О скрытой политической рекламе ЦИК РФ
Известно, что на Центризбирком РФ возложены обязанности по контролю соблюдения законодательства РФ о выборах президента России. 28 февраля автор этих строк обратился на сайте cikrf.ru к председателю ЦИК РФ Элле Памфиловой с информацией о нарушении правил предвыборной агитации. В обращении отмечалось, что в вестибюлях, на станциях и в вагонах поездов Московского метрополитена размещены рекламные щиты с плакатами, содержание которых имеет все признаки скрытой политической рекламы в интересах избрания одного из кандидатов на пост президента России. На плакате изображена контурная карта России и под ней следующий двухэтажный текст:
НАША СТРАНА, НАШ ПРЕЗИДЕНТ,
НАШ ВЫБОР!
Внизу плаката указано его происхождение (авторство): ЦИК России.
Выяснилось, что этот двухэтажный слоган действительно «висел» весь предшествующий период избирательной кампании на официальном сайте ЦИК России www.cikrf.ru в верхней части главной страницы рядом с контурной картой России, и включался поочередно с другой рекламой (о возможности голосования по месту нахождения избирателя).
Точно такая же политическая реклама (но уже без ссылки на ЦИК РФ) постоянно публикуется в газете «Ежедневные новости. Подмосковье сегодня», учредителем которой является правительство Московской области (копия прилагается).
Если разобраться, то любому гражданину ясен очевидный смысл первых фраз рекламы: «Наша страна» = Россия, «наш президент» = Путин. На первый взгляд, здесь нет ничего особенного. Однако, словами «наша» и «наш» авторы слогана, как бы, присоединяют человека к себе, создавая видимость единства интересов, взглядов («мы все, вместе – одна страна, одна команда»). И в подсознании человека невольно возникает знак равенства между блоками: «наш президент» (Путин) = «наш выбор» («если мы вместе, то делай, как все»). Именно в этом и состоит смысл косвенного внушения, подсказывания гражданину выбора, нужного авторам рекламы, т.е. нашему «независимому» ЦИК, как одному из компонентов системы власти в РФ.
Авторы слогана ловко применяют дезориентацию во времени, смешивая настоящее положение вещей (очевидные факты) и будущее действие человека, чтобы в конце предложения «Наша страна, наш президент, наш выбор(?)» поставить другую фамилию из списка кандидатов, избирателю нужно преодолеть инерцию подсознания и иметь глубокое убеждение в необходимости смены курса страны, который может осуществить только один кандидат - Павел Грудинин. Иными словами, нужно отделить свои интересы от интересов авторов рекламы и осознать СВОЙ выбор.
Указанный приём подразумевания, переноса смысла во времени описан в теории скрытого управления людьми, т.е. манипуляции их сознанием, когда человека подводят к нужному манипуляторам действию, но так, чтобы избиратель считал, что этот выбор он, будто бы, сделал самостоятельно.
Использование командой Б.Ельцина и её американскими советниками методов нейролингвистического программирования (НЛП), запрещенного в ряде зарубежных стран как средство политической рекламы, не вызывает сомнения у экспертов в этой области. Достаточно вспомнить известный слоган кампании 1996 года: «Голосуй сердцем!» на фоне фото президента.
Аналогичный прием применялся политтехнологами «Единой России» перед Единым днём голосования по выборам депутатов Госдумы VII созыва, когда 16 сентября 2016 года президент РФ в конце своего обращения к гражданам страны призвал: «Голосуйте за Россию!». Доверчивые избиратели догадались, какую именно «Россию» подразумевает президент. В результате провалились все парламентские партии, а неслыханный процент мандатов, полученных «Единой Россией» в Госдуме РФ, почти совпал с тогдашним рейтингом главы государства (76%). Словесная конструкция «Наша страна, наш президент, наш выбор!» построена по тем же специальным правилам.
В завершение обращения к председателю ЦИК РФ была высказана просьба провести проверку фактов, доказывающих наличие в указанном слогане скрытой агитации в пользу одного кандидата, а также объяснить, на каком основании очевидные методы манипуляции сознанием избирателей используются при создании рекламной информации на официальном сайте ЦИК России и в других СМИ.
Судя по всему, количество обращений в Центризбирком по данному вопросу было таково, что 3 марта лозунг «Наша страна, наш президент, наш выбор!» был удалён с главной страницы сайта ЦИК РФ. На ряде станций Московского метрополитена рекламные плакаты также заменили, но в вагонах метро они остаются. В газете «Ежедневные новости. Подмосковье сегодня» по-прежнему печатается этот слоган, манипуляция продолжается.
В настоящее время единственным средством противодействия подобной незаконной агитации является её разоблачение. Осенью 2018 года предстоят губернаторские выборы. Нетрудно уже сейчас представить, что аналогичный рекламный слоган политтехнологи «партии власти» могут снова пустить в ход, чтобы непрерывно вести скрытую агитацию за нынешнего губернатора: «Наше Подмосковье, наш губернатор, наш выбор!».
Изложенные факты и доводы позволяют сделать вывод, что необходимо запретить использование методов НЛП в избирательных кампаниях, как это сделано в других странах. Такой преградой может стать федеральный закон о политической рекламе в Российской Федерации, который должен поставить вне закона любые методы манипуляции сознанием избирателей.