оптимальной?
- Я даже не виню наше областное Правительство, потому что эту цифру спускают федералы. И мы не имеем права устанавливать иную цифру. А они обозначают 7% на будущий год, и на этот год тоже. Хотя сегодня уже по статистике известно, что инфляция составила 15,5%. Мы видим, какой у нас идет рост тарифов, рост цен. Народ все это на себе чувствует. И когда мы говорим, чтобы индексировать определенные выплаты определенным категориям до тех же 7%, то получается в 2 раза меньше. К сожалению, региональные правительства при формировании бюджетов в большей степени страдают от федерального правительства. И к ним у нас в большей степени претензии. Поэтому мы депутатам Госдумы говорим, чтобы они разобрались хоть немножко с федеральным Правительством. Потому что они напринимали таких законов, под которые вынуждены подстраиваться наши региональные правительства. И сегодня мы критикуем наших областников, но они зачастую исходят из того, что федеральный закон прописал, и мы вынуждены его выполнять. И вот этот коллапс зачастую возникает не по их вине. Но мы их критикуем для того, чтобы они так же как мы с ними, разговаривали и с федеральным Правительством. И не молчали. Потому что от этого зависит и оценка их труда. В том числе на той территории, на которой они работают.
- А тот коллапс, о котором вы только что говорили, когда он возникает, и вы не можете решить какие-то вопросы со своими коллегами в Московской областной думе, вы выходите с какими-то инициативами на губернатора, просите помощи у Андрея Воробьева для того, чтобы решить какие-то реально насущные проблемы?
- Мы не просто просим, мы и советуемся, и встречаемся, и общаемся. И находим общий язык. Тут нет вопросов. Если говорить о взаимодействии, мы в постоянном контакте, регулярно общаемся. Но не все в их силах. И видение того или иного вопроса получается пусть не диаметрально противоположное, но не сходится по ряду каких-то позиций. Это нормальное явление. И поэтому когда у нас шел диалог по законопроекту о лишении льгот на проезд, у нас прошло 6 круглых столов. У нас была встреча с губернатором на эту тему. И каждый остался при своей позиции. Хотя губернатор лично сказал, когда мы с ним встречались: "Вы настаивали, чтобы в области все сохранить? Мы пошли на этот шаг и все сохранили по бесплатному проезду по Московской области". Спасибо. Но давайте еще сделаем так, чтобы ряд определенных категорий льготников, я не беру федеральных, они и так не лишены этой возможности, чтобы льготы были сохранены для определенных категорий. Как пример: у нас есть ветераны военной службы. Это люди, я с ними очень много встречаюсь, в военных городках, они говорят: "Мы всю жизнь мотались и мотаемся по гарнизонам, приехали сюда тоже не по своей воле, потому что нас государство сюда направило. И дослуживаем здесь, и увольняют нас отсюда. И здесь нам дают жилплощадь или мы ждем ее. Но мы вынуждены работать". И вот когда министр финансов говорит, что они посчитали, что по бесплатному проезду катались примерно 10%, именно эта категория, я ему отвечаю, что именно эта категория зачастую вынуждена снимать квартиры, содержать свои семьи. Ведь это достаточно молодые люди, многим чуть больше 40, подрастают детишки, их надо отдавать на учебу. Они не по своей воле здесь. Поэтому мы должны к этой категории по-особому подходить. Поэтому мы тоже сейчас просчитали, мы вносим законопроект в первой декаде следующего года. Для того, чтобы хотя бы для этой категории сохранить бесплатный проезд. Мы должны их поддержать. Потому что, когда наступают тяжелые времена, как мы видим в Сирии, наши ребята там гибнут, это из этой же оперы, а эти люди всю жизнь служили Отечеству, Родине, несли боевое дежурство точно так же. И получили статус ветеранов военной службы неспроста. То есть, государство дало им этот статус. И мы, депутаты, не имеем права их лишать этого статуса и определенных преференций. Мы вернемся ко многим вопросам и будем их обсуждать. В этом нет ничего страшного. Мы говорим Правительству, что будем искать резервы и источники вместе, для того, чтобы те, кто заслуживает, были обеспечены этим вниманием.
- Следующий год обещает быть горячим, потому что предстоят выборы и в Государственную думу, и в областную. И господин Чуров уже заявил о том, что он будет необычным. Вы готовитесь к этой борьбе? Как будет представлена ваша фракция на этих выборах? Кого планируете выдвигать? Много ли новых лиц мы увидим на избирательном поле?
- Для господина Чурова всегда новые выборы являются необычными. А итог один - это повальная критика самого нашего председателя Избирательной комиссии.
- Но то, что выборы станут одними из самых ярких, можно не сомневаться!
- Может быть и станут. Но я вас уверяю, что на территории Московской области эта кампания, может быть, просто будет более жесткой. И новых партий здесь не появится. Потому что мы на этой территории работаем очень давно.
- Ваша фракция уже долгие годы на втором месте.
- Да. С конца 90-х годов все площадки на территории Московской области нами изучены вдоль и поперек. И никакая другая партия, никакие демократы или "болотники" сюда не зайдут! Я вас уверяю!
- Мандаты уступать вы не собираетесь?
- Ни в коем случае! Я вас уверяю! Борьба развернется между четырьмя парламентскими партиями, которые сегодня представлены в Московской областной думе. И никаких других здесь не появится!
- А новых людей будет много?
- Достаточно много.
- И вы уже знаете, кто?
- Да, и мы знаем, кто. И знаем, что люди готовы к борьбе. Наша программа тоже готова. То есть, у нас уже к концу декабря первый партийный материал с итогами работы нашей фракции, например, за этот год, уже готов. Он будет доведен до избирателей. Мы каждые выходные встречаемся с населением.
- Вы только что заявили о программе вашей партии, которую озвучите уже в начале следующего года, какая самая громкая инициатива готовится вашей партией? И на что вы будете делать упор в первую очередь в следующем году.
- Если говорить о нашей фракционной работе, об инициативе, во-первых, мы продолжим работу по возможности предоставить определенным категориям бесплатно ездить в ту же самую Москву. И на территории Москвы все виды транспорта. Второе: есть такая важная категория, мы ее называем "дети войны". Эта категория людей зарегистрирована на федеральном уровне. У нас тоже сегодня в этой организации официально зарегистрировано 270 тысяч. Мы понимаем, что ветеранов войны у нас осталось очень мало. А самому молодому представителю категории "дети войны" в этом году 70 лет. То есть, это получаются те же самые ветераны. И мы говорим, что давайте примем законопроект, по которому в День Победы каждому представителю этой категории выплатим, например, по тысяче рублей. В качестве премиальных, уважительных, как бы мы их ни называли. Для того, чтобы человек почувствовал, что на него обратили более пристальное внимание, чем обычно. Пока органы исполнительной власти не идут нам навстречу. Но сейчас на федеральном уровне в Думе эти законы прорабатываются, и мы надеемся на то, что федералы примут этот законопроект. И тогда не нужно будет в регионах принимать это отдельным законом. А кстати, в 15-ти регионах уже приняты. Если все-таки на федеральном уровне не будет принято, то мы тогда выносим этот законопроект уже в нашу Думу. И если не будет принят закон о том, чтобы определенной категории дать возможность не платить за капитальный ремонт, хотя этот законопроект сейчас готовится, то тогда мы будем вносить законопроект, по которому тем, кому исполнилось 70 лет, освободить от этих выплат, потому что по этим выплатам очень много вопросов.
- То есть, инициатив много, есть над чем работать. Будем надеяться, что многие из них все-таки в 2016 будут приняты. Спасибо вам большое за интересный разговор!
- Всех жителей Подмосковья поздравляю с наступающим Новым Годом! Мира, здоровья, счастья и всего самого доброго!